ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 1998 г. N 2200-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
северном оленеводстве", внесенный депутатами Государственной Думы
Гаюльским Виктором Ивановичем, Гоманом Владимиром Владимировичем,
Ойнвидом Григорием Михайловичем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по проблемам Севера до
27 марта 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по проблемам Севера
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. ГАЮЛЬСКИМ, В.В. ГОМАНОМ,
Г.М. ОЙНВИДОМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ
Настоящий Федеральный закон основывается на Международном
билле о правах человека и принимается в Международное десятилетие
коренных народов мира, объявленном ООН (Резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН N 48/163 от 21.12.93 "Международное десятилетие
коренных народов мира"), и является фактом приверженности
Российской Федерации принципам и нормам ООН в части соблюдения
прав человека.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые,
экономические, природоохранные и социальные основы северного
оленеводства и направлен на создание условий для эффективной
хозяйственной деятельности и сохранения традиционного уклада жизни
и культуры коренных малочисленных народов и этнических групп
Севера, для которых оленеводство является традиционным видом
хозяйственной деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые,
экономические, природоохранные и социальные условия для
стабильного развития северного оленеводства независимо от форм
хозяйствования и собственности, удовлетворения потребности граждан
и народного хозяйства Российской Федерации в продукции
оленеводства, право коренных малочисленных народов и этнических
групп Севера на занятие оленеводством, которое является для них
традиционным видом хозяйственной деятельности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
Северное оленеводство - разведение и хозяйственное
использование домашнего северного оленя, организованный промысел
дикого северного оленя - традиционные отрасли хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов и этнических групп
Севера.
Северный олень - подвид оленей (Rangifer tarandus).
Оленьи пастбища - территории, занятые земельными угодьями,
естественная растительность которых пригодна для круглогодичного
или сезонного выпаса оленей, закрепляемыми за хозяйствами любой
формы собственности.
Оленеемкость пастбищ - размер площади пастбищ (га),
необходимой для круглогодичного содержания оленя без ущерба для
хозяйственного запаса кормов и обеспечения неистощительного
использования природной кормовой растительности.
Оленье стадо - оптимальное сочетание половозрастных групп
оленей для разведения, для рационального использования кормовых
ресурсов, являющееся основой для организации и проведения
зооветеринарной работы.
Оленевод - физическое лицо, непосредственно занятое выпасом и
разведением домашних северных оленей, сохраняющее традиционный
уклад жизни, совмещающее занятие оленеводством с охотничьим и
рыболовным промыслом, а также использующее другие возобновляемые
природные ресурсы.
Оленеводческий народ - народ, ведущий традиционный образ
жизни, основой жизнедеятельности которого является выпас и
разведение домашнего северного оленя, промысел дикого северного
оленя, дающие главные компоненты для его питания, жилища,
транспорта, одежды, духовной культуры.
Оленеводческая культура - комплекс материальных и духовных
ценностей, традиционных социальных институтов оленеводческого
народа.
Статья 3. Правовое регулирование в области северного
оленеводства
Правовое регулирование в области северного оленеводства
осуществляется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
принципами, нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и
принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Государственное регулирование северного оленеводства
Основными принципами государственного регулирования северного
оленеводства являются:
1) государственный протекционизм, направленный на создание в
оленеводческой деятельности режима расширенного воспроизводства и
обеспечение государственных нужд в продукции оленеводства;
2) установление рационального режима природопользования,
учитывающего повышенную уязвимость северной природы и
обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов;
3) предоставление государственных гарантий и компенсаций
коренным малочисленным народам и этническим группам Севера по
возмещению дополнительных затрат на осуществление оленеводческой
деятельности в суровых природно - климатических условиях.
Статья 5. Государственная поддержка северного оленеводства
Государственная поддержка северного оленеводства
осуществляется а соответствии с федеральным законом о федеральном
бюджете на планируемый год и нормативными актами, принимаемыми
законодательными органами и Правительством Российской Федерации,
из федерального бюджета по следующим позициям:
ежегодная дотация на оленеводческую продукцию, реализуемую
товаропроизводителями всех форм собственности на уровне,
обеспечивающем возмещение затрат на ее производство и
рентабельность не ниже 25 процентов;
охрану оленьих пастбищ от пожаров;
выделение средств на проведение комплекса землеустроительных
работ, связанных с изучением современного состояния, оценкой
оленьих пастбищ и разработкой землеустроительной документации по
их рациональному использованию и охране;
гарантированная заработная плата оленеводам в размере трех
установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты
труда;
50 процентов стоимости комбикормов для северных оленей в
случае стихийных бедствий (гололеда, наста, бескормицы и т.д.);
полная компенсация по оплате проезда туда и обратно на
авиатранспорте, связанном с поездками по социальным нуждам
(медобследование, лечение, протезирование, похороны,
оздоровительный отдых);
компенсация платежей сельхозпроизводителей по страхованию
поголовья домашних оленей.
Остальные расходы в области северного оленеводства несут
субъекты Российской Федерации.
Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕВЕРНОГО ОЛЕНЕВОДСТВА
Статья 6. Учет, отчетность в контроль в северном оленеводстве
Бухгалтерский учет и статистическое наблюдение в северном
оленеводстве ведется в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
Должностные лица несут установленную законодательством
Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную
ответственность за искажение государственной отчетности.
Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации
в области бюджетной и финансовой дисциплины в северном
оленеводстве осуществляют органы законодательной и исполнительной
власти в пределах своих полномочий.
Статья 7. Клеймение оленей (метки, тавро). Право на личную
(семейную) метку (клеймо) оленей
Собственники оленей имеют клеймо, образец которого подлежит
учету в органах местного самоуправления. При обмене, продаже,
передаче и дарении животных другим владельцам производится прием -
передача с обязательным изменением меток и клейм на нового
собственника.
Порядок, сроки и способы клеймения устанавливаются органами
местного самоуправления.
Статья 8. Регулирование поголовья дикого северного оленя
Поголовье диких оленей регулируется исполнительными органами
государственной власти и органами местного самоуправления по
согласованию с научными учреждениями.
Статья 9. Сохранение культуры оленеводческих народов России,
их культурного и природного наследия
В целях сохранения и дальнейшего развития самобытной
оленеводческой культуры и рациональной эксплуатации возобновляемых
природных ресурсов Правительство Российской Федерации
разрабатывает федеральные целевые программы, формирует
государственные внебюджетные фонды развития коренных малочисленных
народов и этнических групп Севера за счет части платежей за право
пользования невозобновляемыми природными ресурсами.
В целях создания внебюджетных фондов для развития оленеводства
субъекты Российской Федерации разрабатывают по согласованию с
Правительством Российской Федерации региональный правовой механизм
участия коренных малочисленных народов и этнических групп Севера в
добыче и реализации полезных ископаемых, драгоценных и
полудрагоценных минералов, разведанных на закрепленных им
территориях традиционного природопользования.
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ПРАВА ОЛЕНЕВОДОВ
Статья 10. Государственные гарантии и компенсации лицам,
занимающимся северным оленеводством
Государственные гарантии и компенсации лицам, занимающимся
северным оленеводством, устанавливаются Законом Российской
Федерации "Об основах государственного регулирования социально -
экономического развития Севера Российской Федерации", "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях", настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Охрана труда и медицинское обслуживание оленеводов
и членов их семей
В целях защиты и охраны здоровья оленеводов и членов их семей
исполнительные органы государственной власти Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации:
- обеспечивают контроль за охраной труда и целенаправленную
профилактику профессиональных заболеваний среди работающих в
оленеводстве, включая обучение всех категорий медперсонала по
совершенствованию помощи работающим в оленеводстве с вредными и
опасными условиями труда; повышение эффективности средств
индивидуальной и коллективной защиты работающих, в т.ч. за счет
использования традиционной одежды, материалов и снаряжения;
- предоставляют оленеводам и членам их семей гарантированную
медицинскую помощь, санаторно - курортное и восстановительное
лечение, лекарственные средства и изделия медицинского назначения
в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Статья 12. Обязательное страхование домашних оленей
Устанавливается обязательное государственное страхование
северных домашних оленей, находящихся в собственности физических и
юридических лиц, независимо от организационно - правовой формы и
формы хозяйствования.
Порядок и условия страхования северных домашних оленей
устанавливаются законом или Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Замена военной службы альтернативной гражданской
службой
Лица из числа коренных малочисленных народов и этнических
групп Севера, работающие в оленеводстве и достигшие призывного
возраста, освобождаются от военной службы с сохранением права
дальнейшей работы в оленеводческой производственной единице,
которая является альтернативной гражданской службой.
Статья 14. Подготовка кадров
Привлечение молодежи и обеспечение стабильности кадров в
оленеводстве заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется организацией системы высшего и
послевузовского профессионального образования.
Глава IV. ОЛЕНЬИ ПАСТБИЩА
Статья 15. Особенности правового статуса оленьих пастбищ
Российской Федерации
Оленьи пастбища находятся в частной собственности, пожизненном
наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании, аренде
юридических и физических лиц.
При изъятии оленьих пастбищ для иных нужд их собственники,
владельцы, пользователи и арендаторы получают компенсацию за
причиненный ущерб и упущенную выгоду.
Право ограниченного пользования чужим участком оленьих пастбищ
(сервитут) может быть предоставлено для обеспечения прохода и
проезда, прогона оленей, прокладки и эксплуатации линейных
сооружений и других нужд с внесением сведений о сервитуте в
документ, удостоверяющий права на пастбищный участок и с
установлением, если другое не предусмотрено законом, соразмерной
платы за ограничения в пользовании участком.
Статья 16. Обязанности владельцев, пользователей и арендаторов
оленьих пастбищ
Обязанности владельцев, пользователей и арендаторов:
использовать пастбища в соответствии с их основным целевым
назначением, а также способами, которые не должны наносить им
ущерба как природному объекту, не допускать превышения численности
оленей над емкостью пастбищ и связанного с этим сокращения и
уничтожения растительного покрова пастбищ;
не нарушать права других владельцев, пользователей и
арендаторов пастбищных участков;
соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими
природными ресурсами, не допускать ущерба окружающей среде,
ухудшения экологической обстановки;
соблюдать режим пользования участков оленьих пастбищ,
установленного землеустройством;
своевременно предоставлять в государственные органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления,
установленные Земельным кодексом Российской Федерации сведения о
состоянии и об использовании оленьих пастбищ;
в случае невозможности использовать по каким-либо причинам
пастбищные участки либо их части сообщить об этом органу местного
самоуправления;
другие обязанности, предусмотренные законом или договором в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 17. Порядок предоставления оленьих пастбищ для
оленеводческого хозяйства
Пастбищные уголья предоставляются оленеводческому хозяйству по
желанию гражданина, семьи, группы лиц на одном из правовых
титулов:
на праве частной собственности,
на праве пожизненного наследуемого впадения;
на праве постоянного (бессрочного) пользования;
по договору аренды.
Пастбищные участки передаются оленеводческим хозяйствам
бесплатно по нормам, установленным органами местного
самоуправления на основе сертификации территорий традиционного
природопользования и оценочного социально - экономического баланса
на конкретный участок.
Статья 18. Порядок предоставления участков оленьих пастбищ для
ведения оленеводческого хозяйства гражданам, работающим в
сельскохозяйственном (кооперативном) предприятии
Работник сельскохозяйственного предприятия, занимающегося
оленеводством, имеет право на получение участка пастбищ с целью
создания оленеводческого хозяйства.
При выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения
оленеводческого хозяйства другой организационно - правовой формы
члены коллектива подают заявление в соответствующее предприятие, в
котором указывают количество работающих в предприятии членов,
пожелавших организовать хозяйство, а также поголовье оленей,
местоположение и размеры пастбищного участка.
Орган, уполномоченный решать данный вопрос, в месячный срок
принимает решение о размерах и местоположении выделяемого в натуре
участка и направляет его в местный комитет по земельным ресурсам и
землеустройству, который организует за счет бюджетных средств
установление и оформление границ пастбищного участка и выдает
главе оленеводческого хозяйства свидетельство о праве на участок и
план (чертеж границ) участка оленьих пастбищ.
Допускается и наделение дополнительными пастбищными угодьями
из состава земель запаса и сельхозпредприятий.
Для наделения пастбищными участками оленеводческих хозяйств
сельскохозяйственные предприятия, если в этом есть необходимость,
формируют специальные территории (зоны) для их компактного
размещения.
Споры о пастбищных участках разрешаются в административном или
судебном порядке.
Статья 19. Порядок предоставления пастбищ для оленеводческого
хозяйства из земель запаса и государственного лесного фонда
Гражданам, не являющимися членами коллектива
сельскохозяйственного предприятия, пастбищные участки для ведения
оленеводческого хозяйства предоставляются из земель запаса
(включая фонд перераспределения земель) либо земель лесного фонда,
кроме лесов первой группы, по их заявлению на одном из правовых
титулов по решению органов местного самоуправления в соответствии
с их компетенцией.
Постановление о предоставлении или отказе в предоставлении
участка принимается органами местного самоуправления на основании
представленных соискателем документов соответствующему комитету по
земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня подачи
заявления.
Решение об отказе выделения пастбищного участка может быть
обжаловано в суд, равно как и действия должностных лиц, нарушающих
права граждан на получение участка для ведения оленеводческого
хозяйства, в том числе сокрытие информации о наличии свободных
пастбищ в составе земель запаса и в фонде перераспределения
земель.
Пастбищный участок выделяется в соответствии со схемой
землеустройства.
При наличии нескольких претендентов, пожелавших организовать
оленеводческое хозяйство, выбор производится на конкурсной основе
исполнительными органами государственной власти и органами
местного самоуправления по месту нахождения участка пастбищ.
