ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 193.1, 193.2 И 202
КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в Семейный
кодекс Российской Федерации в основном касаются учета детей,
оставшихся без попечения родителей, а также вопроса усыновления
таких детей иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Так, вместо централизованного учета детей, оставшихся без
попечения родителей, который организован в федеральном органе
исполнительной власти (статья 122 Семейного кодекса Российской
Федерации), предусматривается формирование государственного
информационного банка данных о таких детях. При этом информация,
находящаяся в этом банке данных, отнесена к конфиденциальной с
ограниченным доступом.
Вместе с тем данный законопроект не содержит каких-либо
положений, определяющих правовой режим и порядок пользования
указанным банком данных, поскольку эти вопросы предлагается
урегулировать самостоятельным Федеральным законом. При этом в
соответствии со статьей 2 законопроекта нормы, предусматривающие
названные изменения и дополнения, вводятся в действие со дня
официального опубликования настоящего Федерального закона. Таким
образом, предлагаемые изменения и дополнения в статью 122
Семейного кодекса Российской Федерации приведут к приостановлению
как национального, так и международного усыновления.
Что касается вопроса усыновления детей, оставшихся без
попечения родителей, иностранными гражданами или лицами без
гражданства, то согласно дополнению, предлагаемому к внесению в
статью 124 Семейного кодекса Российской Федерации, такое
усыновление допускается только при наличии двустороннего
международного договора Российской Федерации по вопросам
межгосударственного сотрудничества в области усыновления.
Данное положение не только существенно ограничивает
возможности усыновления для указанной категории лиц, но и
противоречит положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, в
соответствии с которыми усыновление в другой стране
рассматривается как альтернативный способ ухода за ребенком, а
заключение международных двусторонних и многосторонних
договоренностей и соглашений - как метод содействия достижению
целей усыновления.
Кроме того, следует учитывать, что необходимость в заключении
международных договоров может и не возникнуть, так как государства
могут присоединиться к международному многостороннему соглашению,
в частности к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в
области межгосударственного усыновления.
Согласно дополнению, вносимому в статью 125 Семейного кодекса
Российской Федерации, предусматривается предоставление
Правительству Российской Федерации права определить порядок
передачи детей на усыновление, а также порядок осуществления
последующего контроля за условиями жизни и воспитанием ребенка в
семье усыновителей.
Учитывая, что в случае международного усыновления ребенок
будет находиться в другой стране, определение порядка контроля за
его воспитанием Правительством Российской Федерации может быть
расценено как вмешательство во внутренние дела иностранного
государства.
Дополнением, предлагаемым к внесению в статью 165 Семейного
кодекса Российской Федерации, устанавливается, что усыновление на
территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами
без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской
Федерации, детей, являющихся российскими гражданами, производится
в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для граждан
Российской Федерации. Вместе с тем данное положение не может быть
применено ко всем случаям такого усыновления, поскольку
двусторонними международными договорами Российской Федерации о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам, заключенными с целым рядом государств,
установлены иные правила. Согласно указанным договорам в случае
усыновления ребенка супругами, один из которых является
гражданином одного договаривающегося государства, а второй -
гражданином другого договаривающегося государства, усыновление
должно отвечать требованиям законодательства, действующего на
территории обоих государств.
На основании изложенного полагаю, что проект Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс
Российской Федерации" в представленной редакции принимать
нецелесообразно.
В связи с этим нецелесообразно также принимать и проект
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи
193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях", который корреспондирует с первым законопроектом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
|