МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 1998 г. N 1370-ЕК
О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ
СМЕНЫ И ОБ УСЛОВИЯХ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
На запросы, адресованные в Правительство Российской Федерации,
по вопросам продолжительности рабочей смены членов экипажей
воздушных судов гражданской авиации и об условиях их отдыха во
время полета Минтруд России сообщает, что в соответствии со
статьей 44 КЗоТ Российской Федерации для работников, занятых на
работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Постановлением Минтруда России от 24.03.92 N 3 в связи с
особым характером и условиями труда членам экипажей воздушных
судов гражданской авиации - пилотам, штурманам, бортинженерам,
бортмеханикам, бортрадистам и бортоператорам - при выполнении
летной работы с 6 апреля 1992 г. установлена 36-часовая рабочая
неделя.
В соответствии со статьей 52 КЗоТ Российской Федерации на
непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях,
а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и
на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не
может быть соблюдена установленная для данной категории работников
ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени,
допускается по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным
органом предприятия, учреждения, организации введение
суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы
продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала
нормального числа рабочих часов.
Это в полной мере относится и к членам экипажей воздушных
судов.
Что касается продолжительности рабочей смены членов экипажей
воздушных судов, то, учитывая особый характер их работы и вредные
условия труда, в отличие от общеустановленных положений, когда
продолжительность смены определяется непосредственно
администрацией по согласованию с соответствующим выборным
профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации с учетом
мнения трудового коллектива (статья 46 КЗоТ Российской Федерации),
для членов экипажей воздушных судов максимальная продолжительность
смены должна определяться законодательством (статья 252 КЗоТ
Российской Федерации).
В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.03.92 N 421-р Минтрудом России по
согласованию с Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России
было утверждено Временное положение о рабочем времени и времени
отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации
Российской Федерации, разработанное Минтрансом России совместно с
Советом профсоюза летного состава России и Советом Федерации
профсоюзов авиационных работников России, сроком на 2 года
(Постановление Минтруда России от 25.06.93 N 124), срок которого
истек.
В целях принятия постоянного положения взамен указанного выше
Временного положения Минтруд России предложил Минтрансу России
представить в Минтруд России результаты практики применения этого
Положения и обоснования внесения в него необходимых изменений,
согласованных с Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России
(N 546-РБ от 24.08.95).
До настоящего времени таких обоснований не поступило.
По нашему мнению, Федеральной авиационной службе России по
согласованию с Минздравом России и соответствующими профсоюзными
органами, в том числе и с Профсоюзом летного состава Российской
Федерации, следует ускорить представление указанных материалов.
Что касается вопроса об условиях отдыха членов экипажей
воздушных судов во время полета, то с учетом особенностей работы
на транспорте (железнодорожном, водном) в соответствии с
действующим законодательством работникам этих отраслей ежедневный
отдых предоставляется на транспортном средстве (железнодорожный
вагон, морское, речное судно и т.д.).
Заместитель Министра
Е.Д.КАТУЛЬСКИЙ
|