ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 1998 г. N 2267-II ГД
О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА
И ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ
И ПОСЛЕДСТВИЙ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ПАКЕТОВ АКЦИЙ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СВЯЗЬИНВЕСТ",
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТЮМЕНСКАЯ
НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ", ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "СИБНЕФТЬ" И РОССИЙСКОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
"НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по анализу и проверке соответствия законодательству
Российской Федерации порядка, условий, результатов и последствий
аукционов по продаже пакетов акций открытого акционерного общества
"Связьинвест", открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная
компания", открытого акционерного общества "Сибнефть" и
Российского акционерного общества "Норильский никель" (далее -
Комиссия) рассмотрела порядок, условия, результаты и последствия
указанных аукционов, а также заключения Счетной палаты Российской
Федерации в связи с реализацией Постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 5 сентября 1997 г.
N 1668-II ГД "О поручении Счетной палате Российской Федерации".
Государственная Дума отмечает, что в полученных Комиссией
материалах содержатся данные о том, что в ходе подготовки и
проведения указанных аукционов были допущены многочисленные
нарушения законодательства Российской Федерации, проигнорированы
интересы страны и ее государственной безопасности.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению
федеральным имуществом и Российский фонд федерального имущества не
осуществляли должным образом свои полномочия на управление
федеральной собственностью, передоверили решение важных вопросов
организации аукционов и разработки их условий фирмам - участникам,
предоставили им неоправданные льготы и занизили стоимость
находившихся в федеральной собственности пакетов акций указанных
акционерных обществ.
Правительство Российской Федерации не осуществляло должный
контроль за приватизацией, не смогло учесть в полной мере интересы
государства, дать надлежащую оценку стоимости приватизированных
объектов, пресечь возможность субъективных или ошибочных действий
своих должностных лиц.
Нормативная правовая база проведения подобных аукционов
противоречива, недостаточна и в значительной степени состоит из
нормативных актов Государственного комитета Российской Федерации
по управлению федеральным имуществом и Российского фонда
федерального имущества. Указанные аукционы породили множество
судебных споров. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и
Генеральная прокуратура Российской Федерации самоустранились от
осуществления своих надзорных функций по таким делам.
В результате проведенных аукционов не были достигнуты
поставленные цели - пополнение федерального бюджета, повышение
эффективности производства и управления собственностью,
стабилизация в социальной сфере.
Государственная Дума считает нецелесообразной продажу
федеральной собственности для покрытия текущих расходов
федерального бюджета. Очевидны негативные последствия отсутствия
государственного контроля за прибыльными отраслями промышленности,
имеющими стратегическое значение, обеспечивающими государственную
и экономическую безопасность страны. Губительно сказывается
фактическая монополия органов исполнительной власти в организации
проведения указанных аукционов.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Комиссии.
2. Направить Президенту Российской Федерации настоящее
Постановление, материалы о проведении анализа и проверки порядка,
условий, результатов и последствий аукционов по продаже пакетов
акций открытого акционерного общества "Связьинвест", открытого
акционерного общества "Тюменская нефтяная компания", открытого
акционерного общества "Сибнефть" и Российского акционерного
общества "Норильский никель".
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
приостановить проведение аукционов по продаже особо важных
объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое
значение для обеспечения безопасности Российской Федерации, до
утверждения перечня таких объектов федеральным законом,
представить Государственной Думе исчерпывающее финансово -
экономическое обоснование целесообразности их приватизации;
принять меры к соответствующим должностными лицам, допустившим
нарушения законодательства Российской Федерации и нанесшим своими
действиями ущерб федеральному бюджету при проведении указанных
аукционов;
представить в Государственную Думу предложения о
совершенствовании законодательства Российской Федерации в области
приватизации федеральной собственности.
4. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации
рассмотреть заключения Счетной палаты Российской Федерации и
Комиссии, дать правовую оценку содержащихся в них фактов и принять
надлежащие меры по устранению допущенных нарушений
законодательства Российской Федерации.
5. Считать, что основные положения и процедуры проведения в
дальнейшем конкурсов и аукционов по продаже объектов, находящихся
в федеральной собственности и имеющих стратегическое значение для
обеспечения безопасности Российской Федерации, должны
регулироваться федеральным законодательством.
В связи с этим поручить Комитету Государственной Думы по
собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Комитету
Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту
и энергетике, Комитету Государственной Думы по безопасности
подготовить в течение двух месяцев предложения о законопроекте "О
распоряжении акциями (пакетами акций) акционерных обществ -
объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое
значение для обеспечения безопасности Российской Федерации".
Изменения и дополнения в законодательные акты должны
затрагивать наиболее важные проблемы, в том числе:
соблюдение требований государственной и экономической
безопасности страны при приватизации объектов, находящихся в
федеральной собственности и имеющих стратегическое значение для
обеспечения безопасности Российской Федерации;
установление ответственности должностных лиц за принимаемые
решения;
регулирование процесса приобретения прав собственности
покупателем до выполнения им инвестиционных обязательств;
условия и порядок дополнительной эмиссии акций;
исключение участия в аукционах аффилированных лиц или иных
юридических лиц, не обладающих достаточным собственным капиталом;
условия покупки крупных пакетов акций кредитными учреждениями
и банками;
предотвращение путем проведения аудиторских проверок
использования в ходе аукционов финансовых средств, полученных в
результате осуществления противозаконной деятельности,
необходимость обслуживания бюджетных счетов и расчетов по
приватизации только государственными учреждениями.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
------------------------------------------------------------------
|