МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 29 января 1998 г. N 01-10/04-357
Министерство финансов Российской Федерации при участии
Государственной налоговой службы Российской Федерации и
Министерства юстиции Российской Федерации дополнительно
рассмотрело письмо Министерства юстиции Российской Федерации по
вопросу правомерности применения положений совместного письма
Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов
Российской Федерации и Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. NN 408,10,ВЕ-6-05/103
"О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при
совершении операций с государственными ценными бумагами".
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрен
порядок, согласно которому налог на доход удерживается
источником выплаты дохода и подлежит зачислению в федеральный
бюджет (пункт 4 статьи 9).
Федеральным законом от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ, введен
налог на доходы по государственным ценным бумагам Российской
Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской
Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления в
размере 15 процентов, без внесения изменений в порядок
исчисления и удержания указанного налога источником выплаты.
В настоящее время на организованном рынке ценных бумаг
обращаются государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО), облигации федерального займа с переменным купонным
доходом (ОФЗ) и облигации РАО "ВСМ", которые признаны
государственными ценными бумагами поскольку гарантированы
Правительством Российской Федерации. При этом, генеральным
агентом по обслуживанию ГКО и ОФЗ является Центральный банк
Российской Федерации. На рынке ценных бумаг обращается также
значительное количество облигаций, выпускаемых субъектами
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях создания оптимальных условий для увеличения размера
заимствований на внутреннем рынке и с этой целью привлечения
значительного количества инвесторов при эмиссии государственных
ценных бумаг эмитентами были предусмотрены условия, позволяющие
каждому очередному владельцу этих бумаг льготировать часть
доходов, полученных при совершении операции купли-продажи на
вторичном рынке, исходя из времени нахождения бумаг у него во
владении, что в рамках налогового законодательства реализовано в
форме признания налоговой льготы до даты фактического получения
налогоплательщиком льготируемого дохода (погашения облигации
либо выплаты купонного дохода). С учетом указанного порядка было
подготовлено совместное письмо Центрального банка Российской
Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 4
февраля 1997 г. NN 408,10,ВЕ-6-05/103 "О порядке применения
статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с
государственными ценными бумагами".
Министерство финансов Российской Федерации в целом согласно
с мнением Государственной налоговой службы Российской Федерации
и Министерства юстиции Российской Федерации о необходимости
урегулирования вопроса определения налогоплательщика по налогу
на доход по государственным ценным бумагам Российской Федерации,
государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и
ценным бумагам органов местного самоуправления путем внесения
соответствующих изменений и дополнения в налоговые законы.
Указанный вопрос решен Министерством финансов Российской в
проекте Налогового кодекса Российской Федерации путем включения
вышеизложенного порядка исчисления и уплаты налога на доход в
текст главы, устанавливающий порядок исчисления и уплаты налога
на доходы от капитала ( проценты по государственным ценным
бумагам).
До принятия изложенных выше изменений в налоговое
законодательство считаем необходимость сохранить действие
совместного письма Центрального банка Российской Федерации,
Министерства финансов российской Федерации и Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 4 февраля 1997 г.NN
408,10,ВЕ-6-05/103, устанавливающего для владельца
государственных ценных бумаг обязанность по исчислению и уплате
налога на доход, поскольку при действующем порядке обращения
государственных ценных бумаг источник выплаты дохода практически
не в состоянии правильно определить сумму дохода и в связи с
этим не может удержать налог на доход .
М.А.Моторин
|