Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 17.02.98 N 6-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА СССР ОТ 24 ИЮНЯ 1981 ГОДА "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ЯХЬЯ ДАШТИ ГАФУРА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 17 февраля 1998 г. N 6-П
   
             ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
        ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА СССР ОТ 24 ИЮНЯ 1981 ГОДА
           "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР"
                  В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ЯХЬЯ ДАШТИ ГАФУРА
   
       Конституционный    Суд    Российской    Федерации   в  составе
   председательствующего  Н.Т.  Ведерникова,  судей Э.М.  Аметистова,
   М.В.  Баглая,    Ю.М.  Данилова,   В.Д.  Зорькина,   В.О.  Лучина,
   В.И. Олейника, О.С. Хохряковой,
       с участием  адвоката Н.С. Савиновой - представителя Яхья Дашти
   Гафура как стороны,  обратившейся с жалобой в Конституционный  Суд
   Российской Федерации,  и адвоката  Ю.А. Тимохова  -  представителя
   Совета Федерации,
       руководствуясь статьей  125  (часть  4) Конституции Российской
   Федерации,  пунктом 3  части первой,    частями второй  и  третьей
   статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22,  статьями 36,  74, 96,
   97,  99   и   86   Федерального     конституционного   закона   "О
   Конституционном Суде Российской Федерации",
       рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
   конституционности положения  части второй статьи 31 Закона СССР от
   24 июня 1981 года "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в
   СССР".
       Поводом к  рассмотрению   дела   явилась   жалоба   лица   без
   гражданства Яхья  Дашти  Гафура  на нарушение его конституционного
   права на   свободу   и   личную   неприкосновенность   положением,
   содержащимся в  части  второй  статьи  31  Закона СССР "О правовом
   положении иностранных граждан в СССР".
       Основанием к    рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о  том,  соответствует  ли  Конституции
   Российской Федерации оспариваемое заявителем положение.
       Заслушав сообщение  судьи   -   докладчика    Э.М. Аметистова,
   объяснения представителей   сторон,   выступления  приглашенных  в
   заседание представителей:   от   Министерства    внутренних    дел
   Российской   Федерации   -  В.В.   Колесникова,   от   Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации - И.А.  Буданова,  от Федеральной
   миграционной  службы  России  - С.В.   Бурлика,   от  Министерства
   иностранных   дел   Российской   Федерации   - В.А.   Павловского,
   исследовав  имеющиеся документы и иные материалы,  Конституционный
   Суд Российской Федерации установил:
       1. Лицо  без  гражданства  Яхья  Дашти  Гафур,  пребывавший  в
   Российской Федерации,  18  февраля  1997   года   был   подвергнут
   задержанию на   основании   санкционированного  прокурором  города
   Москвы постановления УВИР  ГУВД  города  Москвы  о  выдворении  из
   Российской Федерации под конвоем. Более двух месяцев он содержался
   под стражей в Центре  социальной  реабилитации  N  1  ГУВД  города
   Москвы и 29 апреля 1997 года был принудительно выдворен в Швецию.
       Постановление о выдворении Яхья  Дашти  Гафура  из  Российской
   Федерации было вынесено на основании части второй статьи 31 Закона
   СССР "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в   СССР",   в
   соответствии с   которой   иностранный   гражданин  или  лицо  без
   гражданства обязаны покинуть страну в срок,  указанный в решении о
   выдворении; уклоняющийся  от  выезда  в  таких  случаях подлежит с
   санкции прокурора  задержанию  и   выдворению   в   принудительном
   порядке; задержание допускается при этом на срок,  необходимый для
   выдворения.
       В своей  жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации
   заявитель оспаривает не всю  часть  вторую  статьи  31  названного
   Закона, а   лишь  положение,  допускающее  задержание  иностранных
   граждан и  лиц  без  гражданства  с  санкции  прокурора  на  срок,
   необходимый для   выдворения,   что,   по   его  мнению,  нарушает
   конституционное право    каждого    на    свободу     и     личную
   неприкосновенность и потому не соответствует статье 22 Конституции
   Российской Федерации.  Следовательно,  именно указанное  положение
   является предметом  рассмотрения  Конституционного Суда Российской
   Федерации по данному делу.
       При этом,  руководствуясь  частями  первой  и третьей статьи 3
   Федерального конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
   Российской Федерации",  Конституционный  Суд  Российской Федерации
   воздерживается от   установления   и   исследования    фактических
   обстоятельств, не  входит  в  оценку  законности  и обоснованности
   постановления о выдворении из Российской Федерации,  вынесенного в
   отношении заявителя,   а   рассматривает   вопрос  о  соответствии
   Конституции Российской Федерации оспариваемого им положения  части
   второй статьи  31  Закона  СССР  "О правовом положении иностранных
   граждан в СССР".
