ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 1998 г. N ВП-6-18/30
О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТМЕНЫ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.12.93 N 2270
Указ Президента от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней",
принятый в период поэтапной конституционной реформы и имевший силу
законодательного акта Российской Федерации, утратил силу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97
N 1233.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от
23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" акты Президента Российской федерации,
имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей
территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня
их первого официального опубликования. Вместе с тем в актах
Президента Российской Федерации может быть установлен другой
порядок вступления их в силу.
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от
15.11.97 N 1233 вступил в силу со дня его подписания и
соответственно Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93
N 2270 утратил силу с 15 ноября 1997 года.
Отмена ряда положений данного Указа, а именно: подпункта "б"
пункта 25, пунктов 29 и 30, имеющих важное значение в налоговой
системе Российской Федерации, привела к образованию в налоговом
законодательстве не урегулированных нормами права пробелов, что
вызвало большое количество вопросов в практической работе
государственных налоговых инспекций.
В связи с этим Государственная налоговая служба Российской
Федерации разъясняет следующее.
1. Подпунктом "б" пункта 25 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 N 2270 был введен в качестве федерального
налога транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций
(кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с
включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ,
услуг), средства от взимания которого направлялись в бюджеты
субъектов Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", определяющим основные принципы
налогообложения и сборов в Российской Федерации, транспортный
налог не установлен.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год"
транспортный налог предусмотрен в качестве источника формирования
бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако налог или сбор
может считаться законно установленным только в том случае, если
законом зафиксированы существенные элементы налогового
обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого
перечисления в законе о налоге элементов налогового обязательства
(налогоплательщика, объекта и источника налога, единицы
налогообложения, налоговой ставки, срока уплаты налога, бюджета
или внебюджетного фонда, в который зачисляется налоговый оклад).
Указанное подтверждается Постановлениями Конституционного Суда
Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П и от 11.11.97 N 16-П.
Законодательного закрепления элементов обязательства по уплате
транспортного налога в связи с отменой Указа в настоящее время
нет.
Исходя из изложенного, с 15 ноября 1997 г. законных оснований
у налоговых органов для взимания транспортного налога не имеется.
Порядок начисления сумм транспортного налога в период с
01.11.97 по 14.11.97, задолженности по уплате данного налога, а
также штрафов и пеней за неисполнение обязанности по его уплате
определен в письме Госналогслужбы России от 18.12.97
N СШ-6-07/882, изданным по согласованию с Минфином России.
2. Пунктом 29 Указа Президента Российской Федерации от
22.12.93 N 2270 устанавливалось, что к плательщикам налогов могут
применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в
бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся
недоимщику от его дебиторов.
Введение данной нормы обосновывалось тем, что во многих
случаях образование недоимки и несвоевременное перечисление
платежей в бюджеты вызвано отвлечением средств в дебиторскую
задолженность, образовавшуюся по расчетам за отгруженную
продукцию, выполненные работы и услуги.
Признание Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93
N 2270 утратившим силу повлекло к тому, что налоговые органы
лишились с 15.11.97 права на бесспорное взыскание недоимки по
платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы,
причитающиеся недоимщику от его дебиторов, поскольку
законодательное закрепление данного положения в настоящее время
отсутствует.
При этом инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов
на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его
платежам в бюджеты от его дебитора, выписанные до 15 ноября 1997
г. на основании пункта 29 данного Указа, но не исполненные до
указанного срока, подлежат отзыву в установленном порядке.
3. Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от
22.12.93 N 2270 органам государственной налоговой службы
Российской Федерации разрешалось предоставлять отсрочки и
рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства
Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных
санкций могло привести к прекращению дальнейшей производственной
деятельности налогоплательщика.
Реализация установленных данным пунктом Указа норм позволяла
финансовым и налоговым органам оперативно принимать меры по
реструктуризации недоимки предприятий и организаций, не допуская
прекращения деятельности налогоплательщика в тех случаях, когда с
помощью предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и
штрафных санкций возможно в последующем взимание указанных сумм в
бюджет. Применение указанных норм также позволяло избежать случаев
необоснованного банкротства организаций в тех случаях, когда путем
предоставления отсрочек и рассрочек возможно в последующем
финансовое оздоровление организации - налогоплательщика.
С 15 ноября 1997 г. органы Государственной налоговой службы
Российской Федерации лишились предоставленного им права, так как
норма, аналогичная той, которая устанавливалась пунктом 30 Указа,
в законодательстве отсутствует.
Действие отсрочек (рассрочек) уплаты штрафных санкций за
нарушения налогового законодательства Российской Федерации,
предоставленных налоговыми органами до 15.11.97 на основании
пункта 30 названного Указа в установленном Госналогслужбой России
порядке, не прекращается.
Доведите указанное разъяснение до подведомственных
государственных налоговых инспекций.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ
------------------------------------------------------------------
|