ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 1998 года
Дело N 5-Г98-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 1998 г.
кассационную жалобу М. на решение Московского городского суда от
21 января 1998 г., которым отказано в удовлетворении жалобы.
Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснения М.,
представителей правительства Москвы А.В. Король и открытого
акционерного общества "Москапстрой" А.Н. Герасимова, заключение
помощника Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей
отменить решение суда, исследовав материалы дела, коллегия
установила:
пунктом 1 постановления правительства Москвы от 10 декабря 1996
г. N 969 "О финансировании, строительстве и распределении общей
площади "стартовых" жилых домов ввода 1996 - 1997 гг. для
переселения из ветхого жилищного фонда в Северном административном
округе" постановлено осуществить строительство "стартовых" жилых
домов ввода 1996 г. и 1997 г. по адресам: Бескудниково, мкр. 1,
корп. 2, 3, 4; Восточное Дегунино, мкр. 11, корп. 6, 7, и проезд
Черепановых (Коптево, кв. 99 - 102), корп. 1, 2, 3а, 3б, 4, 5, в
объеме 103,7 тыс. кв. м за счет внебюджетных средств города,
консолидируемых управлением инвестиционной политики и
финансирования из городских источников, в размере 100%.
Жители дома N 4, корп. 1, на Дубнинской улице в г. Москве М. и
другие обратились в суд с заявлением о признании данного
постановления правительства Москвы недействительным.
В судебном заседании М., представляющая также по доверенностям
интересы других заявителей, уточнила, что они обжалуют
постановление правительства Москвы в части пункта 1 полностью.
Жалоба обоснована тем, что по пункту 1 постановления правительства
Москвы от 10 декабря 1996 г. N 969 предполагается строительство
жилых домов, корп. 6 и 7, в мкр. 11, Восточное Дегунино, на
благоустроенной и озелененной территории с вырубкой большого
количества деревьев без положительного заключения государственной
экологической экспертизы. Строительство жилых домов в
непосредственной близости от их дома ухудшит экологическую среду в
месте их проживания, чем нарушаются их права.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе М. просит отменить решение суда, считая, что
прочтение судом постановления правительства Москвы от 10 декабря
1996 г. N 969 как определяющее источники финансирования и
распределение жилой площади неверно. Отсутствие положительного
заключения государственной экологической экспертизы является
главным доказательством нарушения прав заявителей на благоприятную
окружающую среду в месте их проживания.
Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит решение
суда подлежащим отмене.
Отказывая заявителям в удовлетворении жалобы, суд указал на то,
что обжалуемое постановление не подлежит государственной
экологической экспертизе, поскольку лишь определяет источники
финансирования и распределение жилой площади.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, так как он не
соответствует содержанию пункта 1 постановления правительства
Москвы от 10 декабря 1996 г. N 969, а другими доказательствами не
подтверждается.
Как видно из содержания настоящего пункта, в нем отражены не
только источники финансирования строительства "стартовых" жилых
домов ввода 1996 г. и 1997 г. по адресу, в частности, Восточное
Дегунино, мкр. 11, корп. 6, 7, но и императивно указывается "...
осуществить строительство..." этих домов. Поэтому невозможно из
содержания лишь одного обжалуемого постановления сделать
однозначный вывод о том, что пункт 1 этого постановления сводится
лишь к финансированию строительства жилых домов.
Поскольку суд пришел к выводу, что пункт 1 постановления
правительства Москвы от 10 декабря 1996 г. N 969 "О
финансировании, строительстве и распределении общей площади
"стартовых" жилых домов ввода 1996 - 1997 гг. для переселения из
ветхого жилищного фонда в Северном административном округе"
направлен лишь на финансирование строительства, то обстоятельства,
при которых необходимо проведение государственной экологической
экспертизы названного постановления, полно и всесторонне в
судебном заседании не исследовались.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 36 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды" государственная экологическая экспертиза является
обязательной мерой охраны окружающей природной среды,
предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление
которого может оказывать вредное воздействие на окружающую
природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем
проектам и программам производится только при наличии
положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы уровня
субъектов Российской Федерации предусмотрены ст. 12 Закона
Российской Федерации "Об экологической экспертизе".
В связи с этим в судебном заседании надлежало полно и
всесторонне исследовать, подпадает ли под действие ст. 12
указанного Закона постановление правительства Москвы от 10 декабря
1996 г. N 969 "О финансировании, строительстве и распределении
общей площади "стартовых" жилых домов ввода 1996 - 1997 гг. для
переселения из ветхого жилищного фонда в Северном административном
округе".
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное,
определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, кем из
лиц, участвующих в деле, они подлежат доказыванию, поставить их на
обсуждение, создать необходимые условия для всестороннего и
полного их исследования и вынести законное решение.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
отменить решение Московского городского суда от 21 января 1998
г. и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
|