ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 1998 г. N 2190-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
третейских судах в Российской Федерации", внесенный депутатами
Государственной Думы Буничем П.Г., Грачевым И.Д., Гонжаровым О.П.,
Похмелкиным В.В.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности до 1 апреля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В настоящее время в Российской Федерации интенсивно
развивается система третейских судов как органов, осуществляющих
защиту гражданских прав. Однако вопросы организации и деятельности
третейских судов не имеют достаточной правовой основы.
Рассмотрение споров между гражданами регулируется приложением N 3
к ГПК РФ, принятом еще в 1964 году, а разрешение экономических
споров с участием организаций и граждан - предпринимателей,
подведомственных арбитражному суду, осуществляется в соответствии
с Временным положением о третейском суде для разрешения
экономических споров, утвержденным Верховным Советом Российской
Федерации в 1992 году. Разрешение споров организации с гражданами
(не предпринимателями) в третейском суде в принципе не
регулируется. Целый ряд вопросов, затрагивающих третейское
разбирательство споров, особенно в части взаимоотношений
третейского суда с судом государственным, решается в ГПК РФ и АПК
РФ. Разрешение третейским судом споров, возникающих в сфере
международного оборота, регулируется Законом Российской Федерации
"О международном коммерческом арбитраже" 1993 года.
Такое различие нормативных правовых актов, принятых в разное
время, а также проведенная реформа арбитражного процессуального
законодательства и последние изменения, внесенные в гражданское
процессуальное законодательство, диктуют необходимость принятия
Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации",
который установил бы единые правовые основы организации и
деятельности третейских судов.
В проекте закона в значительной степени получила отражение
частноправовая природа третейского суда. Основа его
функционирования - договор сторон. В силу этого правила,
установленные в проекте закона, изложены максимально гибко,
диспозитивно, оставляя решение многих вопросов на усмотрение
сторон, стимулируя их инициативу. В отличие от государственного
суда, третейский суд не имеет обязанностей "публичного характера",
а волеизъявление сторон выступает как основная движущая сила
третейского разбирательства. Одновременно в проекте закона
установлены положения о принципах разрешения споров - равноправии
сторон, состязательности и т.д. Эти положения являются отражением
того, что третейский суд осуществляет одну из функций
государства - функцию правосудия, и они не могут быть изменены
соглашением сторон.
Поскольку третейский суд назван в статье 11 ГК РФ в числе
органов, осуществляющих защиту гражданских прав, проект закона
устанавливает принцип окончательности решения третейского суда и
недопустимости его ревизии государственным судом. Государственный
суд при разрешении вопроса об обращении решения третейского суда к
принудительному исполнению не может устанавливать и исследовать
фактические обстоятельства дела, рассмотренного третейским судом,
либо пересматривать решение третейского суда по существу.
Значительное место в проекте закона занимают положения,
посвященные третейскому разбирательству и исполнению решений,
поскольку соблюдение процессуальных норм является важнейшей
гарантией соблюдения законности в деятельности третейских судов.
С учетом мирового опыта, а также в целях укрепления
организационной и правовой основ деятельности третейских судов в
России, необходимо создание органа, осуществляющего координацию
деятельности третейских судов, их информационное и методическое
обеспечение, подготовку и обучение персонала и т.д. Этот орган не
имеет властных полномочий, его цель - содействие развитию
института третейских судов. Проект закона наделяет функциями по
координации деятельности третейских судов Ассоциацию третейских
судей. Введение в проект положений о статусе и функциях Ассоциации
третейских судей является закреплением существующей тенденции к
институционализации третейских судов в России.
Проект
10 февраля 1998 года
Вносится депутатами
Государственной Думы
БУНИЧЕМ П.Г., ГРАЧЕВЫМ И.Д.,
ГОНЖАРОВЫМ О.П., ПОХМЕЛКИНЫМ В.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации защита
нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом,
арбитражным судом или третейским судом.
Третейское разбирательство осуществляется на началах равенства
сторон перед законом и третейским судом и состязательности.
