ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 1998 г. N 97
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ
МАКЕДОНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и
предварительно проработанный с Македонской Стороной проект
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Македонии о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах (прилагается).
Поручить Государственному таможенному комитету Российской
Федерации провести совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации переговоры с Македонской Стороной и по
достижении договоренности подписать от имени Правительства
Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в
прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие
принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики
Македонии, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,
исходя из того, что нарушения таможенного законодательства
наносят ущерб экономическим, налоговым, торговым и социальным
интересам их стран,
учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных
пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при импорте или
экспорте товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета,
ограничения и контроля,
считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного
законодательства и по обеспечению правильного взимания импортных и
экспортных пошлин и налогов могут стать более эффективными
благодаря сотрудничеству между их таможенными службами,
принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров представляет опасность
для здоровья граждан и общества,
принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного
сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря
1953 года,
принимая во внимание положения Единой конвенции о
наркотических средствах от 30 марта 1961 года, Конвенции о
психотропных веществах от 21 февраля 1971 года и Конвенции
Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря
1988 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определение терминов
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают:
а) "таможенное законодательство" - совокупность нормативных
правовых актов, применяемых таможенными службами и касающихся
ввоза, вывоза и транзита товаров, относящихся либо к таможенным
пошлинам, налогам и другим сборам, либо к мерам по запрету,
ограничению или контролю;
б) "нарушение" - любое нарушение таможенного законодательства,
а также любую попытку нарушения этого законодательства;
в) "таможенные службы":
в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет
Российской Федерации;
в Республике Македонии - Таможенное управление Республики
Македонии.
Статья 2
Сфера действия Соглашения
1. Договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы в
соответствии с условиями настоящего Соглашения:
а) оказывают друг другу взаимное содействие в предотвращении и
расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в
наказании за их совершение;
б) принимают меры по облегчению и ускорению пассажирского и
грузового сообщения;
в) по запросу оказывают друг другу взаимное содействие в
предоставлении информации для использования в целях применения и
соблюдения таможенного законодательства;
г) предпринимают меры для осуществления сотрудничества в
области исследования, разработки и испытания новых таможенных
процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим
вопросам, которые могут потребовать их совместных действий;
д) стремятся к гармонизации и унификации таможенных систем,
усовершенствованию таможенной техники, а также решению вопросов,
связанных с применением и соблюдением таможенных правил.
2. Содействие, которое предусматривается в подпунктах "а" и
"в" пункта 1 настоящей статьи, может быть оказано с целью
использования в любых судебных или административных
разбирательствах.
3. Содействие в рамках настоящего Соглашения осуществляется в
соответствии с законодательством, действующим на территории
государства запрашиваемой таможенной службы и в пределах ее
компетенции и возможностей.
4. Условия настоящего Соглашения не будут истолкованы таким
образом, что их применение ограничит практику оказания взаимной
помощи, существующую в настоящее время между Договаривающимися
Сторонами.
Статья 3
Формы сотрудничества и взаимной помощи
Таможенные службы по собственной инициативе или по запросу:
а) передают друг другу всю необходимую информацию согласно
положениям настоящего Соглашения;
б) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и
информацией о новых средствах и методах совершения нарушений
таможенного законодательства;
в) сообщают друг другу о существенных изменениях их
таможенного законодательства, о применяемых ими технических
средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают
другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Статья 4
Упрощение таможенных формальностей
1. Таможенные службы принимают по взаимному согласованию
необходимые меры по упрощению таможенного оформления в целях
облегчения и ускорения перемещения товаров и пассажиров между
территориями государств обеих Договаривающихся Сторон.
2. Таможенные службы могут по взаимному согласованию
признавать применяемые единообразные бланки таможенных документов
на русском и македонском языках.
