ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 января 1998 г. N ГКПИ 98-9
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице Судьи Верховного
Суда Российской Федерации Федина А.И.,
при секретаре Макеевой С.В.,
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Диордиевой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Президента Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров
(ФПАД) России Ежова В.И. на Приказ Федеральной авиационной службы
(ФАС) России N 21 от 13 февраля 1997 г.,
установил:
Президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД)
России Ежов В.И. обратился в интересах членов профсоюза
Щелкунова В.Г. и Ковалева С.А. в Верховный Суд Российской
Федерации с жалобой, в которой поставил вопрос о признании
незаконным (недействительным) Приказа Федеральной авиационной
службы России N 21 от 13 февраля 1997 г. "О внесении изменений и
дополнений в НПП ГА-85 и другие документы, регламентирующие
организацию летной работы и обеспечение полетов", согласно
которому, в частности, на диспетчеров по управлению воздушного
движения необоснованно возложена ответственность за принятое
командиром воздушного судна решение производить посадку ниже
установленного минимума (п. 6.5.8 НПП ГА-85).
В обоснование заявленного требования Ежов В.И. сослался на то,
что в нарушение Указа Президента Российской Федерации N 763 от
23 мая 1996 года этот Приказ не зарегистрирован в Министерстве
юстиции Российской Федерации и не опубликован официально.
Представитель ФАС России возражал против удовлетворения
жалобы.
Заслушав объяснения Президента ФПАД России Ежова В.И.,
представлявшего по доверенности также интересы Щелкунова В.Г.,
представителя ФПАД России Сухачевой Е.М. и заинтересованного лица
Ковалева С.А., объяснения представителя Министерства юстиции
Соловьевой Л.В., поддержавших жалобу, объяснения представителя
Федеральной авиационной службы России Ляпина В.М., возражавшего
против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства
и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Диордиевой О.Н., полагавшей жалобу заявителя
обоснованной, Верховный Суд Российской Федерации находит, что
жалоба Президента ФПАД России подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с ч. III ст. 15 Конституции Российской
Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В силу пунктов 8 и 10 Указа Президента Российской Федерации от
23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус
организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие
государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской
Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию,
кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения,
составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера: нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений,
содержащих сведения, составляющие государственную тайну или
сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в
установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не
вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний: на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
В судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный
акт Федеральной авиационной службы России был направлен в
объединения и предприятия гражданской авиации для исполнения,
однако государственную регистрацию в Министерстве юстиции
Российской Федерации не прошел и не был опубликован для всеобщего
сведения.
Данные обстоятельства подтвердил представитель
заинтересованного лица.
Это обстоятельство подтверждается также справками Министерства
юстиции Российской Федерации (л.д. 40 - 41), объяснениями
представителя Министерства юстиции Российской Федерации
Соловьевой Л.В., заявившей о том, что обжалуемый Приказ ФАС России
является нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы
авиационных диспетчеров и других категорий граждан, и, поэтому
подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации и официальному опубликованию.
Суд также считает, что обжалуемые заявителем положения Приказа
затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина,
поскольку данным актом регламентированы права и обязанности, в
частности, авиационных диспетчеров по управлению воздушного
движения и их ответственность.
С учетом изложенных обстоятельств изданный Федеральной
авиационной службой Приказ N 21 от 13 февраля 1997 года -
нормативный акт федерального органа исполнительной власти нельзя
признать законным (действительным) и подлежащим применению в
какой-либо части, как принятый с нарушением требований Конституции
Российской Федерации и установленного приведенным выше Указом
Президента Российской Федерации порядка.
Поскольку обжалованный Приказ не прошел государственную
регистрацию и не был опубликован официально, в силу чего не влечет
правовых последствий, как не вступивший в силу, не может служить
основанием для регулирования соответствующих правоотношений и
разрешения споров, суд не считает необходимым рассматривать вопрос
о том, соответствуют ли обжалованные заявителем положения Приказа
закону либо не соответствуют ему.
При этом суд учитывает, что при решении вопроса о
государственной регистрации любого правового акта какого-либо
федерального органа исполнительной власти, носящего нормативный
характер и затрагивающего права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающего правовой статус организаций или
имеющего межведомственный характер, Министерством юстиции
Российской Федерации проводится юридическая экспертиза на предмет
соответствия этого акта законодательству Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239-7
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
Приказ Федеральной авиационной службы России N 21 от
13 февраля 1997 года "О внесении изменений и дополнений в
НПП ГА-85 и другие документы, регламентирующие организацию летной
работы и обеспечение полетов" признать незаконным (недействующим)
со дня его издания.
Решение Верховного Суда России обжалованию и опротестованию в
кассационном порядке не подлежит.
|