Третейский суд принимает меры к примирению сторон и заключению ими
мирового соглашения.
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и
деятельности третейских судов в Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность
третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
2. В третейский суд может по соглашению сторон передаваться
любой спор, возникший из гражданских правоотношений, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом или другим федеральным
законом.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется к международному
коммерческому арбитражу.
4. Если международным договором Российской Федерации
предусмотрены иные правила образования и деятельности третейских
судов, применяются правила этого договора.
Статья 2. Понятия, используемые в целях настоящего
Федерального закона
Третейский суд - орган, который организует третейское
разбирательство споров, или состав суда, избираемый сторонами для
рассмотрения конкретного спора.
Третейское разбирательство - рассмотрение спора, принципы и
порядок осуществления третейским судом полномочий по рассмотрению
споров и принятию решений по спорам.
Третейский судья - лицо, избранное сторонами для разрешения их
спора.
Третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на
разрешение третейского суда.
Компетентный суд, суд - арбитражный суд по спорам,
подведомственным арбитражным судам, суд общей юрисдикции по
спорам, подведомственным этому суду.
Сторонами в третейском разбирательстве являются истец и
ответчик. Истцами являются граждане и организации, предъявившие
иск в своих интересах. Ответчиками являются граждане и
организации, к которым предъявлено исковое требование.
Правила постоянно действующего третейского суда - уставы,
положения, регламенты.
Статья 3. Виды и правовое положение третейских судов
1. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды
для разрешения конкретного спора и постоянно действующие
третейские суды.
2. Статус третейского суда определяется при его создании.
Третейский суд может являться юридическим лицом или не быть
таковым.
Статья 4. Порядок создания и деятельности третейского суда
1. Порядок образования и деятельности третейского суда для
рассмотрения конкретного спора определяются настоящим Федеральным
законом, а в части, не урегулированной Законом - соглашением
сторон.
2. Постоянно действующий третейский суд создается
организацией, являющейся юридическим лицом.
3. Порядок образования и деятельности постоянно действующих
третейских судов определяется настоящим Федеральным законом, в
части, не урегулированной настоящим Федеральным законом -
правилами, а в части не урегулированной правилами - соглашениями
сторон.
4. Организация, создавшая третейский суд, информирует
компетентный суд (республики, края, области, города, автономной
области, автономного округа, района, на территории которого
расположен постоянно действующий третейский суд) о его образовании
и составе.
Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда
1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда и
принят им при наличии соглашения сторон о передаче спора данному
третейскому суду.
2. Спор может быть передан на разрешение третейского суда до
принятия решения компетентным судом.
Статья 6. Правовая основа деятельности третейского суда
1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента Российской Федерации и постановлений Правительства
Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, международных
договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,
действующих на территории Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом, иным нормативным
правовым актом, применяются правила международного договора.
2. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное
отношение, третейский суд применяет нормы права, регулирующие
сходные правоотношения, а при отсутствии таких норм разрешает
спор, исходя из общих начал и смысла законов.
3. Третейский суд в соответствии с законом или международным
договором Российской Федерации применяет нормы права других
государств.
4. Третейский суд принимает решение с учетом обычаев делового
оборота, применимых к отношениям сторон, и в соответствии с
условиями договора, если они не противоречат законам и иным
нормативным правовым актам.
Глава II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Статья 7. Содержание и форма третейского соглашения
1. Третейское соглашение может быть заключено сторонами о
передаче на разрешение третейского суда всех или определенных
споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с
гражданским правоотношением, независимо от того, носило ли оно
договорный характер или нет. Оно может быть заключено в виде
оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
2. При передаче спора в постоянно действующий третейский суд
правила этого суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части
соглашения сторон.
3. Третейское соглашение заключается в письменной форме.
Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно
содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем
обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с
использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию такого
сообщения. Ссылка в договоре на документ, содержащий соглашение о
передаче спора на разрешение третейского суда, признается
соглашением, если договор заключен в письменной форме и данная
ссылка такова, что делает соглашение частью договора.
