ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ98-1
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда
Российской Федерации - Федина А.И.,
при секретаре - Макеевой С.В.,
с участием прокурора - Диордиевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобам Харитонова В.В. и Полианчика В.В. на пункт 7 Постановления
Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 790 в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11
октября 1997 г. N 1287, установил:
Харитонов В.В. и Полианчик В.В. обратились в Верховный Суд
Российской Федерации с жалобами, в которых поставили вопрос о
признании недействительным (незаконным) пункта 7 Постановления
Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 790 "О
порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот,
предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и
дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе
военнослужащих" - в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1287,
предусматривающего, что установленное статьей 15 Закона Российской
Федерации "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и
граждан на оплату установки квартирных телефонов и внесение
абонентной платы за пользование квартирными телефонами в размере
50 процентов реализуется путем возмещения воинскими частями,
предприятиями, учреждениями и организациями, в которых они
проходят военную службу, либо военными комиссариатами,
осуществляющими их пенсионное обеспечение, соответствующих
денежных сумм на основании документов об оплате военнослужащими и
гражданами указанных услуг в полном размере.
В обоснование жалобы заявители сослались на противоречие этого
пункта Постановления пункту 9 статьи 15 Закона Российской
Федерации "О статусе военнослужащих" в редакции Закона, принятого
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
11 октября 1995 года, согласно которому военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной
службы по достижении предельного возраста пребывания на военной
службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, в частности, оплачивают в размере 50
процентов установку квартирных телефонов и вносят абонентную плату
за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов.
Представитель Государственного комитета Российской Федерации по
связи и информатизации, привлеченный к участию в деле в качестве
заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о времени
судебного разбирательства был извещен.
Заслушав объяснения заявителя - Полианчика В.В., поддержавшего
жалобы, объяснения представителя Правительства Российской
Федерации Арзанова С.Л., возражавшего против удовлетворения жалоб,
представителя Министерства обороны Российской Федерации Быстрова
А.Ю., поддержавшего жалобы заявителей, исследовав письменные
доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Диордиевой О.Н., полагавшей
жалобы Харитонова и Полианчика обоснованными, Верховный Суд
Российской Федерации находит жалобы подлежащими удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права
и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими, они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Приведенным выше Законом определенная категория граждан
наделена правом на оплату установки квартирных телефонов и
внесение абонентной платы за пользование квартирными телефонами в
размере 50 процентов.
Это право (социальная льгота), как оно закреплено в норме
Закона, является непосредственно действующим, то есть в процессе
осуществления его военнослужащие, проходящие военную службу по
контракту, и граждане, уволенные с военной службы (при
определенных условиях), изначально уже на стадии производства ими
оплаты таких услуг должны производить указанную оплату установки
квартирного телефона и вносить абонентную плату именно в размере
50 процентов.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате установки
квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, должны
производиться (согласно пункту 9 ст. 15 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23
Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих") за счет
средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам
исполнительной власти, в которых военнослужащие и граждане,
уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
В Законе не содержится указание на то, что эти средства
подлежат выплате военнослужащим и уволенным с военной службы лицам
в качестве возмещения их собственных расходов по оплате
приведенных услуг в полном размере.
Из смысла данного положения Закона в совокупности с положением
Закона об оплате указанной категорией лиц установки квартирных
телефонов и внесении абонентной платы за пользование квартирными
телефонами в размере 50% может следовать лишь то, что средства,
выделяемые федеральным органам исполнительной власти из
федерального бюджета для покрытия расходов по реализации данной
льготы, должны возмещаться предприятиям связи, а не лицам,
наделенным непосредственно действующим правом на оплату услуг по
установке телефона и по абонентной плате лишь в размере 50
процентов.
Обязанность же по оплате приведенными лицами таких услуг в
размере 100 процентов от установленных тарифов с правом на
последующее получение компенсационных выплат на военнослужащих и
лиц, уволенных с военной службы, Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" не возложена.