Статья 5
Наблюдение за лицами, товарами и средствами транспорта
Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по
собственной инициативе или по запросу таможенной службы другой
Договаривающейся Стороны проводит наблюдение за:
а) перемещениями, в частности, въездами на территорию ее
государства и выездами с нее лиц, известных или подозреваемых в
совершении нарушений таможенного законодательства государства
другой Договаривающейся Стороны;
б) перемещениями товаров и средств платежа, определяемыми
таможенной службой другой Договаривающейся Стороны как приводящими
к существенному незаконному перемещению на территорию ее
государства или с нее либо вызывающими подозрения в этом;
в) любыми средствами транспорта, включая контейнеры, о которых
известно, что они используются с целью нарушения таможенного
законодательства, действующего на территории государства другой
Договаривающейся Стороны, или в отношении которых имеется
подозрение в этом;
г) местами, используемыми для хранения товаров, которые могут
стать предметом существенного незаконного ввоза на территорию
государства другой Договаривающейся Стороны.
Статья 6
Контролируемая поставка
1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон могут в
соответствии с национальным законодательством их государств и по
взаимной договоренности использовать метод контролируемой поставки
незаконных товаров и предметов, наркотических средств и
психотропных веществ в целях выявления лиц, вовлеченных в
незаконный оборот этих товаров, предметов, наркотических средств и
психотропных веществ.
2. Незаконные партии, контролируемые поставки которых
осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с
согласия обеих таможенных служб Договаривающихся Сторон могут быть
перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или
изъятием, полной или частичной заменой незаконной партии.
3. Решения об использовании контролируемых поставок
принимаются таможенными службами Договаривающихся Сторон в каждом
отдельном случае и могут при необходимости учитывать
договоренности по финансовым вопросам и порядку их осуществления.
Статья 7
Борьба с незаконным оборотом товаров, имеющих
особо важное значение
Таможенные службы Договаривающихся Сторон незамедлительно
передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю
необходимую информацию об установленных действиях, готовящихся или
совершенных, которые нарушают или могут нарушить таможенное
законодательство, действующее на территории государства одной из
Договаривающихся Сторон в области:
а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств;
б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих
значительную историческую, художественную или археологическую
ценность для одной из Договаривающихся Сторон;
в) перевозки ядовитых веществ, радиоактивных материалов, а
также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и
здоровья людей;
г) перемещения товаров, облагаемых высокими таможенными
пошлинами или налогами;
д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, и
стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным
ограничениям в соответствии с перечнями, согласованными
таможенными службами Договаривающихся Сторон.
Статья 8
Представление информации
1. Таможенные службы Договаривающихся Сторон предоставляют
друг другу по собственной инициативе или по запросу всю
информацию, которая может помочь в обеспечении:
а) взимания таможенными службами таможенных пошлин, налогов и
других сборов, и в частности информацию, которая может помочь в
правильной оценке таможенной стоимости товаров и установлении их
тарифной классификации;
б) соблюдения запретов и ограничений по ввозу, вывозу и
транзиту или предоставления освобождения от таможенных пошлин,
налогов и других сборов;
в) применения национальных правил происхождения товаров.
2. В случае если запрашиваемая таможенная служба не
располагает запрашиваемой информацией, она примет меры к получению
этой информации, действуя от собственного имени в соответствии с
национальным законодательством своего государства.
Статья 9
Информация о перемещении товаров
Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по
собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной
службе другой Договаривающейся Стороны следующую информацию:
а) были ли товары, ввезенные на территорию государства
запрашивающей Договаривающейся Стороны, законно вывезены с
территории государства другой Договаривающейся Стороны;
б) были ли товары, вывезенные с территории государства
запрашивающей Договаривающейся Стороны, законно ввезены на
территорию государства другой Договаривающейся Стороны.