Статья 20. Управление фондом оленьих пастбищ. Государственный
кадастр оленьих пастбищ. Землеустройство
Земли, входящие в оленьи пастбища, заносятся в государственный
земельный кадастр.
Управление фондом оленьих пастбищ осуществляется федеральным
органом исполнительной власти по земельным ресурсам и
землеустройству, а также его территориальными органами в субъектах
Российской Федерации.
Порядок ведения кадастра оленьих пастбищ, формы документации,
периодичность ее уточнения и обновления устанавливаются
Правительством Российской Федерации, а работы по кадастровой
оценке оленьих пастбищ осуществляются федеральным органом
исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству и
его территориальными органами в субъектах Российской Федерации.
Землеустройство проводится федеральным органом исполнительной
власти по земельным ресурсам и землеустройству Российской
Федерации и его территориальными органами в субъектах Российской
Федерации.
Статья 21. Охрана оленьих пастбищ от эпизоотий, пожаров и
других стихийных бедствий
Задачи и содержание охраны оленьих пастбищ определяются
законами и иными нормативными актами Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации. В целях охраны пастбищ в местах
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов и этнических групп Севера субъекты Российской Федерации
разрабатывают программы по охране оленьих пастбищ.
Статья 22. Ответственность физических и юридических лиц за
потраву, нерациональное использование и ущерб, нанесенный оленьим
пастбищам
Юридические и физические лица обязаны возместить в полном
объеме ущерб, причиненный ими в результате нарушения настоящего
Закона, включая упущенную выгоду.
Самовольно занятые пастбищные участки возвращаются
собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам с
возмещением затрат, произведенных нарушителем настоящего Закона за
время незаконного пользования этими участками.
Приведение пастбищных участков в пригодное для пользования
состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном
занятии, сносе зданий, строений при самовольном строительстве, а
также уничтожении межевых знаков производится гражданами и
юридическими лицами, виновными в указанных нарушениях, в порядке,
установленном действующим законодательством.
Статья 23. Порядок осуществления контроля за использованием
оленьих пастбищ
Контроль за рациональным использованием оленьих пастбищ
осуществляется органами местного самоуправления, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и
федеральными органами государственной власти Российской Федерации
в соответствии с действующим законодательством.
Глава V. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ
Статья 24. Разрешение споров о северном оленеводстве
Споры о северном оленеводстве решаются в судебном или
административном порядке.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области северного оленеводства
Граждане Российской Федерации, должностные лица и лица,
выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной
организации, несут ответственность за соблюдение настоящего Закона
и других законодательных актов Российской Федерации о северном
оленеводстве в соответствии с законодательством Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Федеральный закон "О северном оленеводстве" вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Статья 27. Приведение правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации привести в
соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им
нормативные правовые акты.
2. Поручить Правительству Российской Федерации:
подготовить предложения о приведении законодательных актов
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным
законом;
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость принятия Федерального закона "О северном
оленеводстве" вызвана отсутствием единого законодательного акта,
позволяющего определить правовое поле для регулирования процессов,
связанных с северным оленеводством. В Российской Федерации
насчитывается 1 млн. 690 тыс. голов оленей, что составляет более
70% мирового поголовья оленей. Четыре породы северных оленей
являются национальным достоянием России.
Предлагаемый проект Федерального закона позволит установить
правовые, экономические и социальные гарантии развития северного
оленеводства, являющегося основой жизнедеятельности и культуры
коренных малочисленных народов Севера. Принятие такого закона на
федеральном уровне позволило бы коренным малочисленным народам
Севера России ощутить свою причастность и необходимость
государству Российскому, осуществить стремление Российской
Федерации к разрешению проблем, связанных с коренными
малочисленными народами.
Уровень жизни коренных малочисленных народов Севера остается
достаточно низким по сравнению со средними показателями
"материковой" России, средняя продолжительность жизни на Севере на
3 - 4 года ниже, а у коренных малочисленных народов меньше на 10 -
11 лет. Только за 1990 - 1993 годы рождаемость снизилась на
34 процента, а смертность возросла на 42 процента по сравнению с
1990 годом, что привело к 10-кратному сокращению естественного
прироста населения.
Принятие такого закона значительно повысило бы и международный
авторитет России, так как Генеральная Ассамблея ООН 21 декабря
1993 года провозгласила Международное десятилетие коренных народов
мира с целью разрешения проблем, стоящих перед коренными народами,
силами мирового сообщества.
При разработке проекта Федерального закона "О северном
оленеводстве" учитывался и международный опыт, подобное правовое
регулирование существует в Норвегии.
Проект Закона "О северном оленеводстве" состоит из 4 глав:
Главы I. Общие положения, Главы II. Экономические, этнокультурные
и социальные основы функционирования северного оленеводства,
Главы III. Социальная зашита и права оленеводов, Главы IV. Оленьи
пастбища. Главы V. Разрешение споров и ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации о северном
оленеводстве, Главы VI. Заключительные положения.
Основной целью законопроекта является создание правовых,
экономических и социальных условий для стабильного развития
северного оленеводства независимо от форм хозяйствования и
собственности, удовлетворения потребностей граждан и на родного
хозяйства в продукции оленеводства, гарантирования права коренных
малочисленных народов Севера на занятие оленеводством.
Проект Закона определяет основные понятия, применяемые в
тексте Закона.
Проект Закона предусматривает основные принципы
государственного регулирования северного оленеводства:
государственный протекционизм, установление щадящего режима
природопользования, предоставление гарантий и компенсаций коренным
малочисленным народам по возмещению дополнительных затрат на
осуществление оленеводческой деятельности в суровых природно -
климатических условиях.
Особая глава посвящена оленьим пастбищам - кормовой базе
северного оленя и арене жизнедеятельности коренных малочисленных
народов Севера.
Принятие данного законопроекта позволит на современном этапе
обладателям естественного права осуществлять свои конституционные
права и обязанности в рамках федерального законодательства, а
также будет способствовать развитию законодательства субъектов
Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ"
Для реализации данного Закона потребуется внесение изменений и
дополнений в действующие Федеральные законы:
1. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях.
2. Об особо охраняемых природных территориях.
3. Земельный кодекс РСФСР.
Председатель Комитета
Государственной Думы
по проблемам Севера
В.В.ГОМАН
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТИЕ
КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ"
Для реализации настоящего Федерального закона потребуется
издание других специальных Федеральных законов и других
нормативных правовых актов, которые не были предусмотрены
действующими законодательными актами Российской Федерации:
1. О территориях традиционного природопользования.
2. О статусе коренных малочисленных народов Севера.
3. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Председатель Комитета
Государственной Думы
по проблемам Севера
В.В.ГОМАН
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЕВЕРНОМ ОЛЕНЕВОДСТВЕ"
Прогнозная оценка стоимости реализации данного проекта
производилась на основании статистической отчетности и экспертных
оценок, представленных в рабочую группу Государственным комитетом
Российской Федерации по вопросам развития Севера (письмо
Госкомсевера России от 07.05.97 N АВ-02-1524), Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (письмо
Минсельхозпрода России от 18.09.97 N П-5-15/2475) и
Государственным комитетом Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству (письмо Госкомзема России от 06.10.97
N 2-11/1860) в ценах 1997 года.
1. Статья 5, абзац 2:
ежегодная дотация на оленеводческую продукцию, реализуемую
товаропроизводителями всех форм собственности на уровне,
обеспечивающем возмещение затрат на ее производство и
рентабельность не ниже 25 процентов.
Потребная сумма для дотирования производства 16083 тонн
оленьего мяса в убойном весе при уровне рентабельности 25%
составляет 77,608 млрд. рублей (см. Приложение).
2. Статья 5, абзац 3:
охрану оленьих пастбищ от пожаров
Расходы на охрану 280 млн. га оленьих пастбищ от пожаров
составляет 50 млрд. рублей в год.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА ОХРАНУ
ОЛЕНЬИХ ПАСТБИЩ ОТ ПОЖАРОВ
---------------------------T------------T-------------T----------¬
¦ Наименование ¦Един. измер.¦Объемы, сумма¦Примечание¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦Всего пастбищ ¦ млн. га ¦ 320,0¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из них подлежит охране ¦ млн. га ¦ 280,0¦ ¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦ Авиационная охрана ¦
+--------------------------T------------T-------------T----------+
¦Всего пастбищ ¦ млн. га ¦ 255,0¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Затраты на 1 га пастбищ ¦ руб. ¦ 193,0¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего затрат на авиаохрану¦ млн. руб. ¦ 49200,0¦ ¦
+--------------------------+------------+-------------+----------+
¦ Наземная охрана ¦
+--------------------------T------------T-------------T----------+
¦Всего пастбищ ¦ млн. га ¦ 25,0¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Затраты на 1 га пастбищ ¦ руб. ¦ 32,0¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего затрат на наземную ¦ млн. руб. ¦ 800,0¦ ¦
¦охрану ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого затрат ¦ млн. руб. ¦ 50000,0¦ ¦
L--------------------------+------------+-------------+-----------
3. Статья 5, абзац 4:
выделение средств на проведение комплекса землеустроительных
работ, связанных с изучением современного состояния, оценкой
оленьих пастбищ и разработкой землеустроительной документации по
их рациональному использованию и охране.
Потребность средств на проведение комплекса землеустроительных
работ в оленеводческой зоне Российской Федерации составляет
204 млрд. рублей.
ПОТРЕБНОСТЬ СРЕДСТВ НА ПРОВЕДЕНИЕ
КОМПЛЕКСА ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОЛЕНЕВОДЧЕСКОЙ
ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(млн. руб.)
----T----------------T-------T-----T----------------------T------¬
¦ N ¦ Края, области, ¦Обнов- ¦Комп-¦ Разработка ¦Итого ¦
¦п/п¦ республики, ¦ление ¦лекс ¦ землеустроительной ¦ ¦
¦ ¦ автономные ¦плано- ¦работ¦ документации по: ¦ ¦
¦ ¦ округа ¦ во - ¦ по +----------T-----------+ ¦
¦ ¦ ¦карто- ¦гео- ¦ упорядо- ¦рациональн.¦ ¦
¦ ¦ ¦графи- ¦бота-¦чению зем-¦использов. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ческо- ¦ниче-¦лепользо- ¦ и охране ¦ ¦
¦ ¦ ¦го ма- ¦скому¦вания, пе-¦ оленьих ¦ ¦
¦ ¦ ¦териала¦ об- ¦рераспре- ¦ пастбищ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сле- ¦ делению ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦дова-¦ земель, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ нию ¦установле-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(ре- ¦ нию ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сурс-¦границ ТТП¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ной ¦ и др. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦оцен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ке) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------+-----+----------+-----------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+---+----------------+-------+-----+----------+-----------+------+
¦1. ¦Мурманская обл. ¦ 2050¦ 1830¦ 480¦ 380¦ 4740¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Респ. Коми ¦ 1580¦ 1650¦ 460¦ 360¦ 4050¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Ненецкий А.0. ¦ 3000¦ 3340¦ 840¦ 690¦ 7870¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Архангельская ¦ 250¦ 600¦ 230¦ 180¦ 1260¦
¦ ¦обл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Ямало - Ненецкий¦ 11215¦ 9150¦ 1500¦ 1200¦ 23065¦
¦ ¦А.О. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Ханты - ¦ 1405¦ 1000¦ 150¦ 120¦ 2675¦
¦ ¦Мансийский А.О. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Таймырский А.О. ¦ 10755¦ 6150¦ 1000¦ 800¦ 18705¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Эвенкийский А.О.¦ 2865¦ 3550¦ 1000¦ 800¦ 8215¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Респ. Саха ¦ 29900¦21400¦ 3600¦ 2900¦ 57800¦
¦ ¦(Якутия) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Магаданская обл.¦ 5975¦ 5700¦ 1300¦ 1050¦ 14025¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Чукотский А.О. ¦ 13780¦13100¦ 2800¦ 2250¦ 31930¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Корякский А.О. ¦ 5460¦ 5150¦ 1500¦ 1200¦ 13310¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13.¦Камчатская обл. ¦ 270¦ 500¦ 200¦ 160¦ 1130¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14.¦Сахалинская обл.¦ 240¦ 360¦ 100¦ 80¦ 780¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15.¦Хабаровский край¦ 4460¦ 2600¦ 340¦ 275¦ 7675¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16.¦Амурская обл. ¦ 125¦ 750¦ 350¦ 280¦ 1505¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17.¦Респ. Бурятия ¦ 125¦ 200¦ 70¦ 50¦ 445¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18.¦Читинская обл. ¦ 1600¦ 1100¦ 320¦ 250¦ 3270¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦19.¦Респ. Тыва ¦ 470¦ 800¦ 320¦ 250¦ 1840¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ИТОГО: ¦ 95525¦78930¦ 16560¦ 13275¦204290¦
L---+----------------+-------+-----+----------+-----------+-------
В настоящее время отсутствует достоверная и подробная
информация об экологическом состоянии более 50% площади оленьих
пастбищ, а также система, позволяющая оперативно получать такую
информацию. Поэтому целесообразно предусмотреть финансирование на
создание и введение в действие региональной геоинформационной
системы (ГИС) "Состояние оленьих пастбищ России". С учетом
получения базовой и оперативной информации, а также материально -
технических средств на эти цели потребуется 25 - 30 млрд. рублей.
4. Статья 5, абзац 5:
гарантированная заработная плата оленеводам в размере трех
установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты
труда.
Компенсация расходов на ежемесячную гарантированную заработную
плату из федерального бюджета составляет 25,2 млрд. рублей.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ СРЕДСТВ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ВВЕДЕНИЮ ГАРАНТИРОВАННОЙ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОЛЕНЕВОДАМ В СУММЕ ТРЕХ
МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА
------------------------T----------------T-----------------------¬
¦Численность оленеводов,¦Три минимальных ¦ Сумма гарантированной ¦
¦ человек ¦ размера оплаты ¦ заработной платы ¦
¦ ¦труда, тыс. руб.+------------T----------¦
¦ ¦ ¦ в месяц, ¦ в год, ¦
¦ ¦ ¦ млрд. руб. ¦млрд. руб.¦
+-----------------------+----------------+------------+----------+
¦8500 ¦ (83,5 x 3) ¦ 2,1 ¦ 25,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма компенсации ¦ ¦ ¦ 25,2 ¦
¦затрат на гарантирован-¦ ¦ ¦ ¦
¦ную заработную плату ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------------+------------+-----------
5. Статья 5, абзац 6:
50 процентов стоимости комбикормов для северных оленей в
случае стихийных бедствий (гололеда, наста, бескормицы и т.д.);
Потребность в средствах на компенсацию 50% расходов на
приобретение 381 т. комбикормов для 254 тыс. голов северных оленей
в течение 100 дней в случае стихийных бедствий составляет
75,0 млрд. рублей.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ НА КОМПЕНСАЦИЮ 50 ПРОЦЕНТОВ
СТОИМОСТИ ПОЛНОЦЕННОГО КОМБИКОРМА ДЛЯ СЕВЕРНЫХ
ОЛЕНЕЙ В СЛУЧАЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
------------------------------------T-----------------T---------¬
¦ Наименование ¦Единица измерения¦ Сумма ¦
+-----------------------------------+-----------------+---------+
¦Поголовье оленей во всех категориях¦ ¦ ¦
¦хозяйств ¦ тыс. гол. ¦1592,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Подвергается стихийным бедствиям ¦ ¦ ¦
¦16% ¦ тыс. гол. ¦ 254 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Расход комбикорма на 1 гол. /1 сут.¦ кг ¦ 1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего расходов комбикорма ¦ ¦ ¦
¦(254 тыс. гол. x 1,5 кг) ¦ тн ¦ 381 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Стоимость 1 тн к/корма ¦ млн. руб. ¦ 4,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего стоимость к/корма ¦ млрд. руб. ¦ 1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Компенсация 50% сут. ¦ млрд. руб. ¦ 0,750 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Период подкормки во время бедствия ¦ дни ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Компенсация 50% за время стих. ¦ ¦ ¦
¦бедствия - всего ¦ млрд. руб. ¦ 75,0 ¦
L-----------------------------------+-----------------+----------
6. Статья 5, абзац 7:
полная компенсация по оплате проезда туда и обратно на
авиатранспорте, связанном с поездками по социальным нуждам
(медобследование, лечение, протезирование, похороны,
оздоровительный отдых).
Компенсация расходов на оплату проезда на авиатранспорте,
связанной с выездами по социальным нуждам 8500 оленеводов и членов
их семей численностью 51000 человека составляют 428 млрд. рублей.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ НА КОМПЕНСАЦИЮ
ЗАТРАТ ПО ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА В ТРАНСПОРТЕ, СВЯЗАННОГО
С ПОЕЗДКАМИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ НУЖДАМ (МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ,
ЛЕЧЕНИЕ, ПРОТЕЗИРОВАНИЕ, ПОХОРОНЫ)
------------------------------T------------------T---------------¬
¦ Наименование ¦Единица измерения ¦ Объемы, сумма ¦
+-----------------------------+------------------+---------------+
¦1. Медобследование ¦ чел. ¦ 8500 ¦
¦ Численность оленеводов ¦ ¦ ¦
¦ Численность членов семей ¦ ¦ ¦
¦ оленеводов (6 чел.) ¦ чел. ¦ 51000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Итого: ¦ чел. ¦ 59500 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Проезд в районный, ¦ млрд. руб. ¦ 178 ¦
¦ окружной центр и обратно ¦ ¦ ¦
¦ 59500 чел. x 3 млн. руб. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Лечение ¦ ¦ ¦
¦ 59500 чел. x 3 млн. руб. ¦ млрд. руб. ¦ 178 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Протезирование ¦ ¦ ¦
¦ 59500 чел. x 30% = ¦ ¦ ¦
¦ = 17850 чел. x 3 млн. руб.¦ млрд. руб. ¦ 54 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Похороны ¦ ¦ ¦
¦ 59500 чел. x 10% = ¦ ¦ ¦
¦ = 5950 чел. x 3 млн. руб. ¦ млрд. руб. ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Итого: ¦ млрд. руб. ¦ 428 ¦
L-----------------------------+------------------+----------------
7. Статья 5, абзац 8:
компенсация платежей сельхозпроизводителей по страхованию
поголовья домашних оленей.
Потребность средств для введения компенсации расходов по
страхованию сельхозпроизводителями поголовья оленей от гибели в
результате стихийных бедствий, массовых заболеваний, пожаров,
экологических аварий, катастроф и гибели от хищников составляет
297,5 млрд. рублей.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ СРЕДСТВ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
100 ПРОЦЕНТОВ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ПО СТРАХОВАНИЮ
СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ПОГОЛОВЬЯ ОЛЕНЕЙ ОТ ГИБЕЛИ
В РЕЗУЛЬТАТЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, МАССОВЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПОЖАРОВ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
АВАРИЙ, КАТАСТРОФ И ОТ ХИЩНИКОВ
----------------------------T-------------------T----------------¬
¦ Наименование ¦ Единица измерения ¦ Объемы, сумма ¦
+---------------------------+-------------------+----------------+
¦Поголовье оленей всего во ¦ ¦ ¦
¦всех категориях хозяйств ¦ тыс. гол. ¦ 1592,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Процент отхода от стихийных¦ ¦ ¦
¦бедствий ¦ % ¦ 5,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Отход поголовья оленей от ¦ ¦ ¦
¦стихийных бедствий ¦ тыс. гол. ¦ 85,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Балансовая стоимость ¦ ¦ ¦
¦1 головы оленя ¦ млн. руб. ¦ 3,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего сумма страхования ¦ млрд. руб. ¦ 297,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма компенсации за ¦ ¦ ¦
¦страхование оленей ¦ млрд. руб. ¦ 297,5 ¦
L---------------------------+-------------------+-----------------
Таким образом, решение проблем, связанных с сохранением
имеющего поголовья домашних северных оленей, являющихся
национальным достоянием России и основой жизнедеятельности
коренных малочисленных народов и этнических групп Севера,
потребует ежегодных ассигнований не менее 1187,590 млрд. рублей.
Председатель Комитета
по проблемам Севера
В.В.ГОМАН
Приложение
РАСЧЕТ
ГОДОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ДОТИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА ОЛЕНЕЙ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
-------T----------------T----------------------------T---------------------T-------------T----------T----------¬
¦Объемы¦ Себестоимость ¦ Выручка от реализации ¦ Рентабельность в % ¦ Прибыль + ¦Прибыль + ¦Требуется ¦
¦реали-+----T----T------+----T-----------------------+----------T----------++ убыт. - от ¦+ убыт. - ¦ дотаций ¦
¦зации,¦1995¦1997¦прог- ¦1995¦ 1997 год - прогноз ¦без дота- ¦с дотация-¦ реализации ¦ от ¦ всего ¦
¦ тонн ¦год ¦год ¦ ноз ¦год ¦ ¦ ций ¦ ми ¦ без дотаций ¦реализации¦на уровень¦
+------+----+----+------+----+----------T------------+----T-----+----T-----+и компенсаций¦с дотацией¦рентабель-¦
¦ ¦ за ¦ за ¦ всей ¦ за ¦ с учетом ¦ исходя из ¦1995¦1997 ¦1995¦1997 ¦ млн. руб. ¦и компен- ¦ ности ¦
¦ ¦тон-¦тон-¦ про- ¦тон-¦инд. дефл.¦ рент. 25% ¦год ¦ год ¦год ¦ год ¦ ¦ сацией, ¦ 25% ¦
¦ ¦ ну ¦ ну ¦ дук- ¦ ну ¦ ¦ ¦ ¦прог-¦ ¦прог-¦ ¦ млн. руб.¦ ¦
¦ ¦тыс.¦тыс.¦ ции ¦тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ноз ¦ ¦ ноз +------T------+----T-----+----T-----+
¦ ¦руб.¦руб.¦ млн. ¦руб.+----T-----+-----T------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1995 ¦ 1997 ¦1995¦1997 ¦тыс.¦Все- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ за ¦всей ¦ за ¦ всей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦год ¦ год ¦руб.¦ го ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тон-¦про- ¦тон- ¦ про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прог- ¦ ¦прог-¦ / ¦млн. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ну ¦дук- ¦ ну ¦дукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ноз ¦ ¦ ноз ¦тонн¦руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс.¦ ции ¦тыс. ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб.¦млн. ¦руб. ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----+----+------+----+----+-----+-----+------+----+-----+----+-----+------+------+----+-----+----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦
+------+----+----+------+----+----+-----+-----+------+----+-----+----+-----+------+------+----+-----+----+-----+
¦Всего: ¦
¦ ¦
¦16083 ¦4293¦8028¦129129¦3208¦5165¦83077¦10035¦160685¦ -26¦ -36¦11,5¦ 25 ¦-17449¦-46052¦7938¦31556¦4825¦77608¦
L------+----+----+------+----+----+-----+-----+------+----+-----+----+-----+------+------+----+-----+----+------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|