То обстоятельство, что при реализации лицами рассматриваемой
льготы в части размера оплаты услуг связи (электрической)
возмещение из средств федерального бюджета до 100 процентов от
установленных тарифов должно быть направлено в отношении расходов
предприятий связи, следует и из ст. 30 Федерального закона "О
связи", согласно которой при предоставлении льгот по оплате услуг
связи возмещение недополученных предприятием связи доходов
производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что
Правительство России не вправе было обжалуемым заявителями пунктом
7 Постановления возлагать на военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы (при
определенных условиях), дополнительную обязанность по оплате
установки квартирных телефонов и внесению абонентной платы за
пользование квартирными телефонами в размере 100% от установленных
тарифов с последующей компенсацией этим гражданам 50% размера
выплаченных ими сумм.
Довод представителя Правительства Российской Федерации о том,
что пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
"О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона
Российской Федерации "О статусе военнослужащих" обязанность по
определению порядка возмещения расходов, указанных в пункте 9
статьи 15 и пункте 5 статьи 23 этого Закона, возложено на
Правительство Российской Федерации, само по себе не
свидетельствует о правомерности такого порядка, предусмотренного в
п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля
1996 года N 790 в редакции Постановления от 11 октября 1997 года N
1287, так как данный порядок по существу не соответствует
требованиям п. 9 ст. 15 Федерального закона, фактически искажает
смысл этой нормы Закона и при этом возлагает на определенную
категорию лиц на стадии непосредственной реализации льготы не
предусмотренную Законом обязанность по оплате услуг электрической
связи не в размере 50%, а в полном размере от предусмотренных
тарифов.
Удовлетворяя поданные заявителями жалобы, суд учитывает то, что
порядок возмещения расходов, указанных в пункте 9 ст. 15
приведенного Федерального закона, определенный пунктом 7
Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996
года N 790, соответствовал п. 9 ст. 15 Федерального закона,
поскольку предусматривал механизм возмещения расходов (связанных с
предоставлением льгот) именно организациям (предприятиям) связи, а
не лицам, имеющим такие льготы по оплате услуг связи.
Представитель Правительства Российской Федерации в судебном
заседании сослался также на то, что большая часть предприятий
связи в настоящее время акционирована и это привело к затруднениям
в реализации прав по льготной оплате услуг связи в порядке, ранее
(до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от
11 октября 1997 года) определенном Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 790.
Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не может служить
основанием для принятия Правительством Российской Федерации
постановления, которое противоречит Федеральному закону, изменяет
его смысл.
В случае необходимости Правительство Российской Федерации
вправе воспользоваться предусмотренным ст. 104 Конституции
Российской Федерации правом законодательной инициативы и внести в
Государственную Думу соответствующий законопроект об изменении п.
9 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в
редакции Закона от 24 ноября 1995 года).
Удовлетворяя жалобу, суд также учитывает и то обстоятельство,
что для реализации льготы приведенной категории лиц по оплате
установки квартирных телефонов и внесению абонентной платы за
пользование квартирными телефонами из федерального бюджета
средства фактически не выделялись.
Это обстоятельство подтвердил представитель Министерства
обороны Российской Федерации и не оспаривал в судебном заседании
представитель Правительства Российской Федерации.
Поскольку обжалуемый заявителями пункт 7 Постановления
Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года
незаконно возлагает на военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, и граждан, уволенных с военной службы (при
определенных условиях), обязанность по оплате установки квартирных
телефонов и внесению абонентной платы за пользование квартирными
телефонами в размере 100%, суд в соответствии со ст. 13
Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона
Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" признает это положение
нормативного и правового акта недействительным (незаконным).
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобы Харитонова Валерия Валентиновича и Полианчика Валентина
Викторовича удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) пункт 7 Постановления
Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 790 "О
порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот,
предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и
дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе
военнослужащих" в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 11 октября 1997 года N 1287.
Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и
опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
|