КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 1998 г. N 6-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 31 ЗАКОНА СССР ОТ 24 ИЮНЯ 1981 ГОДА
"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ЯХЬЯ ДАШТИ ГАФУРА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Н.Т. Ведерникова, судей Э.М. Аметистова,
М.В. Баглая, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина,
В.И. Олейника, О.С. Хохряковой,
с участием адвоката Н.С. Савиновой - представителя Яхья Дашти
Гафура как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд
Российской Федерации, и адвоката Ю.А. Тимохова - представителя
Совета Федерации,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей
статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 96,
97, 99 и 86 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от
24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в
СССР".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба лица без
гражданства Яхья Дашти Гафура на нарушение его конституционного
права на свободу и личную неприкосновенность положением,
содержащимся в части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом
положении иностранных граждан в СССР".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем положение.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Э.М. Аметистова,
объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в
заседание представителей: от Министерства внутренних дел
Российской Федерации - В.В. Колесникова, от Генеральной
прокуратуры Российской Федерации - И.А. Буданова, от Федеральной
миграционной службы России - С.В. Бурлика, от Министерства
иностранных дел Российской Федерации - В.А. Павловского,
исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный
Суд Российской Федерации установил:
1. Лицо без гражданства Яхья Дашти Гафур, пребывавший в
Российской Федерации, 18 февраля 1997 года был подвергнут
задержанию на основании санкционированного прокурором города
Москвы постановления УВИР ГУВД города Москвы о выдворении из
Российской Федерации под конвоем. Более двух месяцев он содержался
под стражей в Центре социальной реабилитации N 1 ГУВД города
Москвы и 29 апреля 1997 года был принудительно выдворен в Швецию.
Постановление о выдворении Яхья Дашти Гафура из Российской
Федерации было вынесено на основании части второй статьи 31 Закона
СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", в
соответствии с которой иностранный гражданин или лицо без
гражданства обязаны покинуть страну в срок, указанный в решении о
выдворении; уклоняющийся от выезда в таких случаях подлежит с
санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном
порядке; задержание допускается при этом на срок, необходимый для
выдворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
заявитель оспаривает не всю часть вторую статьи 31 названного
Закона, а лишь положение, допускающее задержание иностранных
граждан и лиц без гражданства с санкции прокурора на срок,
необходимый для выдворения, что, по его мнению, нарушает
конституционное право каждого на свободу и личную
неприкосновенность и потому не соответствует статье 22 Конституции
Российской Федерации. Следовательно, именно указанное положение
является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской
Федерации по данному делу.
При этом, руководствуясь частями первой и третьей статьи 3
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
воздерживается от установления и исследования фактических
обстоятельств, не входит в оценку законности и обоснованности
постановления о выдворении из Российской Федерации, вынесенного в
отношении заявителя, а рассматривает вопрос о соответствии
Конституции Российской Федерации оспариваемого им положения части
второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных
граждан в СССР".
2. Согласно части первой статьи 96 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской
Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод
обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом,
примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и
объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в
Федеральном законе.
По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 46, 17
(часть 2), 62 (часть 3) и 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации, возможность защиты прав и свобод посредством
конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том
числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом
нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией
Российской Федерации. Следовательно, лицо без гражданства Яхья
Дашти Гафур имеет право на обращение в Конституционный Суд
Российской Федерации и является в данном случае надлежащим
заявителем. Поскольку оспариваемое положение Закона затрагивает
конституционное право заявителя и применено в конкретном деле, его
жалоба отвечает критериям допустимости, установленным статьей 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
3. В соответствии со статьей 22 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на свободу и личную
неприкосновенность (часть 1); арест, заключение под стражу и
содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до
судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на
срок более 48 часов (часть 2).
По смыслу данной статьи, установленный ею порядок применения
соответствующих мер принуждения распространяется и на задержание,
производимое в целях обеспечения исполнения постановления о
выдворении из Российской Федерации в административном порядке.
4. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской
Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором Российской
Федерации. Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17
(часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации,
касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь
идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам
и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно
гражданина Российской Федерации, то есть возникают и
осуществляются в силу особой связи между государством и его
гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции
Российской Федерации (с учетом употребления в них терминов
"каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи
этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы
человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с
общепризнанными принципами и нормами международного права, право
на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту
являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне
зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства,
и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и
лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.
5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу и на
личную неприкосновенность (статья 3); никто не может быть
подвергнут произвольному аресту или задержанию (статья 9); каждый
человек имеет право на эффективное восстановление в правах
компетентными национальными судами в случаях нарушения его
основных прав, предоставленных ему конституцией или законом
(статья 8).
Согласно пункту "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах
человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в
которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, иностранцы
пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с
учетом международных обязательств государств, в которых они
находятся, правом на личную неприкосновенность; ни один иностранец
не должен быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под
стражей.
Международный пакт о гражданских и политических правах от
19 декабря 1966 года также устанавливает, что каждый человек имеет
право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть
подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (часть
первая статьи 9); при этом каждому, кто лишен свободы вследствие
ареста или содержания под стражей, принадлежит право на
разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог
безотлагательно вынести постановление относительно законности его
задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание
незаконно (часть четвертая статьи 9); каждое государство,
участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности
судебной защиты (пункт "b" части третьей статьи 2).
Таким образом, права каждого человека, независимо от наличия у
него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также
на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным
принципам и нормам международного права, которые в соответствии со
статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются
составной частью правовой системы Российской Федерации.
6. В силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации
иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на
территории Российской Федерации, в случае выдворения из Российской
Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения
подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не
свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться
задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без
такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено.
При этом судебное решение призвано гарантировать лицу защиту
не только от произвольного продления срока задержания сверх
48 часов, но и от неправомерного задержания как такового,
поскольку суд в любом случае оценивает законность и
обоснованность применения задержания к конкретному лицу.
Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с
ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на
неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое
ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность
и, по сути, является умалением данного права. Поэтому оспариваемое
заявителем положение Закона СССР "О правовом положении иностранных
граждан в СССР" о задержании на срок, необходимый для выдворения,
не должно рассматриваться как основание для задержания на
неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении
лица без гражданства может затянуться в силу того, что ни одно
государство не соглашается принять выдворяемое лицо. В противном
случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения
решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид
наказания, не предусмотренный законодательством Российской
Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской
Федерации.
С учетом всего вышесказанного следует прийти к выводу, что
оспариваемое положение части второй статьи 31 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в СССР", исходя из его
буквального смысла, рассматривается в правоприменительной практике
как основание для задержания лица на срок свыше 48 часов без
судебного решения. Данное положение нарушает конституционное право
каждого на свободу и личную неприкосновенность, а также на
судебную защиту и, следовательно, не соответствует статьям 22 и 46
Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и
второй статьи 71, статьями 72, 75 и 100 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать положение части второй статьи 31 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в СССР", согласно которому
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении
которого принято решение о выдворении из пределов Российской
Федерации, в случае уклонения от выезда подлежит с санкции
прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения, не
соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 22 и
46, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания
указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения.
2. Федеральному Собранию надлежит урегулировать порядок
задержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих
выдворению из пределов Российской Федерации и уклоняющихся от
выезда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с
учетом настоящего Постановления.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Российской газете".
Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|