ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 1998 г. N 19
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ
ПРЕДПИСАНИЙ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ
1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке
выдачи предписаний и наложения штрафов Рострудинспекцией за
нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об
охране труда.
2. Информационно - техническому управлению Рострудинспекции
(Терехов Ю.В.) обеспечить издание необходимым тиражом и
направление Методических указаний в структурные подразделения
центрального аппарата и государственные инспекции труда системы
Рострудинспекции для использования в административной практике.
3. Должностным лицам системы Рострудинспекции, осуществляющим
государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о труде и об охране труда, руководствоваться
в своей деятельности при выдаче предписаний и наложении штрафов за
выявленные нарушения действующим законодательством Российской
Федерации и Методическими указаниями.
4. Руководителям государственных инспекций труда системы
Рострудинспекции:
организовать систематический учет выданных предписаний и
постановлений о наложении штрафов и контроль их исполнения;
ежеквартально осуществлять анализ состояния административной
практики и информировать Руководителя Рострудинспекции.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Руководителя Рострудинспекции Лугового А.Н.,
Разуваева Ю.П. и Шарикова Л.П.
Руководитель Рострудинспекции -
Главный государственный
инспектор труда
Российской Федерации
В.К.ВАРОВ
Приложение
к Приказу Рострудинспекции
от 10 марта 1998 г. N 19
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ
РОСТРУДИНСПЕКЦИЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Настоящие Методические указания определяют порядок выдачи
предписаний и наложения штрафов Федеральной инспекцией труда при
Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
(Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными
инспекциями труда по субъектам Российской Федерации,
государственными отраслевыми инспекциями труда за нарушения
законодательства Российской Федерации о труде и об охране
труда <*> в организациях независимо от форм собственности и
подчиненности в соответствии с законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях.
--------------------------------
<*> В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о Федеральной
инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации
(Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 20.07.94 N 1504, применительно к задачам и функциям
Рострудинспекции под законодательством Российской Федерации о
труде и охране труда понимаются также связанные с ним
законодательные и иные нормативные правовые акты о возмещении
вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании,
занятости, банкротстве и приватизации организаций, коллективных
договорах и соглашениях.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Предписания и постановления о наложении штрафов за
нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об
охране труда выдают следующие должностные лица Рострудинспекции и
подведомственных ей государственных инспекций труда по субъектам
Российской Федерации, государственных отраслевых инспекций труда:
а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный
государственный инспектор труда Российской Федерации; заместитель
Главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
Главный государственный правовой инспектор труда Российской
Федерации; Главный государственный инспектор по охране труда
Российской Федерации; государственные правовые инспекторы труда и
государственные инспекторы по охране труда;
б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской
Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные
государственные правовые инспекторы труда (в том числе
отраслевые), главные государственные инспекторы по охране труда (в
том числе отраслевые), государственные правовые инспекторы труда и
государственные инспекторы по охране труда;
в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные
государственные правовые инспекторы труда, главные государственные
инспекторы по охране труда, государственные правовые инспекторы
труда, государственные инспекторы по охране труда.
1.2. Основаниями для выдачи предписаний и вынесения
постановлений о наложении штрафов являются протоколы проверок,
содержащие сведения о нарушениях законодательства Российской
Федерации о труде и об охране труда, и протоколы об
административном правонарушении.
1.3. Предписания выдаются руководителям, их заместителям,
должностным лицам и другим ответственным работникам организаций по
формам, утверждаемым приказом Руководителя Рострудинспекции.
1.4. Штрафы на должностных лиц (руководителей, других
ответственных работников) организаций за нарушение
законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда
налагаются в установленном законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях порядке на основании
вынесенных постановлений об административном правонарушении по
форме, утверждаемой приказом Руководителя Рострудинспекции.
1.5. Все органы и должностные лица системы Рострудинспекции
обязаны вести систематический учет выданных ими предписаний,
вынесенных постановлений, и контроль их исполнения.
II. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ
2.1. Указанные в пункте 1.1 настоящих Методических указаний
лица в соответствии со своей компетенцией по результатам
государственного надзора и контроля вправе выдавать следующие
предписания:
2.1.1. Предписание (форма N 2-ГИТ) об устранении выявленных
нарушений законодательства Российской Федерации о труде и об
охране труда (часть вторая статьи 24 Основ законодательства
Российской Федерации об охране труда; абзац 5 пункта 8 Положения о
Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской
Федерации (Рострудинспекции), утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 20 июля 1994 г. N 1504, далее именуемого
Положение о Рострудинспекции) - в случаях, когда указанные
нарушения носят очевидный характер и по которым не имеется
вступивших в законную силу решений соответствующих органов по
рассмотрению трудовых споров, установленных действующим
законодательством Российской Федерации (КТС, суд). В случаях
выявления очевидных нарушений по фактам, находящимся на
рассмотрении указанных органов, предписание, как правило,
выдается. В спорных ситуациях предписание не выдается, но в случае
убежденности в правоте работника ему оказывается содействие в
рассмотрении его заявления в соответствующем органе по
рассмотрению трудовых споров.
2.1.2. Предписание (форма N 5-ГИТ) о приостановлении
производственной деятельности организации, структурного
подразделения, работы оборудования в случаях, когда выявленные
нарушения требований по охране труда представляют опасность для
жизни и здоровья работников и населения, на срок, необходимый для
устранения выявленных нарушений (часть первая статьи 28 Основ
законодательства Российской Федерации об охране труда; абзац 2
пункта 9, абзац 4 пункта 10 Положения о Рострудинспекции).
2.1.3. Предписание (форма N 7-ГИТ) об отстранении от работы
лица, не прошедшего обучения, инструктажа и проверки знаний норм
по охране труда, которое действует до устранения выявленных
нарушений (часть вторая статьи 24 Основ законодательства
Российской Федерации об охране труда; пункт 9 Положения о
Рострудинспекции).
2.2. Предписания, предусмотренные подпунктом 2.1.1 настоящих
Методических указаний, вправе выдавать все должностные лица
системы Рострудинспекции, указанные в пункте 1.1 настоящих
Методических указаний.
Предписания, предусмотренные подпунктами 2.1.2 и 2.1.3
настоящих Методических указаний, вправе выдавать следующие
должностные лица системы Рострудинспекции:
а) в центральном аппарате Рострудинспекции - Главный
государственный инспектор труда Российской Федерации; Главный
государственный инспектор по охране труда Российской Федерации;
государственные инспекторы по охране труда;
б) в государственных инспекциях труда по субъектам Российской
Федерации - главные государственные инспекторы труда, главные
государственные инспекторы по охране труда (в том числе
отраслевые), государственные инспекторы по охране труда;
в) в государственных отраслевых инспекциях труда - главные
государственные инспекторы по охране труда, государственные
инспекторы по охране труда.
III. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ
3.1. Нарушение должностным лицом (руководителем, другим
ответственным работником) организации независимо от форм
собственности законодательства Российской Федерации о труде и об
охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных
размеров оплаты труда (статья 41 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
3.2. О совершении административного правонарушения,
предусмотренного статьей 41 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, составляется протокол (форма N 3-ГИТ)
уполномоченным на то должностным лицом (статья 234 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях). Протокол подписывается
лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное
правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол
может быть подписан также и этими лицами. Подписание протокола
лицом, совершившим правонарушение, означает, что это лицо
ознакомилось с содержанием протокола и ему стало известно, о каких
его действиях (бездействии) и о нарушении какого (каких)
нормативного правового акта в нем говорится. Однако подписание
протокола не означает согласия лица с его содержанием. В случае
отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола
в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение,
вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания
по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от
его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются
его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях, о чем делается отметка в
протоколе (статья 235 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
Копия протокола об административном правонарушении немедленно
после составления протокола вручается под расписку лицу,
совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе
(статья 236-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
3.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях,
предусмотренных статьей 41 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, и выносить постановления о наложении
административного взыскания вправе (статья 210 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях):
руководители государственных инспекций труда за нарушения
законодательства Российской Федерации о труде и законодательства
Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до ста
минимальных размеров оплаты труда;
государственные инспекторы по охране труда за нарушения
законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в
размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
государственные правовые инспекторы труда за нарушения
законодательства Российской Федерации о труде - штраф в размере до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
При этом следует иметь в виду, что в число руководителей
государственных инспекций труда входят заместители руководителей
государственных инспекций труда, главные государственные
инспекторы труда отраслевых инспекций, а также начальники
соответствующих подразделений инспекторского состава центрального
аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда по
субъектам Российской Федерации (пункт 3 Приказа Рострудинспекции
от 03.08.95 N 21). Более конкретный перечень должностных лиц
системы Рострудинспекции изложен в пункте 1.1 настоящих
Методических указаний.
3.4. Дела о наложении штрафов рассматриваются не позднее чем
в пятнадцатидневный срок со дня составления (получения)
инспектором, правомочным рассматривать дело (пункт 3.3 настоящих
Методических указаний), протокола об административном
правонарушении и других материалов дела (статья 257 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях).
3.5. Дела о наложении штрафов рассматриваются в присутствии
лица, привлекаемого к административной ответственности. В
отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях,
когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и
времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство
об отложении рассмотрения дела (статья 247 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях).
Рассмотрение начинается с представления инспектора,
рассматривающего данное дело. Затем объявляется, какое дело
подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной
ответственности в виде штрафа, разъясняются лицам, участвующим в
рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается
протокол об административном правонарушении (статья 258 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях).
3.6. По результатам рассмотрения дела инспектор выносит
постановление о наложении административного взыскания в виде
штрафа (форма N 4-ГИТ) либо постановление о прекращении дела
производством (статья 262 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения
дела. Копия постановления вручается немедленно под расписку или в
срок не позднее трех дней высылается заказным письмом лицу, в
отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его
просьбе. В случае, если копия постановления высылается, об этом
делается соответствующая запись в деле (статья 263 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях).
3.7. Административное взыскание в виде штрафа может быть
наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его
обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо
прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя
признаков административного правонарушения административное
взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия
решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его
прекращении (статья 38 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
3.8. Размеры штрафов, предусмотренных статьей 210 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях, в каждом конкретном
случае определяются с учетом характера совершенного
правонарушения, личности нарушителя, степени его вины,
имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих
ответственность (статьи 33, 34 и 35 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях).
IV. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА
4.1. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее
пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении
штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого
постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об
оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Штраф вносится
нарушителем в учреждение Сберегательного банка Российской
Федерации (статья 285 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях), и в соответствии с действующим законодательством
перечисляется на текущий счет соответствующей государственной
инспекции труда по субъекту Российской Федерации.
4.2. В случае неуплаты штрафа нарушителем в установленный срок
постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы
штрафа в принудительном порядке (статья 286 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях) в соответствии с правилами,
установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (раздел V
"Исполнительное производство").
При этом необходимо иметь в виду, что 06.11.97 вступили в силу
Федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных
приставах", в соответствии с которыми ликвидируется институт
судебных исполнителей при районных судах и создается служба
судебных приставов в органах юстиции. Однако до повсеместного
создания новой службы сохраняется существующий порядок размещения
судебных приставов - исполнителей в районных (городских) судах,
если отсутствуют условия для иного размещения, а также временно
сохраняется существующий порядок работы канцелярии по передаче на
исполнение судебным приставам - исполнителям исполнительных
документов. Также необходимо иметь в виду, что до внесения
изменений в ГПК РСФСР в связи с принятием Федерального закона "Об
исполнительном производстве", при рассмотрении в судах вопросов,
касающихся исполнительного производства, должны применяться нормы
Федерального закона "Об исполнительном производстве" и нормы ГПК
РСФСР, не противоречащие этому закону (письмо Министерства юстиции
Российской Федерации от 31.10.97 N 06-07-08-97 "О Федеральных
законах "О судебных приставах" и "Об исполнительном
производстве").
4.3. Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание
штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении
возвращается инспектору, вынесшему постановление (статья 288
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
4.4. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано
лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим
(статья 266 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях)
вышестоящему должностному лицу системы Рострудинспекции или в
районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
Жалоба направляется инспектору, вынесшему постановление, если иное
не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение
трех суток направляется вместе с делом соответствующему
должностному лицу, правомочному ее рассматривать и которому она
адресована (статья 267 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях). Жалоба может быть подана в течение десяти дней
со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока
по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении
которого вынесено постановление, может быть восстановлен
соответствующим должностным лицом, правомочным рассматривать
жалобу (статья 268 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
Постановление о наложении штрафа может быть также
опротестовано прокурором (статья 269 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях).
Подача в установленный срок жалобы, принесение прокурором
протеста приостанавливает исполнение постановления о наложении
штрафа до рассмотрения жалобы или протеста (статья 270 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях).
Жалоба, протест рассматриваются в десятидневный срок со дня их
поступления (статья 271 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях).
По жалобе или протесту соответствующим должностным лицом,
правомочным их рассматривать, может быть принято одно из следующих
решений:
а) постановление остается без изменения, а жалоба или протест
без удовлетворения;
б) постановление отменяется, а дело направляется на новое
рассмотрение;
в) постановление отменяется и дело прекращается;
г) изменяется мера взыскания в пределах, предусмотренных
нормативным актом об ответственности за административное
правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Копия решения по жалобе или протесту на постановление в
течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно
вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах
рассмотрения протеста сообщается прокурору (статья 273 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях).
|