4. При несоблюдении правил, предусмотренных частями 1 и 2
настоящей статьи, соглашение считается незаключенным.
5. В случае признания судом недействительным договора
третейский суд вправе закончить рассмотрение дела вынесением
решения.
Глава III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому суду
1. Третейским судьей может быть физическое лицо, обладающее
дееспособностью, соответствующей юридической либо иной
квалификацией, способное обеспечить беспристрастное рассмотрение
спора и являющееся независимым от сторон.
Третейский судья, рассматривающий спор единолично, должен
иметь юридическую квалификацию. В случае коллегиального
рассмотрения спора юридическую квалификацию должен иметь как
минимум председательствующий по делу.
2. Правилами постоянно действующего третейского суда могут
быть предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре
третейского судьи.
3. Третейским судьей не может быть:
лицо, назначенное судьей в соответствии с Конституцией
Российской Федерации;
лицо, имеющее судимость;
лицо, признанное недееспособным или ограниченно дееспособным.
Статья 9. Число третейских судей
1. Число третейских судей должно быть нечетным.
2. Стороны могут по своему усмотрению определять число
третейских судей.
3. Если стороны не определят число третейских судей, то
назначаются три судьи.
Статья 10. Назначение третейских судей
1. Назначение третейских судей для рассмотрения конкретного
спора производится в порядке, установленном самими сторонами.
Если сторонами порядок не установлен, каждая сторона назначает
одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей
назначают третьего.
2. Если в течение 15 дней после получения уведомления одной из
сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит
третейского судью, или если в течение того же срока судьи не
достигли соглашения о третьем третейском судье, либо третейский
суд по иным причинам не создан, любая из сторон вправе в
письменной форме отказаться от третейского соглашения. В этом
случае заинтересованная сторона вправе обратиться с иском в
компетентный суд.
3. Назначение третейских судей в постоянно действующем
третейском суде производится в порядке, установленном правилами
этого суда.
Статья 11. Основания отвода третейского судьи
Третейский судья не может участвовать в разрешении спора и
подлежит отводу по следующим основаниям:
1) если он является родственником стороны по делу или ее
представителя;
2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе
спора либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его
беспристрастности или независимости;
3) если не соблюдены требования, установленные частью 3
статьи 8 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Порядок отвода третейского судьи
1. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его
возможным назначением в качестве третейского судьи это лицо должно
сообщить о любых обстоятельствах, которые являются основанием для
его отвода. Третейский судья с момента его назначения и в течение
всего третейского разбирательства должен без промедления сообщать
сторонам о любых таких обстоятельствах, появившихся во время
разбирательства, и заявить самоотвод.
2. Любая сторона вправе заявить отвод третейскому судье, если
выявлены обстоятельства, которые являются основанием для его
отвода.
Отвод и самоотвод должны быть мотивированы и заявлены до
начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела
заявление об отводе и самоотводе допускается лишь в случаях, когда
основание отвода и самоотвода стало известно после начала
рассмотрения дела.
3. Стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре
отвода третейского судьи.
4. В отсутствие договоренности письменное мотивированное
заявление об отводе третейского судьи должно быть подано не
позднее 5 дней после того, как стороне стало известно о
сформировании третейского суда либо об обстоятельствах, указанных
в статье 11 настоящего Федерального закона. Если третейский судья,
которому заявлен отвод, не заявляет самоотвод или другая сторона
не согласна с отводом, вопрос об отводе решается другими
третейскими судьями в 10-дневный срок с момента получения
заявления стороны.
Если при применении любой согласованной сторонами процедуры
отвода третейского судьи не принято никакого решения или не
достигнуто соглашение об отводе между другими третейскими судьями
любая сторона вправе отказаться от третейского соглашения.
5. При рассмотрении спора постоянно действующим третейским
судом вопрос об отводе третейского судьи решается в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом и правилами этого
суда.
