Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО АРБ ОТ 26.01.98 N А-02/2-59 О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                      АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                                 ПИСЬМО
                    от 26 января 1998 г. N А-02/2-59

            О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
                  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ
                           ПОТЕРИ ПО ССУДАМ"

       Ассоциация российских банков рассмотрела Инструкцию от 30 июня
   1997 г.  N 62а и отмечает,  что банки  заинтересованы  в  создании
   достаточных   резервов   по  кредитам.  Совершенствование  порядка
   отчисления и использования резерва на возможные потери по  ссудам,
   оценки  заемщика  и  классификации  кредитных рисков направлено на
   повышение ликвидности и качества управления финансовыми  ресурсами
   банков.
       Однако Инструкция  не лишена слабых сторон.  В ней практически
   не нашли отражения замечания и предложения,  согласованные  АРБ  с
   руководящими   работниками   ЦБ  РФ  на   заседании   Совета   АРБ
   25 июля  1997  г.  Реализация  их  позволила  бы  снять  сложности
   перехода на новые формы работы по снижению кредитных рисков.
       Резкое увеличение   размера   отчислений   -   в   4  раза  по
   нестандартным ссудам и требование о сформировании 40%  резервов  в
   течение  месяца  -  на  1 февраля т.г.  для многих банков является
   слишком обременительным.  В условиях,  когда  к  этому  времени  в
   текущем  году  еще  не  будет  достаточным  объем  прибыли,  такое
   увеличение расходов в январе по созданию  резервов  может  заметно
   сократить  прибыль  и  даже  вызвать  убытки  в  первом  квартале,
   вследствие чего банки подвергнутся мерам  воздействия.  Финансовое
   состояние  банков может значительно обостриться также в результате
   того,  что  в  соответствии  с  действующим  положением  на  сумму
   недосозданных  резервов  на возможные потери по ссудам уменьшается
   собственный капитал при расчете  экономических  нормативов.  Такой
   недостаточно  обоснованный  порядок  даже при действующих правилах
   создания  резерва  приводит  к  массовому  применению  штрафов  и,
   искажая  результаты  деятельности,  создает  условия для отнесения
   банка  к  группе  проблемных  со  всеми   вытекающими   из   этого
   негативными последствиями.
       АРБ полагает,  что по ссудам 2 группы риска следует установить
   вместо 20%  отчисления в размере 10%, которые в 2 раза больше, чем
   действует норматив в настоящее  время.  Целесообразно  наращивание
   нормативов  осуществлять  более  плавно  и  ввести 30%  расчетного
   норматива с 1 июля т.г. вместо 40% с 01.02.98.
       АРБ вновь  подтверждает,  что  не  может согласиться с методом
   оценки обеспеченности ссуд,  предусмотренным в п. 2.6.1 Инструкции
   только залогом, поручительством Правительства РФ, субъектов РФ или
   гарантией ЦБ.  Согласно Гражданскому кодексу ссуды,  выданные  под
   гарантию первоклассных поручителей,  также являются обеспеченными.
   Безупречной защитой ссуды,  с позиций банка - кредитора, является,
   например,  помещение  партнерами  заемщика  в  банк  рублевого или
   валютного депозита на срок действия кредитного соглашения. В связи
   с  этим  необходимо  привести указанный пункт (2.6.1) Инструкции в
   соответствие с ГК.
       Допущена непоследовательность  в  оценке  обеспечения ссуд под
   гарантию органов местного самоуправления.  В  указании  ЦБ  РФ  от
   25 декабря 1997 г. N 101-У (п. 5) эта форма обеспечения признается
   надежной.  В то же время в п.  2.6.1 Инструкции N  62а  ссуды  под
   гарантии   органов   местного   самоуправления   не   относятся  к
   обеспеченным.  Ассоциация считает,  что  такие  гарантии  являются
   достаточно   надежными,   поэтому   ссуды   должны   относиться  к
   обеспеченным.
       В п.  2.8.2  дано  неправильное определение категории льготных
   кредитов как нестандартных ссуд.  Кредиты по ставкам ниже  учетной
   ставки ЦБ РФ не являются льготными, поэтому их не следует относить
   к нестандартным. Банковская практика свидетельствует об обратном -
   кредиты  с пониженными процентами предоставляются обычно надежным,
   многократно проверенным заемщикам или с хорошей формой  защиты  от
   риска невозврата ссуд.
       Порядок налогообложения при формировании резерва на  возможные
   потери  по ссудам не способствует созданию резервов.  В позиции ЦБ
   РФ по этому вопросу допущено противоречие:  с одной стороны,  банк
   усиливает  требования по созданию денежных резервов,  а с другой -
   соглашается с позицией финансовых органов, чтобы начисленные суммы
   облагались   налогом   при   расчете   налогооблагаемой  базы.  По
   экономическому  содержанию   платежи   в   бюджет   с   отчислений
   ликвидируют  резервы.  АРБ  решительно  возражает  против позиции,
   которая включена в п.  5 указания N 101-У - не принимать в  расчет
   при  определении  налогооблагаемой  базы  отчисления  на  создание
   резерва по ссудам, не имеющим обеспечения. Мировой опыт и практика
   банков   России   показывают,   что  на  ссуды  без  материального
   обеспечения приходится более половины кредитного портфеля  банков,
   они   предоставляются  заемщикам,  которые  четко  выполняют  свои
   обязательства,  известны банкам как финансово и морально надежные.
       Порядок налогообложения  не  стимулирует  создание резервов по
   ссудам в достаточных суммах также и согласно п.  4 указания ЦБ  РФ
   N 101-У,   поскольку  отчисления  по  ссудам  1  группы  риска  не
   учитываются при расчете налогооблагаемой базы.  В  соответствии  с
   этим  же  пунктом  резервы  по  всем  ссудам  принимаются в расчет
   налогооблагаемой базы в размере не более 40,  75 и 100%  расчетных
   сумм. Эти ограничения необходимо исключить.
       Ситуация с  введением с 1 февраля т.г.  положения о начислении
   резерва  под  потенциальный  невозврат  ссуд   является   довольно
   сложной.  При  неполном  отчислении  в  резерв  в  соответствии  с
   требованием  ЦБ  к  банкам  будут  применены  с  1  февраля   меры
   воздействия  за  невыполнение  положения  и за сокращение в январе
   собственного капитала.  С другой стороны,  при полном отчислении в
   резерв  у  банков  значительно увеличатся расходы в январе,  резко
   сократится  рентабельность  или  появятся  убытки.  За   ухудшение
   показателей   деятельности   к   ним  тоже  будут  применены  меры
   воздействия.    Появление    такого    противоречия     необходимо
   предотвратить.   Для   анализа   расчетов,   возможных  негативных
   последствий и  рассмотрения  их  с  банками  специалистам  ЦБ  РФ,
   вероятно,  потребуется некоторое время, тогда как меры воздействия
   к банкам начнут применяться в феврале.  В связи с этим  ассоциация
   просит  дать  телеграфное  указание  региональным органам ЦБ РФ об
   отсрочке применения требований по начислению резерва на  возможные
   потери по ссудам до 1 июля т.г.

                                                 Президент Ассоциации
                                                    российских банков
                                                           С.Е.ЕГОРОВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz