ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 1998 г. N КУ-6-09/73@
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТСРОЧЕК ПО ПЛАТЕЖАМ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Государственная налоговая служба Российской Федерации провела
анализ представленной госналогинспекциями по субъектам Российской
Федерации в соответствии с телеграммой Госналогслужбы России от
14.10.97 N КУ-6-09/723 информации об отсроченных платежах в
федеральный бюджет, отраженных в 1 разделе формы 4-нм "Отчет о
задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской
Федерации" по коду 111 "отсроченные платежи в федеральный бюджет,
предоставленные по другим решениям" и считает необходимым отметить
следующее.
Как показал анализ в большинстве случаев отсрочки по платежам
в федеральный бюджет в 1997 году предоставлялись обоснованно в
соответствии с действующим законодательством.
В основном, отсрочки предоставлялись по решениям арбитражных
судов субъектов Российской Федерации о введении моратория на
требования кредиторов в период внешнего управления имуществом
должника в соответствии с законодательством о несостоятельности
(банкротстве). Удельный вес таких отсроченных платежей в общей
сумме отсроченных платежей по другим решениям составляет около
80%.
Вместе с тем, как показал анализ, имели место и случаи
необоснованного предоставления отдельными госналогинспекциями по
субъектам Российской Федерации отсрочек по платежам в федеральный
бюджет.
Так, например, госналогинспекциями по Республике Дагестан,
Краснодарскому и Хабаровскому краям, Тамбовской, Волгоградской
областям были предоставлены отсрочки на общую сумму 4.0 млрд.
рублей на основании Указов Президента Российской Федерации от
18.12.95 N 1245 и от 08.05.96 N 688, несмотря на то, что на
1997 год действие этих Указов не распространялось.
Госналогинспекцией по Белгородской области отсрочка по
платежам в федеральный бюджет на сумму 2.0 млрд. рублей была
предоставлена на основании принятия арбитражным судом области
решения о признании должника несостоятельным и в отношении
которого открыто конкурсное производство. С момента принятия
арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства
налоговый орган обязан лишь приостановить начисление пени и
процентов по всем видам задолженности предприятия - должника.
Предоставление отсрочек по уплате налоговых платежей в
федеральный бюджет на основании решений территориальных органов
исполнительной власти также является неправомерным. Однако, в
нарушение установленного порядка, такие отсрочки предоставлялись
госналогинспекциями по Республикам Башкортостан, Коми, Калмыкия,
Ставропольскому краю, Вологодской и Липецкой областям. Общая сумма
этих отсрочек составила 859 млрд. рублей.
Госналогинспекцией по Свердловской области была предоставлена
отсрочка в сумме 3.0 млрд. рублей на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 26.08.96 N 1003 без
соответствующего оформления отсрочки в общеустановленном порядке.
Госналогинспекциями по Республикам Адыгея, Карачаево -
Черкесская, Татарстан, Новгородская область отсрочки
предоставлялись на основании решения Государственной комиссии по
восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики
от 18.09.95 N 113. Общая сумма отсроченных платежей составила
18.6 млрд. рублей. Вместе с тем в письме Госналогслужбы России от
18.10.95 N В3-6-13/546а сообщалось только об освобождении от
уплаты штрафных санкций за несвоевременное внесение налоговых
платежей в бюджет и не говорилось о предоставлении отсрочек
(рассрочек) по уплате этих платежей.
Не являются основанием для предоставления отсрочек и решения
межведомственных балансовых комиссий (Указ Президента Российской
Федерации от 18.08.96 N 1207), а также Порядок погашения
организациями задолженности бюджету и внебюджетным фондам,
утвержденный Приказом Госналогслужбы России, Минфина России, ФСНП
России и ФУДН при Госкомимуществе России от 31.05.96 N ВА-3-10/42,
N 285, N 184 и N 35. Однако госналогинспекциями по Республикам
Адыгея, Алтай, Бурятия, Ставропольскому краю, Калужской,
Воронежской, Пензенской, Камчатской областям отсрочки
предоставлялись на основании вышеперечисленных актов. Их общая
сумма составила 91.2 млрд. рублей.
Госналогинспекциями по Кабардино-Балкарской Республике,
Ставропольскому краю предоставлены отсрочки по платежам в
федеральный бюджет на общую сумму 78.0 млрд. рублей на основании
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
18.02.97 N 3-п "По делу о проверке конституционности Постановления
Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении
платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции". Постановление
Правительства Российской Федерации от 28.02.97 N 197 утрачивает
силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения
названного Постановления Конституционного Суда Российской
Федерации. Исходя из этого, вышеуказанное Постановление
Правительства Российской Федерации утратило силу только с
19 августа 1997 года. До этого времени его положения действовали в
полной мере и были обязательны для исполнения всеми органами и
должностными лицами. В связи с этим оснований для предоставления
отсрочек по уплате лицензионных сборов за производство, розлив,
хранение и оптовую продажу алкогольной продукции у налоговых
органов не имелось.
Таким образом, общая сумма отсроченных платежей в федеральный
бюджет, необоснованно предоставленных предприятиям и организациям
вышеуказанными госналогинспекциями, составила 1055.8 млрд. рублей
или 20.2% к общей сумме отсроченных платежей, отраженных по
коду 111 "отсроченные платежи в федеральный бюджет,
предоставленные по другим решениям" отчета по форме 4-н.
Учитывая изложенное, Госналогслужба России обязывает
начальников государственных налоговых инспекций по субъектам
Российской Федерации:
- провести проверку всех предоставленных ранее отсрочек и
рассрочек по уплате налоговых платежей в федеральный бюджет;
- отменить необоснованно предоставленные отсрочки;
- под персональную ответственность исключить случаи
необоснованного предоставления отсрочек и рассрочек по уплате
платежей в федеральный бюджет.
О принятых мерах доложите до 10 февраля 1998 года.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
К.Л.УГОЛЬНИКОВ
------------------------------------------------------------------
|