МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 1998 г. N 05-01-04
К ПОРУЧЕНИЮ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 05.01.98 N П13-4
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с
письмом от 13.01.98 N 05-02-06/5 рассмотрело проект условий
выпуска и обращения беспроигрышного золотого сертификата (далее -
БЗС) и сообщает следующее.
Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется Минфином
России для финансирования дефицита бюджета в соответствии с
законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Дополнительный выпуск государственных ценных бумаг приведет к
необходимости внесения изменений в уже запланированную стратегию
выпуска государственных ценных бумаг на 1998 год, росту расходов
на обслуживание государственного внутреннего долга, а также к
превышению установленного законом о федеральном бюджете верхнего
предела государственного внутреннего долга. Рост расходов на
обслуживание государственного внутреннего долга в свою очередь
приведет к недофинансированию расходов федерального бюджета по
иным статьям.
Кроме того, следует учитывать высокую степень напряжения на
финансовом рынке, связанную с последними потрясениями на
международном рынке капиталов, и актуальность снижения уровня
доходности по государственным ценным бумагам.
При этом отметим, что в целях активного привлечения средств
населения для финансовой стабилизации российской экономики и
обеспечения гарантий сохранности сбережений населения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января
1997 г. N 73 утверждены условия выпуска и обращения
государственных ценных бумаг - облигаций государственного
сберегательного займа Российской Федерации. Выпуск указанных
государственных ценных бумаг, которые являются удобным и надежным
средством сбережения накоплений граждан, альтернативой вложениям в
иностранную валюту, золото и другие активы, осуществлялся Минфином
России ранее и будет продолжен в 1998 году. Указанные
государственные ценные бумаги (ОГСЗ) отвечают также требованиям
свободного вторичного обращения, постоянного роста их стоимости с
приближением даты погашения (выплаты купона), о которых, как о
преимуществах БЗС, говорят авторы проекта.
Условиями выпуска и обращения БЗС предусмотрены также его
котировка по отношению к иностранным валютам и стоимости золота на
международном рынке в целях установления наиболее справедливой
рыночной доходности указанного инструмента. В связи с этим
отметим, что величина купонного дохода по ОГСЗ определяется исходя
из складывающейся в момент его объявления ситуации на рынке
государственного долга и, таким образом, является справедливой;
при этом предлагаемый авторами проекта механизм определения
доходности БЗС потребует дополнительных вложений для построения
инфраструктуры, позволяющей продавать БЗС, котировать и выкупать
их у владельцев. Отметим, что указанные расходы не запланированы в
проекте Закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Таким образом, по нашему мнению, цели, поставленные авторами
проекта выпуска БЗС, практически решены Минфином России,
осуществляющим выпуск ОГСЗ с 1996 года; при этом формирование
рынка ОГСЗ не требовало изначально и не требует в настоящее время
расходов на создание инфраструктуры рынка, чего нельзя сказать о
предлагаемом проекте.
В связи с изложенным Министерство финансов Российской
Федерации не считает возможным поддержать предлагаемый проект
выпуска государственных ценных бумаг - БЗС.
Вместе с тем имеется ряд замечаний к механизму реализации
рассматриваемого проекта.
В соответствии со статьями 142, 816 Гражданского кодекса
Российской Федерации, содержащими определение ценной бумаги, а
также со статьями 2, 16, 17, 22 Федерального закона от 22.04.96
N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", регулирующего процедуру эмиссии и
обращения эмиссионных ценных бумаг, требование об указании
номинальной стоимости ценной бумаги является обязательным.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 13 ноября
1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской
Федерации" сроки погашения долговых обязательств Российской
Федерации не могут превышать 30 лет. По этой причине БЗС не могут
являться бессрочными ценными бумагами.
В связи с тем, что стоимость БЗС может выражаться не только в
рублях, но и в инвалюте, а также ввиду того, что владельцами БЗС
могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации, считаем
необходимым соотнести порядок выпуска и обращения БЗС с нормами
валютного законодательства.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН
|