6. При отсутствии в правилах постоянно действующего
третейского суда порядка отвода третейского судьи отвод
производится в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.
Если судьи не достигли соглашения об отводе третейского судьи или
если отвод заявлен против нескольких третейских судей, вопрос об
отводе решается председателем постоянно действующего третейского
суда в 10-дневный срок.
Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи
Полномочия третейского судьи по данному спору прекращаются
после принятия решения по делу. Полномочия третейского судьи могут
быть прекращены в связи с его самоотводом, отводом или по
соглашению сторон.
Статья 14. Замена третейского судьи
Если полномочия третейского судьи прекращены в соответствии со
статьей 13 настоящего Федерального закона, новый третейский судья
назначается в соответствии с правилами, которые применялись при
назначении заменяемого судьи.
Глава IV. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССМОТРЕНИЕМ СПОРА
В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ
Статья 15. Состав расходов, связанных с рассмотрением спора в
третейском суде
1. Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом,
включают:
гонорар третейским судьям;
расходы по проезду и иные расходы, понесенные третейскими
судьями;
суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
суммы, подлежащие выплате свидетелям в связи с их явкой в
третейский суд;
расходы по оплате услуг представителя и юридической помощи,
если о таких расходах было заявлено в ходе третейского
разбирательства;
расходы постоянно действующего третейского суда.
2. Размер гонорара третейским судьям определяется с учетом
цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими
судьями на третейское разбирательство и любых других относящихся к
делу обстоятельств.
3. Размер гонорара судьям третейского суда, созданного для
рассмотрения конкретного спора, определяется соглашением сторон с
учетом условий, перечисленных в части 2 настоящей статьи.
4. Третейский суд не вправе устанавливать какие-либо гонорары
за исправление вынесенного им решения, разъяснение решения,
принятие дополнительного решения.
5. Гонорары третейским судьям постоянно действующих третейских
судов могут быть установлены правилами постоянно действующих
третейских судов.
Статья 16. Распределение расходов, связанных с рассмотрением
спора в третейском суде
1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о распределении
расходов, связанных с рассмотрением спора в третейском суде, как
правило, пропорционально удовлетворенным требованиям, если иное не
установлено соглашением сторон.
2. О распределении расходов, связанных с рассмотрением спора,
указывается в решении или определении.
Глава V. ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Статья 17. Компетенция третейского суда
1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или
действительности третейского соглашения и своей компетенции по
рассмотрению конкретного спора.
2. Сторона вправе до начала рассмотрения спора по существу
заявить об обстоятельствах, которые являются основанием для
признания, что третейское соглашение отсутствует либо оно
недействительно.
3. Если третейский суд признает отсутствие или
недействительность третейского соглашения, об этом выносится
определение, которое направляется сторонам вместе с полученными
материалами от соответствующей стороны.
Статья 18. Основные принципы третейского разбирательства
Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов
законности, независимости судей, равенства сторон перед законом и
судом, состязательности и равноправия сторон.
Статья 19. Определение порядка третейского разбирательства
1. Стороны могут по своему усмотрению определить порядок
третейского разбирательства в третейском суде, созданном для
рассмотрения конкретного спора.
Если стороны этот порядок не определили, третейский суд может
самостоятельно определить его с учетом настоящего Федерального
закона.
Статья 20. Место третейского разбирательства
1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте
третейского разбирательства для рассмотрения конкретного спора.
При отсутствии такой договоренности место третейского
разбирательства определяется третейским судом для рассмотрения
конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор
удобства сторон.
2. Третейский суд может, если стороны не договорились об ином,
определить другое место разбирательства, которое он считает
надлежащим для проведения консультаций, заслушивания экспертов,
свидетелей или сторон либо для осмотра имущества или документов.
Статья 21. Язык третейского разбирательства
1. Третейский суд определяет язык, который должен применяться
при третейском разбирательстве, при отсутствии иного соглашения
сторон.
