ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ,
ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 1999 ГОДЫ
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских
объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и
Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем
Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законодательством,
признавая, что основными условиями постоянного роста и
достижения достойного уровня жизни населения должны стать
стабилизация и подъем отечественной экономики,
руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе,
обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и
гарантий для всех граждан России,
стремясь к развитию договорного регулирования социально -
трудовых отношений,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе
трехсторонних коллективных переговоров и консультаций,
заключили на основании Закона Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях" настоящее Генеральное
соглашение (далее именуется - Соглашение), определяющее
согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования
социально - трудовых отношений на федеральном уровне в ходе
проведения социально - экономической политики в 1998 - 1999 годах
и совместные действия по реализации Соглашения.
I. В области экономической политики
1. В целях реализации настоящего Соглашения стороны обязуются
совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики,
укрепления экономического и финансового положения организаций,
осуществляя следующие меры:
1) формирование федерального бюджета с четкой ориентацией его
на развитие экономики России; корректировку системы межбюджетных
отношений в целях обеспечения сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации и стимулирования регионов в
повышении уровня собственных доходов; совершенствование
организации системы трансфертов и контроля за расходованием этих
средств;
2) проведение активной промышленной и инвестиционной политики,
обеспечивающей:
повышение эффективности и конкурентоспособности российской
промышленности и транспорта;
создание необходимых условий по защите интересов отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
осуществление программы конверсии на основе структурной
перестройки производства, реформы предприятий;
поддержку малого и среднего предпринимательства;
3) государственную поддержку агропромышленного комплекса,
направленную на стабилизацию производства и стимулирование
развития предпринимательства в этом секторе;
4) укрепление финансового положения российских организаций и
предприятий за счет:
упорядочения распределения налоговой нагрузки между секторами
экономики, в том числе снижения ее в отношении непосредственных
товаропроизводителей, осуществления налогообложения реально
полученных доходов;
совершенствования принципов регулирования цен и тарифов на
продукцию и услуги естественных монополий, контроля за
обоснованностью их формирования, предотвращения дальнейшего
углубления ценовых диспропорций в различных секторах экономики;
регулирования деятельности естественных монополий на
региональных уровнях на основе соответствующего модельного
законодательного обеспечения субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
формирования и размещения на конкурсной основе заказов на
продукцию и услуги для государственных нужд;
своевременного формирования, размещения и финансирования
государственного оборонного заказа;
повышения эффективности управления государственной
собственностью в целях роста ее доходности;
приоритетного направления средств, полученных в результате
приватизации государственной собственности, на инвестиционные
нужды.
II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2. В целях проведения согласованной политики по обеспечению
роста реальной заработной платы, восстановлению ее роли в
мотивации высокопроизводительного квалифицированного труда,
формировании доходов и их защиты:
1) обеспечить в предстоящий период опережающие темпы роста
доходов населения, в том числе заработной платы, по сравнению с
прожиточным минимумом;
2) разработать в первом полугодии 1998 г. предложения о
развитии системы тарифного регулирования заработной платы в
организациях внебюджетного сектора экономики на основе
коллективных договоров и соглашений различных уровней;
3) рекомендовать при формировании систем оплаты труда в
организациях внебюджетного сектора экономики предусматривать
размер ее тарифной части не ниже прожиточного минимума;
4) продолжить работу по совершенствованию межотраслевой
нормативной базы для нормирования труда, Единого тарифно -
квалификационного справочника профессий рабочих и
Квалификационного справочника должностей служащих;
5) разработать законодательные и иные нормативные правовые
акты, устанавливающие через систему трудовых договоров
(контрактов) зависимость размера оплаты труда руководителей от
эффективности работы руководимых ими организаций;
6) обеспечить в предстоящий период приближение размеров оплаты
труда работников бюджетной сферы к уровню оплаты труда в
производственных отраслях за счет:
пересмотра Единой тарифной сетки по оплате труда работников
бюджетной сферы и активного использования механизма стимулирующих
надбавок и доплат, в том числе за непрерывный стаж работы;
пересмотра ставок и окладов работников бюджетной сферы с
учетом роста потребительских цен, динамики уровня заработной платы
во внебюджетном секторе экономики;
придания Единой тарифной сетке по оплате труда работников
бюджетной сферы статуса системы минимальных государственных
социальных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на
всей территории России за счет средств бюджетов соответствующих
уровней;
7) принять конкретные меры:
по усилению контроля за выделением и использованием средств на
оплату труда, выплату стипендий и социальных выплат из бюджетов
всех уровней, повышению ответственности работодателей,
представителей государства в акционерных обществах за обеспечение
своевременной оплаты труда;
по ускорению принятия федеральных законов, иных нормативных
правовых актов о порядке возмещения материального ущерба в связи с
нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий и других
социальных выплат гражданам.
