ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЫПЛАТЕ ПЕНИ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ СРОКОВ
ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПЕНСИЙ, СТИПЕНДИЙ,
ПОСОБИЙ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ"
По представленному на заключение в соответствии с
Постановлением Государственной Думы от 12 ноября 1997 г.
N 1879-II ГД проекту Федерального закона "О выплате пени в
связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и других социальных выплат" (далее именуется
проект Федерального закона) имеются следующие замечания и
предложения.
Проект Федерального закона ни концептуально, ни редакционно
практически не отличается от Федерального закона с аналогичным
названием, который был отклонен Президентом Российской Федерации в
октябре 1996 года, и содержит прежние недостатки.
В проекте Федерального закона не учитываются особенности
формирования фондов оплаты труда в организациях, финансируемых за
счет средств соответствующих бюджетов, например федерального.
Задержка поступлений средств из федерального бюджета, несомненно,
повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам
конкретной организации, финансируемой из данного источника, однако
в таком случае вины самой организации в этом нет. Следовательно,
выплата пени в размере, предусмотренном статьей 3 проекта
Федерального закона, может быть произведена только из средств
федерального бюджета. А это означает, что при отсутствии в
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год средств на
указанные цели выплата пени будет производиться за счет сокращения
расходов по другим статьям расходной части бюджета, что в свою
очередь может негативно сказаться на реализации тех или иных
социальных программ.
В проекте Федерального закона не учитывается и действующая
схема управления пенсионным обеспечением в Российской Федерации, а
также существующий порядок расходования средств государственного
социального страхования.
Средства, расходуемые на пенсионное обеспечение граждан,
аккумулируются в Пенсионном фонде Российской Федерации, при этом
сами пенсии назначаются соответствующими органами исполнительной
власти, а их выплата производится предприятиями связи либо
отделениями Сберегательного банка Российской Федерации. При этом
задержки выплаты пенсий возникают зачастую в результате принятия
решений о повышении размеров пенсий без учета реальных
возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации.
Зачетный принцип расходования средств государственного
социального страхования, в соответствии с которым выплата пособий
осуществляется непосредственно в организациях, исключает случаи
задержки выплат этих пособий по вине органов Фонда социального
страхования Российской Федерации. Нарушение сроков выплаты пособий
может возникнуть только по причине отсутствия у страхователя
достаточных сумм страховых взносов, формируемых из средств, идущих
на оплату труда, то есть не по вине организации.
Содержание статьи 4 проекта Федерального закона не
соответствует ее названию и представляет собой не что иное, как
порядок рассмотрения заявлений лиц, претендующих на получение
пени, а также порядок разрешения возникающих в этой связи споров.
Таким образом, цель, которую преследует проект Федерального
закона, не достигнута. Более того, проект Федерального закона не
только не решает проблему задолженности по заработной плате,
пенсиям, стипендиям, пособиям и другим социальным выплатам, но и
ведет к серьезным негативным последствиям, так как его реализация
весьма проблематична.
Учитывая изложенное, предлагаю снять проект Федерального
закона с рассмотрения.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
|