       2. Согласно    части    первой    статьи    96    Федерального
   конституционного закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" правом  на  обращение  в Конституционный Суд Российской
   Федерации с жалобой на нарушение  конституционных  прав  и  свобод
   обладают граждане,   чьи   права  и  свободы  нарушаются  законом,
   примененным или  подлежащим  применению  в  конкретном   деле,   и
   объединения граждан,  а  также  иные  органы  и лица,  указанные в
   Федеральном законе.
       По смыслу  данной  нормы  в ее взаимосвязи со статьями 46,  17
   (часть 2),  62 (часть 3) и 125 (часть  4)  Конституции  Российской
   Федерации, возможность    защиты   прав   и   свобод   посредством
   конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому,  в том
   числе иностранным гражданам и лицам без гражданства,  если законом
   нарушены их  права   и   свободы,   гарантированные   Конституцией
   Российской Федерации.  Следовательно,  лицо  без  гражданства Яхья
   Дашти Гафур  имеет  право  на  обращение  в  Конституционный   Суд
   Российской Федерации   и   является  в  данном  случае  надлежащим
   заявителем. Поскольку оспариваемое  положение  Закона  затрагивает
   конституционное право заявителя и применено в конкретном деле, его
   жалоба отвечает критериям допустимости,  установленным статьей  97
   Федерального конституционного   закона   "О  Конституционном  Суде
   Российской Федерации".
       3. В   соответствии   со  статьей  22  Конституции  Российской
   Федерации каждый    имеет    право    на    свободу    и    личную
   неприкосновенность (часть  1);  арест,  заключение  под  стражу  и
   содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до
   судебного решения  лицо  не  может  быть подвергнуто задержанию на
   срок более 48 часов (часть 2).
       По смыслу  данной статьи,  установленный ею порядок применения
   соответствующих мер принуждения распространяется и на  задержание,
   производимое в   целях   обеспечения  исполнения  постановления  о
   выдворении из Российской Федерации в административном порядке.
       4. Согласно   статье  62  (часть  3)   Конституции  Российской
   Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
   Российской Федерации   правами   и  несут  обязанности  наравне  с
   гражданами Российской  Федерации,  кроме  случаев,   установленных
   федеральным законом   или   международным   договором   Российской
   Федерации.  Из    данной  статьи  в  ее  взаимосвязи со статьей 17
   (часть  2)  и другими  статьями  Конституции Российской Федерации,
   касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь
   идет о случаях,  устанавливаемых лишь применительно к таким правам
   и  обязанностям,  которые  являются правами и обязанностями именно
   гражданина    Российской   Федерации,    то   есть   возникают   и
   осуществляются   в силу  особой  связи  между  государством  и его
   гражданами.  Как  по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции
   Российской   Федерации   (с  учетом  употребления  в них  терминов
   "каждый"  и "лицо"),  так и по смыслу,  вытекающему из взаимосвязи
   этих   статей   с другими  положениями  главы  2 "Права  и свободы
   человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с
   общепризнанными  принципами и нормами международного права,  право
   на  свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту
   являются  личными  неотчуждаемыми  правами  каждого человека,  вне
   зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства,
   и,  следовательно,  должны гарантироваться иностранным гражданам и
   лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.
       5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря  1948  года
   провозглашает, что  каждый  человек  имеет  право  на свободу и на
   личную неприкосновенность  (статья  3);  никто   не   может   быть
   подвергнут произвольному аресту или задержанию (статья 9);  каждый
   человек имеет  право  на  эффективное  восстановление   в   правах
   компетентными национальными   судами   в   случаях  нарушения  его
   основных прав,  предоставленных  ему  конституцией   или   законом
   (статья 8).
       Согласно пункту "а" части  1  статьи  5  Декларации  о  правах
   человека в  отношении  лиц,  не  являющихся  гражданами страны,  в
   которой они  проживают,  от  13  декабря  1985  года,   иностранцы
   пользуются в  соответствии  с  внутренним  законодательством  и  с
   учетом международных  обязательств  государств,  в   которых   они
   находятся, правом на личную неприкосновенность; ни один иностранец
   не должен быть подвергнут произвольному аресту или содержанию  под
   стражей.
       Международный  пакт  о  гражданских  и политических правах  от
   19 декабря 1966 года также устанавливает, что каждый человек имеет
   право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть
   подвергнут произвольному  аресту или содержанию под стражей (часть
   первая статьи 9);  при этом каждому,  кто лишен свободы вследствие
   ареста или   содержания   под   стражей,   принадлежит   право  на
   разбирательство его   дела   в   суде,   чтобы   этот   суд    мог
   безотлагательно вынести  постановление относительно законности его
   задержания и распорядиться о  его  освобождении,  если  задержание
   незаконно (часть   четвертая   статьи   9);   каждое  государство,
   участвующее в  данном  Пакте,  обязуется   развивать   возможности
   судебной защиты (пункт "b" части третьей статьи 2).
       Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у
   него гражданства,  на свободу и личную неприкосновенность, а также
   на судебную защиту в случае задержания относятся к  общепризнанным
   принципам и нормам международного права, которые в соответствии со
   статьей 15 (часть 4)  Конституции  Российской  Федерации  являются
   составной частью правовой системы Российской Федерации.
       6. В силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации
   иностранный гражданин  или  лицо  без гражданства,  пребывающие на
   территории Российской Федерации, в случае выдворения из Российской
   Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения
   подвергнуты задержанию на срок,  необходимый для выдворения, но не
   свыше 48  часов.  Сверх  указанного  срока  лицо  может оставаться
   задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии,  что без
   такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено.
       При этом судебное решение призвано гарантировать  лицу  защиту
   не только  от  произвольного  продления  срока   задержания  сверх
   48 часов, но и  от   неправомерного   задержания   как   такового,
   поскольку   суд   в  любом   случае   оценивает   законность     и
   обоснованность применения задержания к конкретному лицу.
       Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с
   ее статьей  55  (части  2  и  3)  следует,   что   задержание   на
   неопределенный срок   не   может  рассматриваться  как  допустимое
   ограничение права каждого на свободу и  личную  неприкосновенность
   и, по сути, является умалением данного права. Поэтому оспариваемое
   заявителем положение Закона СССР "О правовом положении иностранных
   граждан в СССР" о задержании на срок,  необходимый для выдворения,
   не должно  рассматриваться  как  основание   для   задержания   на
   неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении
   лица без гражданства может затянуться в силу  того,  что  ни  одно
   государство не  соглашается принять выдворяемое лицо.  В противном
   случае задержание как необходимая мера по  обеспечению  выполнения
   решения о   выдворении   превращалось  бы  в  самостоятельный  вид
   наказания, не   предусмотренный    законодательством    Российской
   Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской
   Федерации.
       С учетом  всего  вышесказанного  следует прийти к выводу,  что
   оспариваемое положение части  второй  статьи  31  Закона  СССР  "О
   правовом положении  иностранных  граждан  в  СССР",  исходя из его
   буквального смысла, рассматривается в правоприменительной практике
   как основание  для  задержания  лица  на  срок  свыше 48 часов без
   судебного решения. Данное положение нарушает конституционное право
   каждого на   свободу  и  личную  неприкосновенность,  а  также  на
   судебную защиту и, следовательно, не соответствует статьям 22 и 46
   Конституции Российской Федерации.
       На основании изложенного и  руководствуясь  частями  первой  и
   второй статьи   71,   статьями   72,   75   и   100   Федерального
   конституционного закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
       1. Признать положение части второй статьи 31  Закона  СССР  "О
   правовом положении иностранных граждан в СССР",  согласно которому
   иностранный гражданин  или  лицо  без  гражданства,  в   отношении
   которого принято  решение  о  выдворении  из  пределов  Российской
   Федерации, в  случае  уклонения  от  выезда  подлежит  с   санкции
   прокурора задержанию  на  срок,  необходимый  для  выдворения,  не
   соответствующим Конституции Российской Федерации,  ее статьям 22 и
   46, в  той мере,  в какой оно допускает продление срока задержания
   указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения.
       2. Федеральному   Собранию   надлежит   урегулировать  порядок
   задержания иностранных граждан и лиц без  гражданства,  подлежащих
   выдворению из  пределов  Российской  Федерации  и  уклоняющихся от
   выезда, в соответствии с Конституцией  Российской  Федерации  и  с
   учетом настоящего Постановления.
       3. Согласно частям первой  и  второй  статьи  79  Федерального
   конституционного закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" настоящее  Постановление  окончательно,   не   подлежит
   обжалованию, вступает  в силу немедленно после его провозглашения,
   действует непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
   органами и должностными лицами.
       4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона  "О
   Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
   подлежит незамедлительному     опубликованию      в      "Собрании
   законодательства Российской   Федерации"  и  "Российской  газете".
   Постановление должно   быть   также   опубликовано   в   "Вестнике
   Конституционного Суда Российской Федерации".
   
                                                  Конституционный Суд
                                                 Российской Федерации
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz