ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 6 марта 1998 года
О ПОРЯДКЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ ВКЛАДЧИКАМИ И ДРУГИМИ КРЕДИТОРАМИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, У КОТОРЫХ ОТОЗВАНЫ ЛИЦЕНЗИИ
НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
В связи с многочисленными запросами Центральный банк
Российской Федерации разъясняет порядок предъявления претензий
вкладчиками и другими кредиторами коммерческих банков, у которых
отозваны лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с действующим законодательством после отзыва у
коммерческого банка лицензии учредители (участники) банка либо
орган, уполномоченный на то учредительными документами, должны
принять решение о его ликвидации как юридического лица.
Действующее гражданское законодательство предусматривает
следующие формы ликвидации кредитных организаций:
1) добровольная ликвидация либо принудительная ликвидация по
решению суда в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ;
2) добровольная ликвидация под контролем кредиторов либо
ликвидация по решению суда в связи с признанием банка
несостоятельным (банкротом) в соответствии со статьей 65 ГК РФ
(если стоимость имущества коммерческого банка недостаточна для
удовлетворения требований кредиторов).
При ликвидации коммерческого банка в соответствии с пунктом 2
статьи 61 ГК РФ учредители (участники) банка либо орган,
уполномоченный на то учредительными документами, обязаны назначить
ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с
Банком России.
Если решением суда на учредителей (участников) банка либо на
уполномоченные учредительными документами органы возложены
обязанности по осуществлению ликвидации (пункт 3 статьи 61 ГК РФ),
но в установленный срок ликвидация кредитной организации не
произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить
ликвидацию кредитной организации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в печати
объявление о ликвидации кредитной организации, порядке и сроках
предъявления кредиторами требований к ликвидируемой кредитной
организации. Срок заявления таких требований не может быть меньше
двух месяцев с момента публикации объявления. Ликвидационная
комиссия (ликвидатор) выявляет всех кредиторов ликвидируемой
кредитной организации и в обязательном порядке извещает их в
письменной форме о начале ликвидационных процедур.
Информация о создании ликвидационной комиссии с указанием ее
адреса публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда
Российской Федерации" и в "Вестнике Банка России".
После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления
претензий, ликвидационная комиссия (ликвидатор) рассматривает
заявленные кредиторами требования, уведомляет кредиторов о
принятии или отклонении этих требований, составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе
имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне
предъявленных кредиторами требований и результатах их
рассмотрения.
В случае, если в процессе ликвидации кредитной организации
выяснится, что ликвидируемая кредитная организация не обладает
имуществом, достаточным для удовлетворения требований всех
кредиторов, форма ликвидации такой кредитной организации должна
быть изменена. Такая кредитная организация может быть
ликвидирована лишь в порядке, предусмотренном Федеральным законом
от 8.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При отказе ликвидационной комиссии (ликвидатора) в
удовлетворении требований либо уклонении от их рассмотрения
кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии
(ликвидатору).
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями
(участниками) ликвидируемой кредитной организации либо органом,
принявшим решение о ее ликвидации, и согласовывается с Банком
России. Не позднее следующего рабочего дня после согласования
промежуточного ликвидационного баланса на корреспондентский счет
ликвидационной комиссии перечисляются средства обязательных
резервов коммерческого банка, депонированные в Банке России.
После утверждения и согласования промежуточного
ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор)
приступает к выплате денежных сумм кредиторам по их требованиям,
признанным ликвидационной комиссией (ликвидатором). Выплаты
указанных денежных сумм производятся в порядке очередности,
установленной статьей 64 ГК РФ. При этом в первую очередь
удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами
ликвидируемой кредитной организации.
При недостаточности имущества кредитной организации для
удовлетворения требований всех кредиторов ее ликвидация должна
осуществляться только через прохождение процедуры признания такой
кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке,
предусмотренном ст. 65 ГК РФ и Федеральным законом от 08.01.98 N
6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций
рассматриваются арбитражным судом при условии, что требования к
кредитной организации в совокупности составляют сумму не менее 500
минимальных размеров оплаты труда, установленной законом.
Основанием для возбуждения дела о несостоятельности
(банкротстве) кредитной организации служит заявление самой
кредитной организации, кредитора или прокурора, которое может быть
подано в арбитражный суд только после отзыва у кредитной
организации лицензии на осуществление банковских операций.
Ликвидация кредитной организации, имеющей признаки
банкротства, может быть осуществлена и во внесудебном порядке,
добровольно под контролем кредиторов. В данном случае решение о
добровольной ликвидации кредитной организации и об официальном
объявлении о своей несостоятельности (банкротстве) принимается
руководителем кредитной организации совместно с кредиторами и
утверждается общим собранием учредителей (участников) кредитной
организации.
Принятие арбитражным судом решения о несостоятельности
кредитной организации либо добровольное объявление кредитной
организации о несостоятельности сопровождается открытием
конкурсного производства.
Конкурсное производство призвано обеспечить соразмерность
удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов
сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Осуществляет конкурсное производство конкурсный управляющий,
назначаемый арбитражным судом при судебной процедуре банкротства
либо общим собранием учредителей (участников) кредитной
организации при внесудебной процедуре банкротства.
Средства обязательных резервов коммерческого банка,
депонированные в Банке России, перечисляются на корреспондентский
счет конкурсного управляющего (ликвидационной комиссии) не позднее
следующего рабочего дня после его открытия.
Решение о признании кредитной организации несостоятельной
(банкротом), об открытии конкурсного производства, назначении
конкурсного управляющего, о порядке и сроках предъявления
требований кредиторами к ликвидируемой кредитной организации
публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской
Федерации". Срок заявления кредиторами своих требований не может
быть меньше двух месяцев с момента такой публикации.
При судебной процедуре банкротства конкурсный управляющий
осуществляет свою деятельность под контролем арбитражного суда и
собрания кредиторов, а при внесудебной процедуре банкротства - под
контролем кредиторов.
Конкурсный управляющий принимает решение о принятии или
отклонении требований кредиторов. После окончания двухмесячного
срока, отведенного кредиторам для предъявления требований,
конкурсный управляющий составляет список признанных и отклоненных
требований с указанием сумм признанных требований и очередности их
удовлетворения и в течение двух месяцев направляет этот список
кредиторам.
Кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об
удовлетворении отклоненных требований или с заявлением об
определении очередности их удовлетворения.
После проведения мероприятий по формированию конкурсной массы
конкурсный управляющий приступает к выплате денежных сумм
кредиторам по их требованиям, признанным конкурсным управляющим.
Выплаты указанных денежных сумм производятся в строгом
соответствии с порядком очередности, которая установлена статьей
64 ГК РФ. При этом в первую очередь удовлетворяются требования
граждан, являющихся кредиторами ликвидируемой кредитной
организации. При недостаточности имущества ликвидируемой кредитной
организации оно распределяется между кредиторами соответствующей
очереди пропорционально суммам требований, подлежащих
удовлетворению.
К сожалению, вкладчики кредитных организаций зачастую не
осведомлены о вышеуказанном порядке ликвидации кредитных
организаций и для защиты своих прав предпочитают обращаться с
ходатайствами, жалобами, заявлениями к главе государства,
отдельным депутатам Государственной Думы Российской Федерации, в
Правительство Российской Федерации, Банк России, иные органы и
организации, которые согласно предоставленным им полномочиям не
вправе изменять установленный порядок погашения задолженности
кредитных организаций перед кредиторами и давать конкурсным
управляющим (ликвидационным комиссиям) указания об удовлетворении
требований какого-либо из кредиторов.
Вместе с тем действующее законодательство предоставляет
кредиторам право инициировать начало ликвидационных процедур,
принимать активное участие в осуществлении мероприятий по
ликвидации кредитных организаций, а также осуществлять контроль за
этими мероприятиями.
Одновременно Банк России обращает внимание на то, что
непосредственный надзор за деятельностью коммерческих банков
возложен на территориальные учреждения Банка России. Для
оперативного получения сведений о руководстве и учредителях
(участниках) коммерческих банков, а также информации о наличии
ликвидационной комиссии (ликвидатора) или/и конкурсного
управляющего коммерческого банка кредиторам и вкладчикам следует
обращаться в территориальные учреждения Банка России (Главные
управления ЦБ РФ или Национальные банки ЦБ РФ) по месту нахождения
головной конторы коммерческого банка.
Департамент общественных связей ЦБ РФ
------------------------------------------------------------------
"Вестник Банка России" N 14, 12.03.98
|