2. Сторона, представляющая доказательство не на языке (языках)
третейского разбирательства, обязана обеспечить его перевод.
3. Третейский суд обязан потребовать от сторон перевода любых
письменных доказательств на язык, который должен применяться при
третейском разбирательстве.
Статья 22. Конфиденциальность третейского разбирательства
1. Третейский судья не может разглашать сведения, ставшие
известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия
сторон или их правопреемников.
2. Третейский судья не может быть допрошен в качестве
свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского
разбирательства.
Статья 23. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
1. В течение срока, согласованного сторонами или определенного
третейским судом, истец излагает свои требования в форме
письменного заявления, которое передается третейскому суду и в
копии - ответчику, а ответчик сообщает свои возражения по
заявленным требованиям истцу и третейскому суду.
2. В исковом заявлении указываются:
1) дата и номер искового заявления;
2) полное наименование сторон, их почтовые адреса и расчетные
реквизиты;
3) цена иска, если иск подлежит оценке;
4) исковое требование;
5) обстоятельства, на которых основано исковое требование, и
подтверждающие их доказательства; обоснованный расчет искового
требования; законодательство и иные правовые нормативные акты, на
основании которого предъявляется иск;
6) другие сведения, имеющие значение для правильного
разрешения спора;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов и других
доказательств.
К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
1) наличие третейского соглашения;
2) исковое требование;
3) направление копии искового заявления и приложенных к нему
документов ответчику.
3. В течение срока, установленного в порядке, предусмотренном
в части 1 настоящей статьи, ответчик должен направить возражения
по иску в форме письменного отзыва на исковое заявление
третейскому суду и в копии - истцу.
К возражению по делу прилагаются документы, обосновывающие эти
возражения.
4. Стороны при представлении искового заявления и отзыва на
исковое заявление могут сделать ссылку на документы либо другие
доказательства, которые они представят в дальнейшем.
5. Если стороны не договорились об ином, в ходе третейского
разбирательства каждая сторона вправе изменить или дополнить свои
исковые требования или возражения по иску, если третейский суд не
признает нецелесообразным принять такое изменение в связи с
задержкой третейского разбирательства.
Статья 24. Встречный иск
1. Если иное не установлено соглашением сторон, ответчик
вправе предъявить встречный иск при условии, что он не выходит за
рамки соглашения о передаче спора третейскому суду.
2. Встречный иск может быть предъявлен вместе с отзывом на
исковое заявление, а также на более поздней стадии разрешения
спора, если третейский суд признает причины задержки
уважительными.
3. Встречный иск должен удовлетворять требованиям,
предъявляемым к исковому заявлению в соответствии со статьей 23
настоящего Федерального закона.
4. Встречный иск представляется третейскому суду и в копии -
другой стороне, кроме случаев, когда передача копии искового
заявления другой стороне осуществляется третейским судом.
5. Истец вправе представить третейскому суду возражения на
встречный иск в форме письменного отзыва на исковое заявление в
соответствии с положениями, установленными статьей 23 настоящего
Федерального закона.
Статья 25. Меры по обеспечению иска
1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд по
просьбе любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо
стороной меры по обеспечению иска в отношении предмета спора,
которые он сочтет необходимыми.
2. Третейский суд вправе потребовать от стороны, заявляющей
соответствующее ходатайство, обеспечения расходов по осуществлению
мер обеспечения иска.
Статья 26. Представление и исследование доказательств
1. Доказательства представляются сторонами. Каждая из сторон
должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на
обоснование своих требований и возражений.
Третейский суд вправе, если сочтет представленные
доказательства недостаточными, предложить сторонам представить
дополнительные доказательства.
2. Третейский суд обязан непосредственно исследовать все
имеющиеся по делу доказательства.
Статья 27. Порядок разрешения спора
1. Разрешение спора может осуществляться с участием сторон или
их представителей либо без такого участия. При отсутствии
соглашения сторон третейский суд самостоятельно решает вопрос о
порядке разрешения спора, однако, если имеется соответствующее
ходатайство одной из сторон, разрешение спора должно
осуществляться с участием сторон или их представителей.
2. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление
о заседании третейского суда. Уведомление считается
действительным, если оно вручено под расписку, направлено заказным
письмом или иным способом, обеспечивающим фиксирование такого
уведомления.
Копии всех заявлений, документов и других материалов,
представляемых одной стороной третейскому суду, должны быть
переданы другой стороне.
Заключения экспертов и другие документы (их копии),
истребованные третейским судом, на которых третейский суд
основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом
сторонам.
3. Процедура разрешения спора проходит при закрытых дверях,
если стороны не договорились об ином.
4. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности
для изложения своей позиции и защиты прав и интересов.
Статья 28. Последствия непредставления документов или неявки
сторон
1. Непредставление истребованных документов, возражения на
иск, неявка на заседание третейского суда сторон или их
представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела,
не являются препятствием к разрешению спора при отсутствии иного
соглашения сторон в случае, если причина непредставления
документов или неявки сторон в заседание признана третейским судом
неуважительной.
2. Непредставление ответчиком возражения на иск не может
рассматриваться как признание требований истца.
Статья 29. Назначение и проведение экспертизы
1. При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд может
назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении
спора вопросов в области науки, техники, искусства или ремесла и
потребовать от любой стороны представления необходимых для
проведения экспертизы документов и других доказательств.
Если стороны не договорились об ином, третейский суд может
назначить одного или нескольких экспертов.
2. При отсутствии иного соглашения сторон кандидатура эксперта
(экспертов), а также вопросы, которые должны быть разъяснены при
проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом
мнения сторон.
3. Эксперт должен представить третейскому суду письменное
заключение, дать соответствующие пояснения и ответить на вопросы
сторон и третейского суда.
4. При отсутствии соглашения сторон об ином эксперт, если об
этом просит сторона или если третейский суд считает это
необходимым, должен после представления письменного заключения
принять участие в рассмотрении дела, на котором сторонам и суду
предоставляется возможность задавать ему вопросы, связанные с
проведением экспертизы и представленным заключением.
Статья 30. Протокол заседания третейского суда
При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд ведет
протокол заседания третейского суда.
Глава VI. РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
Статья 31. Обязательность решения третейского суда
Решение третейского суда является окончательным и обязательным
для сторон. Передавая дело на разрешение третейского суда, стороны
обязуются исполнить принятое им решение. Стороны и третейский суд
прилагают все разумные усилия к тому, чтобы решение третейского
суда было юридически исполнимым.
Статья 32. Принятие решения третейским судом
1. Решение третейского суда принимается после исследования
обстоятельств дела большинством голосов третейских судей. Решение
объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе
объявить только резолютивную часть решения. В этом случае
мотивированное решение должно быть направлено сторонам не позднее
5 дней с момента объявления резолютивной части решения.
Судья, не согласный с решением большинства членов третейского
суда, вправе изложить свое особое мнение, которое прилагается к
решению. Стороны вправе знакомиться с особым мнением третейского
судьи.
2. Если сторонами достигнуто мировое соглашение по спору,
решение принимается третейским судом на основе этого мирового
соглашения, если оно не противоречит закону.
3. Третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать
стороны на дополнительное заседание, если это будет признано
необходимым для разрешения спора.
4. Решение третейского суда считается принятым в месте
третейского разбирательства и в день, когда оно подписано и
объявлено третейским судьей (судьями).
Статья 33. Форма и содержание решения третейского судя
1. Решение третейского суда принимается в письменной форме и
подписывается составом третейского суда, в том числе и судьей,
имеющим особое мнение.
2. Решение третейского суда должно содержать:
1) дату его принятия, состав третейского суда, место и время
разбирательства;
2) наименование сторон спора, фамилии и должности их
представителей с указанием полномочий;
3) сущность спора, заявления, ходатайства, объяснения
участвующих в разбирательстве лиц;
4) обстоятельства дела, установленные судом, доказательства,
на которых основаны выводы третейского суда об этих
обстоятельствах, законодательство и иные нормативные правовые
акты, которыми суд руководствовался при принятии решения;
5) мотивы, на которых основано решение;
6) резолютивную часть, в которой указываются:
содержание принятого решения, распределение сумм гонорара и
других расходов, связанных с рассмотрением дела;
при необходимости срок и порядок исполнения принятого решения.
3. После принятия решения каждой стороне должен быть передан
экземпляр решения, подписанный третейскими судьями, а при
отсутствии стороны - выслан по почте.
Статья 34. Дополнительное решение
1. Если стороны не договорились об ином, любая из сторон,
уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней по
получении решения третейского суда обратиться в третейский суд с
заявлением о принятии дополнительного решения в отношении
требований, которые были заявлены в ходе третейского
разбирательства, но по ним не было принято решение. Вопрос о
принятии дополнительного решения третейский суд разрешает в
течение 10 дней после получения заявления.
2. По результатам рассмотрения заявления выносится
определение, которое является составной частью решения.
Статья 35. Разъяснение решения
1. В случае неясности решения третейский суд вправе в течение
10 дней по получении заявления стороны разъяснить решение, не
затрагивая существа решения.
2. О разъяснении решения выносится определение, которое
является составной частью решения.
Статья 36. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок
1. Третейский суд вправе по заявлению стороны или по своей
инициативе исправить допущенные описки, опечатки, арифметические
ошибки, не затрагивая существа решения.
2. Об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок
выносится определение, которое является составной частью решения.
Статья 37. Определения третейского суда
По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд
выносит определения, которые должны быть мотивированы.
Статья 38. Прекращение третейского разбирательства
Третейский суд выносит определение о прекращении производства
по делу, если:
стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства;
спор не подлежит рассмотрению третейским судом.
Статья 39. Хранение дел
1. Дело, рассмотренное третейским судом, созданным для
разрешения конкретного спора, в 10-дневный срок после принятия
решения или определения о прекращении производства по делу сдается
им для хранения в компетентный суд (республики, края, области,
города, автономной области, автономного округа, района, на
территории которого третейским судом было принято решение).
2. Дело, рассмотренное постоянно действующим третейским судом,
хранится в этом третейском суде.
Глава VII. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
Статья 40. Порядок исполнения решения третейского суда
1. Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке
и сроки, установленные в решении.
2. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит
немедленному исполнению.
Статья 41. Принудительное исполнение решения третейского суда
1. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в
установленный в нем срок, оно подлежит принудительному исполнению.
Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется
на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на
принудительное исполнение решения третейского суда.
2. Заявление о выдаче исполнительного листа подается стороной,
в пользу которой было вынесено решение третейского суда:
в компетентный суд (суд, в котором хранится дело,
рассмотренное третейским судом);
в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится
дело; этот суд в пятидневный срок с момента получения заявления
направляет его в компетентный суд (республики, края, области,
города, автономной области, автономного округа, района, на
территории которого расположен постоянно действующий третейский
суд).
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение
решения третейского суда, а также документы, подтверждающие уплату
государственной пошлины в установленном законодательством порядке
и размере.
3. Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано
не позднее шести месяцев со дня окончания срока добровольного
исполнения решения третейского суда.
Заявления, поданные с пропуском установленного срока либо без
приложения необходимых документов, возвращаются компетентным судом
без рассмотрения.
4. Компетентный суд вправе восстановить срок на подачу
заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное
исполнение решения третейского суда, если найдет причины пропуска
указанного срока уважительными.
5. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное
исполнение решения третейского суда рассматривается судьей
компетентного суда единолично в течение месяца с момента его
получения. О времени и месте рассмотрения заявления уведомляются
стороны, однако, неявка одной или обеих сторон не являются
препятствием к рассмотрению заявления.
6. Сторона, не исполняющая решение третейского суда
добровольно, вправе представить компетентному суду свои объяснения
с указанием причин по которому она не исполняет решение
третейского суда.
7. По результатам рассмотрения заявления компетентным судом
выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об
отказе в его выдаче.
8. Определение компетентного суда может быть обжаловано в
порядке, установленном процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Статья 42. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа
1. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа
на принудительное исполнение решения третейского суда компетентный
суд проверяет правильность применения законодательства третейским
судом при разрешении спора. Компетентный суд не вправе
пересматривать решение третейского суда по существу.
2. Компетентный суд отказывает в выдаче исполнительного листа
на принудительное исполнение решения третейского суда в следующих
случаях:
если соглашение сторон о передаче дела в третейский суд не
достигнуто;
если спор не подлежит рассмотрению в третейском суде в
соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством
Российской Федерации;
если решение третейского суда принято по спору, не
предусмотренному соглашением сторон или не подпадающему под его
условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за
пределы указанного соглашения. Если постановления по вопросам,
охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех,
которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче
исполнительного листа на принудительное исполнение той части
решения третейского суда, которая содержит постановления по
вопросам, охватываемым соглашением, не может быть отказано.
3. Компетентный суд отказывает в выдаче исполнительного листа
на принудительное исполнение решения третейского суда и возвращает
дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, в
следующих случаях:
если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора
в третейском суде не соответствовали третейскому соглашению или,
при его отсутствии, положениям настоящего Федерального закона;
если сторона, против которой принято решение третейского суда,
не была должным образом уведомлена о назначении третейского судьи
либо о времени и месте разбирательства дела в третейском суде,
либо по другим причинам не могла представить свои объяснения.
4. Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного
листа будет установлено, что решение противоречит законам и иным
нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы
других лиц, компетентный суд возвращает дело на новое
разбирательство в третейский суд, принявший решение.
При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде
исковое требование может быть предъявлено в компетентный суд в
соответствии с установленной подсудностью.
Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКИМ СУДОМ СПОРОВ
С УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН
Статья 43. Применение положений настоящего Федерального закона
к спорам с участием граждан
1. Если иное не установлено федеральным законом, положения
настоящего Федерального закона применяются при передаче на
разрешение третейского суда споров, в которых одной или обеими
сторонами выступают граждане.
2. В отношениях с участием граждан на разрешение третейского
суда не могут быть переданы:
споры о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью
гражданина;
споры о защите чести, достоинства и деловой репутации;
иные споры, в отношении которых федеральным законом
установлена невозможность их передачи на разрешение третейского
суда.
3. При передаче на разрешение третейского суда споров с
участием граждан под "компетентным судом", в смысле положений
статей 4, 9, 12, 40, 42, 43 настоящего Федерального закона
понимается соответствующий районный (городской) суд общей
юрисдикции.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 45. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его
официального опубликования.
С введением в действие настоящего Федерального закона признать
утратившими силу Положение о третейском суде - приложение N 3 к
Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации от
11 июня 1992 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 64,
ст. 407), Постановление Верховного Совета Российской Федерации от
24 июня 1992 г. "Об утверждении Временного положения о третейском
суде для разрешения экономических споров" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 30, ст. 1790).
Президент
Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ
ПРИНЯТИЕ ДАННОГО ЗАКОНА
Принятие Федерального закона "О третейских судах в Российской
Федерации" потребует отмены:
Положения о третейском суде - приложение N 3 к Гражданскому
процессуальному кодексу Российской Федерации от 11 июня 1992 г.
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 64, ст. 407).
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от
24 июня 1992 г. "Об утверждении Временного положения о третейском
суде для разрешения экономических споров" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 30, ст. 1790).
СПРАВКА
Принятие Федерального закона "О третейских судах в Российской
Федерации" не требует каких-либо затрат из государственного
бюджета Российской Федерации, поскольку третейские суды являются
негосударственными органами разрешения споров.
------------------------------------------------------------------
|