3. Правительство Российской Федерации и работодатели
обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам и
полное погашение в первом полугодии 1998 г. всей задолженности по
ней соответственно из средств федерального бюджета и средств
предприятий.
В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в
Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
обеспечивает в I квартале 1998 г. проведение в рамках Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых
отношений консультаций по определению потребительской корзины,
выработке предложений по установлению величины прожиточного
минимума, минимальной заработной платы и вносит в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты о
потребительской корзине в Российской Федерации, о порядке
установления, исчисления и индексации минимального размера оплаты
труда.
III. Развитие рынка труда и гарантии
занятости населения
4. Признавая, что эффективная занятость может быть обеспечена
за счет структурной перестройки экономики, санации и повышения
эффективности работы предприятий, Стороны Соглашения считают
необходимым:
1) разработать и утвердить Генеральную схему сохранения и
создания рабочих мест, предусматривающую меры по обеспечению
максимальной занятости трудоспособного населения в местах
постоянного проживания;
2) обеспечить разработку и реализацию программ содействия
занятости разных уровней, включая отраслевые, направленных на
сохранение и создание рабочих мест, организацию обучения и
переобучения, перемещение кадров на другие рабочие места,
выделение на эти цели соответствующих финансовых средств;
3) подготовить и осуществить специальные программы по созданию
и сохранению рабочих мест в городах с монопроизводственной
структурой и критическим уровнем безработицы на рынке труда;
4) при заключении коллективных договоров и соглашений
предусмотреть установление в 1998 году порядка разработки
социальных планов и планов развития персонала организаций,
направленных на:
сохранение и рациональное использование профессионального
потенциала работников;
повышение конкурентоспособности работников на рынке труда за
счет установления организациями дополнительных социальных льгот
для увольняемых, организации их опережающего обучения, содействия
в трудоустройстве;
5) повышать финансовую устойчивость Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации за счет:
введения нового механизма перераспределения средств Фонда;
осуществления действенного контроля со стороны государства,
профсоюзов и работодателей за рациональным использованием средств
Фонда;
6) принять меры, в том числе законодательного характера, по
обеспечению в первом полугодии 1998 г. погашения задолженности по
выплате пособий по безработице;
7) ежегодно представлять в Российскую трехстороннюю комиссию
по регулированию социально - трудовых отношений прогноз положения
на рынке труда в связи с осуществлением планов структурной
перестройки экономики, а также по предложениям Сторон результаты
социальной экспертизы проектов федеральных целевых программ по
вопросам их влияния на состояние положения дел на рынке труда;
8) подготовить в первом полугодии 1998 г. предложения об
основных условиях и порядке стимулирования работодателей,
участвующих в создании новых рабочих мест;
9) в целях снижения социальной напряженности среди
неработающих подростков и молодежи внести в установленном порядке
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проект федерального закона о начальном профессиональном
образовании.
5. Стороны Соглашения ставят целью предотвращение в
предстоящий период:
застойного характера безработицы;
превышения уровня безработицы, рассчитанного по методике
Международной организации труда, более 10 процентов от численности
экономически активного населения (по регистрируемой безработице -
более 5 процентов от численности экономически активного
населения).
IV. Социальное страхование и социальная защита населения
6. Стороны Соглашения считают необходимым обеспечить
соблюдение права граждан России на социальное страхование как
одной из основных форм социальной защиты работающего населения,
укрепление государственных социальных внебюджетных фондов и в этих
целях намерены:
1) содействовать принятию Федерального закона "Об основах
государственного социального страхования в Российской Федерации";
2) подготовить в первом полугодии 1998 г. проекты федеральных
законов о внесении изменений и дополнений в законодательство,
регулирующее деятельность государственных внебюджетных социальных
фондов, с целью обеспечения паритетного участия в управлении
фондами объединений профсоюзов, работодателей и государства;
3) Стороны считают нецелесообразным консолидировать средства
государственных внебюджетных социальных фондов в федеральном
бюджете и обязуются:
во II квартале 1998 г. рассмотреть в Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений вопросы,
связанные с подготовкой на 1999 год предложений о тарифах
страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды
и о формировании средств этих фондов;
ежегодно согласовывать объемы средств бюджета Фонда
социального страхования Российской Федерации, направляемых на
финансирование санаторно - курортного лечения и отдыха работающих
граждан и членов их семей;
4) предусматривать в проектах федеральных бюджетов на 1998 -
1999 годы полное и своевременное выделение средств на
финансирование выплат государственных пенсий, осуществляемых
Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с
действующим законодательством за счет средств федерального
бюджета;
5) продолжить поэтапное введение персонифицированного учета в
системе государственного пенсионного страхования, охватив таким
учетом к концу 1999 года до 60 млн. работающих;
6) определить меры, направленные на совершенствование
нормативно - правовой базы, регулирующей порядок уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные социальные фонды,
начисление пеней за просрочку уплаты и взаимную ответственность
участвующих в этой работе;
7) законодательно закрепить нормы, регулирующие вопросы
деятельности негосударственных пенсионных фондов;
8) обеспечить доступность для всех граждан медицинской помощи
на основе введения на всей территории страны единого страхового
полиса, сохранения главенствующей роли государственного и
муниципального секторов здравоохранения;
9) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета
вырабатывать согласованные предложения Сторон об уровне и объемах
финансирования гарантированных государством расходов на
образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту;
10) обеспечить в предстоящий период:
повышение адресности и эффективности использования средств,
выделяемых на социальные нужды;
разработку единых принципов и критериев предоставления
различных социальных выплат и льгот;
сохранение порядка государственной адресной поддержки
нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение жилищно - коммунальной реформы с учетом реальных
доходов основной массы населения;
11) разработать законопроект, направленный на упорядочение
льгот для отдельных категорий граждан, определение механизма
компенсации затрат организаций, обеспечивающих реализацию этих
льгот.
V. Защита трудовых прав, охрана труда
и экологическая безопасность
7. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда и
экологическую безопасность как приоритетные направления своего
сотрудничества, Стороны Соглашения считают необходимым:
1) обеспечить совместный контроль за соблюдением
законодательства о труде и охране труда, обратив особое внимание
на:
своевременность выплаты заработной платы, пенсий, пособий;
перевод работников на неполное рабочее время, направление в
отпуска без сохранения содержания, а также массовые увольнения
работников с нарушением законодательства;
заключение трудовых договоров, в том числе срочных;
соблюдение трудовых прав женщин и несовершеннолетних;
своевременность платежей в возмещение вреда, причиненного
работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых
обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций.
В случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда добиваться
в установленном порядке выплаты пеней за каждый день просрочки;
заключение и выполнение коллективных договоров в организациях;
расширение практики взаимодействия в работе Федеральной
инспекции труда при Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации и правовой, технической инспекций труда
профсоюзов, обеспечение их устойчивого финансирования. Сохранить в
1998 - 1999 годах порядок финансирования технической инспекции
труда профсоюзов за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации;
совершенствование системы досудебного рассмотрения конфликтных
ситуаций в сфере трудовых правоотношений;
2) разработать предложения по внесению в законодательные акты
положений, определяющих минимум необходимых работ, осуществляемых
в организациях в период проведения забастовок;
3) с целью повышения правовой защиты работников, ужесточения
требований по улучшению условий и охраны труда, а также
обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную
окружающую среду принять меры по:
принятию и реализации Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Основы законодательства Российской
Федерации об охране труда", "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", "О государственном надзоре и
контроле за соблюдением законов о труде и охране труда";
подготовке предложений о внесении в 1998 году изменений и
дополнений в трудовое, административное, уголовное и уголовно -
процессуальное законодательство Российской Федерации в части
повышения ответственности работодателя за соблюдение
законодательства о труде и охране труда;
разработке проектов федеральных законов по вопросам возмещения
вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием
окружающей природной среды, статуса зон экологического
неблагополучия и регулирования хозяйственной деятельности на их
территориях;
разработке и принятию в 1998 - 1999 годах нормативных правовых
актов по охране труда;
обеспечению ратификации Конвенций МОТ N 155 "О безопасности и
гигиене труда и производственной среде" (1981 г.), N 174 "О
предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.), N 81 "Об
инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и протокола
к ней 1995 года.
8. С целью совершенствования систем управления, контроля и
надзора за охраной труда и окружающей среды Стороны обязуются:
обеспечить выполнение федеральных программ по улучшению
условий и охраны труда, охране окружающей среды, а также
социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской
АЭС и других катастроф;
продолжить работу по обеспечению создания служб охраны труда в
органах исполнительной власти всех уровней и в организациях, не
допускать их сокращения и ликвидации;
завершить до конца 1999 года работу по созданию в организациях
совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
повысить эффективность государственного (ведомственного и
вневедомственного) и общественного (в том числе профсоюзного)
контроля за охраной труда и окружающей среды;
осуществить меры по повышению уровня информированности
работников и населения о состоянии производственной и окружающей
природной среды, о радиационной обстановке;
совершенствовать формы, методы обучения и проверки знаний
руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профактива
по вопросам охраны труда.
9. Стороны согласились с необходимостью перехода от
предоставления льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные
условия труда к системе повышения ответственности и экономической
заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и
намерены в этих целях:
содействовать проведению аттестации рабочих мест на
предприятиях, сертификации производственных объектов на
соответствие требованиям по охране труда, экологической
безопасности, провести необходимую работу по отнесению организаций
к тем или иным классам профессионального риска;
разработать предложения по экономическому стимулированию
организаций, производящих средства индивидуальной и коллективной
защиты работников от вредных и опасных производственных факторов.
VI. В области социально - экономических проблем
северных регионов России
10. Считая целью социально - экономической политики на Севере
сбалансированное развитие регионов, гарантирующее равные качество
и условия жизни для населения, Стороны Соглашения признают
необходимым:
1) ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета
вырабатывать согласованные предложения об объемах финансирования
для реализации государственных гарантий, предусмотренных Законом
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях";
2) предусмотреть в проектах федеральных бюджетов 1998 -
1999 годов средства на реализацию Федеральной программы
переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей;
3) принять меры по осуществлению контроля за своевременным и
полным перечислением средств федерального бюджета, выделяемых на
переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей. Ограничить практику замены реальных денежных
средств, предназначенных на эти цели (включая жилищные субсидии),
взаимозачетами при погашении задолженности федерального бюджета;
4) разработать комплекс мер по социальной защите лиц, занятых
на ликвидируемых предприятиях и живущих в закрывающихся поселках
(городах) северных регионов, включая доработку проекта
федерального закона о ликвидации населенных пунктов в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) разработать порядок и процедуры восстановления в
Сберегательном банке Российской Федерации вкладов граждан,
выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей;
6) принять меры по своевременному обеспечению завоза грузов в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в объемах,
достаточных для жизнедеятельности населения, предприятий
социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства.
VII. Развитие социального партнерства и координация
действий Сторон Соглашения
11. Стороны признают настоящее Соглашение в качестве правового
акта, устанавливающего в соответствии с законодательством
Российской Федерации основные принципы регулирования социально -
трудовых отношений на федеральном уровне, решения связанных с ними
вопросов социально - экономической политики, и обязуются соблюдать
достигнутые данным Соглашением договоренности, а также нести
предусмотренную законодательством Российской Федерации
ответственность за невыполнение его положений.
12. В целях дальнейшего развития системы социального
партнерства Стороны договорились:
проводить предварительное обсуждение в Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых
отношений проектов федеральных законов, иных нормативных правовых
актов по вопросам социально - трудовых отношений и рекомендовать
осуществлять аналогичные меры на отраслевом и региональном
уровнях;
содействовать ускорению принятия федерального закона, иных
нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности
работодателя, порядок образования объединений работодателей,
участие работодателей и их объединений, соответствующих органов
исполнительной власти в сфере регулирования социально - трудовых
отношений;
разработать проекты федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, направленных на развитие социального партнерства,
повышение статуса и роли Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально - трудовых отношений, совершенствование
механизма ответственности Сторон за невыполнение обязательств
соглашений;
содействовать заключению соответствующих соглашений на всех
уровнях и коллективных договоров в организациях всех
организационно - правовых форм;
подготовить предложения об уточнении статистической отчетности
по коллективно - договорному регулированию социально - трудовых
отношений;
обеспечить частичное финансирование из средств федерального
бюджета Академии труда и социальных отношений - базового научного
и учебно - методического центра в сфере социально - трудовых
отношений.
13. Стороны признают необходимым обеспечить:
права профсоюзов и их объединений по уплате членских взносов в
безналичной форме в соответствии с Федеральным законом "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности,
непрепятствование созданию и функционированию профсоюзов в
организациях независимо от их организационно - правовой формы.
14. Рассмотреть с учетом финансовых возможностей государства в
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -
трудовых отношений предложения по ратификации Российской
Федерацией Конвенций МОТ по перечню согласно приложению N 1 (не
приводится).
15. Государственный комитет Российской Федерации по статистике
и Министерство труда и социального развития Российской Федерации
для осуществления постоянного контроля за качеством и уровнем
жизни раз в полугодие представляют в Российскую трехстороннюю
комиссию по регулированию социально - трудовых отношений
статистические данные по согласованному перечню социально -
экономических показателей согласно приложению N 2 (не приводится).
16. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, хода
реализации настоящего Соглашения, соответствующих соглашений
других уровней и коллективных договоров, информирования о
принимаемых мерах по урегулированию коллективных трудовых споров и
конфликтов:
продолжить ведение постоянной рубрики "Социальное партнерство
в России" в "Российской газете";
в 2-недельный срок после подписания настоящего Соглашения
Правительство Российской Федерации обеспечивает его публикацию в
"Российской газете".
17. Настоящее Соглашение заключено на 1998 - 1999 годы и
действует до заключения нового соглашения.
18. Каждая из Сторон в 2-месячный срок после подписания
Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю
комиссию по регулированию социально - трудовых отношений комплекс
мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
19. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения
осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях".
20. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по
согласию Сторон.
21. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские
объединения работодателей, не имеющие своих представителей в
составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально - трудовых отношений, имеют право присоединяться к
настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
22. В течение срока действия настоящего Соглашения Стороны
принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных
трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социальных и
экономических отношений.
|