МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 9 февраля 1998 г. N 01-10/04-487
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 05.12.97 N
ЯУ-П13-39262 рассмотрело письмо Государственной налоговой службы
Российской Федерации о правовых последствиях отмены Указа
Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых
изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов
различных уровней" и сообщает следующее.
1. Как правильно указано в письме Государственной налоговой
службы Российской Федерации, с отменой данного указа неизбежно
встал вопрос о необходимости отмены Закона Российской Федерации
от 12.12.91 N 2025-1 "О налогообложении доходов банков" и Закона
Российской Федерации от 13.12.91 N 2028-1 "О налогообложении
доходов от страховой деятельности", поскольку одновременно
названные законы с Законом Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" действовать не могут.
Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской
Федерации подготовило и представляет на рассмотрение
соответствующий законопроект.
2. По вопросу о необходимости внесения изменений в
постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N
490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными
учреждениями" и от 16.05.94 N 491 "Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль
страховщиками" в настоящее время подготовлены соответствующие
проекты постановлений, которые в ближайшее время будут
представлены в Правительство Российской Федерации.
Одновременно считали бы целесообразным принять нормативный
акт, предусматривающий утверждение особенностей определения
налогооблагаемой базы для профессиональных участников рынка
ценных бумаг, в частности, проекта постановления Правительства
Российской Федерации "Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль
профессиональными участниками рынка ценных бумаг". Необходимость
в подготовке указанного нормативного акта возникла в связи с
принятием Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг
постановления от 27.11.97 N 40, устанавливающего с 1 января 1998
года для профессиональных участников рынка ценных бумаг
особенности отражения в бухгалтерском учете осуществляемых ими
операций. По мере подготовки и проработки данного проекта
постановления с заинтересованными ведомствами он будет
представлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
3. Что касается транспортного налога, то во исполнение
Указа Президента Российской Федерации от 15.11.97 N 1233 "О
признании утратившим силу некоторых указов Президента Российской
Федерации" Государственной налоговой службой Российской
Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации было издано письмо N СШ-6-07/882 от 18.12.97, в
котором сообщалось об отмене с 15.11.97 транспортного налога.
При этом, было сообщено, что транспортный налог за ноябрь
текущего года начисляется от 50 процентов месячного фонда оплаты
труда, а задолженность по уплате транспортного налога и штрафных
санкций, должна уплачиваться в общеустановленном порядке до
окончательного погашения.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Российской
Федерации от 15.11.97 N 1233 на поручение Правительства
Российской Федерации от 09.12.97 N АЧ-П13-39705 было предложено
из пункта 6 постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от 05.12.97 N 1960-11 ГД "О
принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете на
1998 год" в первом чтении и об основных характеристиках
федерального бюджета на 1998 год", предусматривающего перечень
федеральных налогов, поступления от которых в 1998 году
зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, исключить
транспортный налог. Учитывая изложенное и принимая во внимание
основные направления налоговой реформы в Российской Федерации, а
именно: снижение налогового бремени производителей продукции
(работ, услуг) и сокращение числа налогов (обязательных
платежей) путем их укрупнения и отмены целевых налогов, а также,
то, что уточненный проект Налогового кодекса, направленный
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу,
также не содержит транспортного налога, Министерство финансов
Российской Федерации не считает целесообразным восстановление
данного налога и внесение каких-либо изменений в действующее
законодательство.
Особое мнение по этому вопросу имеет Министерство
транспорта Российской Федерации, которое считает, что необходимо
в приоритетном порядке законодательно ввести транспортный налог
и закрепить необходимые элементы налогового обязательства по его
уплате (путем внесения изменений в Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
одновременного принятия федерального закона "О транспортном
налоге"), поскольку, средства от взимания федерального
транспортного налога, направляемые в бюджеты субъектов
Российской Федерации, являлись единственным гарантированным
источником для поддержки и развития городского и пригородного
общественного транспорта.
4. По пункту 29 Указа Президента Российской Федерации от
22.12.93 N 2270, устанавливающего ранее, что к плательщикам
налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по
платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы,
причитающиеся недоимщику от его дебиторов, сообщаем, что
поддерживаем предложение Государственной налоговой службы
Российской Федерации о необходимости внесения соответствующих
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" и считаем, что этот
вопрос может быть решен при подготовке ко второму чтению в
Государственной Думе проекта Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
5.Относительно пункта 30 отмененного указа, в котором
предусматривалось предоставление финансовыми органами отсрочек и
рассрочек платежей в бюджет в пределах текущего года и на срок
не более шести месяцев и давалось разрешение органам
Государственной налоговой службы Российской Федерации
предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушение
налогового законодательства Российской Федерации, в тех случаях,
когда применение штрафных санкций могло привести к прекращению
дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика,
необходимо отметить, что в принятом Государственной Думой в
первом чтении проекте Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" вышеназванная норма
восстанавливается.
Что касается предложения Государственной налоговой службы
Российской Федерации о необходимости, впредь до принятия
соответствующего федерального закона по данному вопросу, принять
Указ Президента Российской Федерации о порядке предоставления
отсрочек и рассрочек по уплате налогов, финансовых и штрафных
санкций за нарушение налогового законодательства, то Минфин
России поддерживая его, обращает внимание на то, что это
предложение неоднократно рассматривалось и ранее, однако не
нашло должной поддержки со стороны Главного
государственно-правового управления Президента Российской
Федерации (заключение от 19.11.97 N А6-1-4-385) .
М.М.Задорнов
|