Статья 10
Информация о других действиях
Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по
собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной
службе другой Договаривающейся Стороны информацию, которая может
быть использована ею в связи с нарушениями таможенного
законодательства, действующего на территории государства этой
другой Договаривающейся Стороны, в частности, касающуюся:
а) физических и юридических лиц, известных или подозреваемых в
нарушении таможенного законодательства, действующего на территории
государства другой Договаривающейся Стороны;
б) товаров, которые известны как предметы значительного
незаконного перемещения или вызывают подозрение в этом;
в) средств транспорта, включая контейнеры, о которых известно,
что они используются при нарушениях таможенного законодательства,
действующего на территории государства другой Договаривающейся
Стороны, или в отношении которых имеется подозрение в этом.
Статья 11
Документы
Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по
собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной
службе другой Договаривающейся Стороны акты, свидетельские
показания или заверенные копии документов, содержащие всю
имеющуюся информацию, касающуюся действий, готовящихся или
совершенных, которые приводят или могут привести к нарушению
таможенного законодательства, действующего на территории
государства другой Договаривающейся Стороны.
2. Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением,
для тех же целей может быть передана в любой форме
компьютеризованная информация. Одновременно должны быть переданы
все сопутствующие материалы, необходимые для толкования или
использования этой информации.
3. Подлинники документов могут быть запрошены лишь в случаях,
когда предоставления заверенных копий недостаточно.
4. Подлинники документов, полученные от таможенной службы
другой Договаривающейся Стороны, должны быть возвращены при первой
же возможности.
Статья 12
Расследования
1. По получении запроса таможенной службы одной
Договаривающейся Стороны таможенная служба другой Договаривающейся
Стороны проводит официальные расследования в отношении действий,
которые противоречат или могут противоречить таможенному
законодательству, действующему на территории государства
запрашивающей таможенной службы. Результаты такого расследования
передаются запрашивающей таможенной службе.
2. Такие расследования проводятся в соответствии с
законодательством, действующим на территории государства
запрашиваемой таможенной службы. Запрашиваемая таможенная служба
проводит расследование, действуя от своего собственного имени.
3. Должностные лица таможенной службы одной Договаривающейся
Стороны могут в отдельных случаях с согласия таможенной службы
другой Договаривающейся Стороны находиться на территории
государства последней и присутствовать при расследовании нарушений
таможенного законодательства, действующего на территории
государства запрашивающей таможенной службы.
Статья 13
Присутствие должностных лиц
Когда в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением,
должностные лица таможенной службы одной Договаривающейся Стороны
находятся на территории государства другой Договаривающейся
Стороны, они должны быть способны представить в любое время
доказательство своих официальных полномочий. Эти лица не должны
быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие.
Статья 14
Эксперты и свидетели
В случае запроса таможенной службы одной Договаривающейся
Стороны таможенная служба другой Договаривающейся Стороны может
уполномочить своих должностных лиц выступить в качестве экспертов
или свидетелей на судебных или административных разбирательствах.
Эти должностные лица дают показания по фактам, установленным ими
при исполнении своих служебных обязанностей. В запросе о таком
выступлении должно быть ясно указано, по какому делу и в каком
качестве должен предстать служащий.
Статья 15
Использование информации и документов
1. Информация, документы и другие сведения, полученные в
соответствии с настоящим Соглашением, используются только для
целей, указанных в настоящем Соглашении. Они могут быть переданы
или использованы для любых других целей только с согласия
таможенной службы, передавшей эти документы.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в
отношении информации о нарушениях, касающихся наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такая информация
может быть передана другим ведомствам, непосредственно
занимающимся борьбой с незаконным оборотом наркотиков.
3. Запросам, информации, актам экспертизы, документам и другим
сведениям, переданным в соответствии с настоящим Соглашением
таможенной службе одной из Договаривающихся Сторон в какой бы то
ни было форме, обеспечивается получившей их таможенной службой
такой же режим конфиденциальности, который существует в ее стране
для собственной информации аналогичного характера и содержания.
4. Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме
настоящего Соглашения использовать информацию и документы,
полученные на основании настоящего Соглашения в качестве
доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских
показаний, а также в ходе судебных и административных
разбирательств.
5. Использование такой информации и документов в качестве
доказательства в судебных и административных органах и их
доказательная сила определяются в соответствии с национальным
законодательством Договаривающихся Сторон.
Статья 16
Исключения из обязательства по оказанию содействия
1. В тех случаях, когда таможенная служба запрашиваемой
Договаривающейся Стороны считает, что выполнение запроса может
нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку
или любым другим существенным интересам ее государства, она может
полностью или частично отказать в содействии, предусмотренном
настоящим Соглашением, либо оказать его при соблюдении
определенных условий или требований.
2. Если в содействии отказано, то решение об отказе с
указанием причины должно быть в письменной форме незамедлительно
доведено до сведения запрашивающей таможенной службы.
3. Если таможенная служба одной из Договаривающихся Сторон
обращается за содействием, которое не могла бы оказать сама, в
своем запросе она отмечает этот факт. Выполнение такого запроса
передается на усмотрение запрашиваемой таможенной службы.
Статья 17
Форма и содержание запросов о помощи
1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения,
должны представляться в письменной форме. Документы, необходимые
для выполнения запроса, должны быть к нему приложены. В условиях
чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он
должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме.
2. В запросы, сделанные на основании пункта 1 данной статьи
настоящего Соглашения, следует включать следующую информацию:
а) таможенная служба, делающая запрос;
б) вид разбирательства;
в) цель и причина запроса;
г) законы, правила и другие законодательные акты, имеющие
отношение к делу;
д) возможно более точные и исчерпывающие сведения о физических
и юридических лицах, являющихся объектом разбирательства;
е) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу.
3. Запросы должны быть сделаны на официальном языке
государства запрашиваемой таможенной службы либо на английском или
другом приемлемом для нее языке.
4. В случае если запрос не отвечает предусмотренным в
настоящей статье требованиям, может быть затребована его
корректировка или дополнение. При этом не должны быть нарушены
меры предосторожности.
Статья 18
Техническая помощь
Таможенные службы Договаривающихся Сторон оказывают друг другу
техническую помощь в области таможенного дела, включающую:
а) обмен визитами сотрудников таможен с целью ознакомления с
техническими средствами, используемыми обеими таможенными
службами;
б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков
сотрудников таможен;
в) обмен информацией и опытом в использовании технических
средств контроля;
г) обмен визитами экспертов по таможенным вопросам;
д) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями
относительно таможенного законодательства и таможенных процедур.
Статья 19
Расходы
1. Расходы, связанные с исполнением запроса в соответствии с
настоящим Соглашением, несет запрашиваемая таможенная служба.
2. Возмещение расходов, связанных с исполнением положений
статьи 18 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельной
договоренности между таможенными службами Договаривающихся Сторон.
Статья 20
Реализация Соглашения
1. Содействие, предусмотренное настоящим Соглашением,
осуществляется непосредственно таможенными службами
Договаривающихся Сторон. Эти службы согласуют конкретные
мероприятия, необходимые для его реализации.
2. Таможенные службы могут предусмотреть установление прямых
каналов связи между их подразделениями по борьбе с контрабандой и
нарушениями таможенных правил, а также другими подразделениями.
Статья 21
Территориальное действие Соглашения
Настоящее Соглашение имеет действие на таможенных территориях
государств обеих Договаривающихся Сторон.
Статья 22
Вступление в силу и прекращение действия Соглашения
1. Настоящее Соглашение вступает в силу на тридцатый день с
даты получения последнего письменного уведомления по
дипломатическим каналам о выполнении Договаривающимися Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу.
2. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок, но
перестанет действовать по истечении шести месяцев с даты, когда
одна из Договаривающихся Сторон письменно по дипломатическим
каналам известит другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении
прекратить действие этого Соглашения.
Совершено в _____________ "__" ___________ 1998 г. в двух
подлинных экземплярах, каждый на русском и македонском языках,
причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Республики Македонии
------------------------------------------------------------------
|