МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 14 января 1998 г. N 04-01-14
Департамент налоговой политики Министерства финансов
Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона "О
порядке подачи апелляций налогоплательщиками и разрешении их
налоговыми органами" и, считая, что проект нуждается в доработке
по ряду положений, сообщает следующее.
1. В настоящее время Законом Российской Федерации от
27.04.93 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" (ст.4), а также Гражданским
процессуальным кодексом РСФСР (ст.3), установлен порядок, при
котором граждане вправе обращаться в суд за защитой нарушенного
или оспариваемого права, если считают, что неправомерными
действиями (решениями) государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций или должностных лиц, государственных
служащих нарушены его права и свободы. Однако, п.3 ст.1
предложенного проекта Закона является прямым ограничением права
обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов и
их должностных лиц в судебном порядке, ставя его безусловность в
прямую зависимость от решения налогового органа или его
заключения о правомерности действия (бездействия) должностного
лица, принимаемых руководителем или заместителем руководителя
данного налогового органа.
Пункт 3 статьи 1 законопроекта противоречит также
положениям проекта Налогового кодекса, в котором говорится как о
первоначальном, так и (или) о вторичном обжаловании, а также
ином порядке, установленном федеральными законами.
Поскольку, в соответствии со ст.55 Конституции, в
Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права гражданина, то считаем необходимым п.3 ст.1
проекта Федерального закона "О порядке подачи апелляции
налогоплательщиками и разрешении их налоговыми органами"
пересмотреть на предмет соответствия действующему
законодательству.
2. Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статьей
6 установлено, что жалоба гражданина на действия (решения)
государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц,
государственных служащих, рассматривается судом по правилам
гражданского судопроизводства. Гражданским процессуальным
кодексом, статьей 99, для дел по жалобам на действия
государственных органов, общественных организаций и должностных
лиц установлены сроки рассмотрения в течение 10 дней с момента
подачи жалобы, для иных дел - не позднее 1 месяца. Поэтому
увеличение срока рассмотрения апелляций в представленном проекте
Закона (ст.5 п.1 - 3 месяца) вряд ли целесообразно с точки
зрения процессуальных требований.
4. Для более точного определения дня уведомления
налогоплательщика о принятом решении либо совершении действия
(бездействия) в отношении этого налогоплательщика (ст.4 п.2
абз.1 законопроекта), необходимо уточнить форму уведомления, в
которой оно будет производиться: письменная, устная, либо иная.
5. В ст.4 п.5 законопроекта говорится об обязанности
налогового органа, либо должностного лица, на решение либо
действие (бездействие) которого подана апелляция, выслать
(представить) в налоговый орган отзыв на апелляцию с изложением
и аргументацией своей позиции. Основываясь на судебной практике,
было бы не лишним присылать (представлять) копию отзыва и
налогоплательщику. Это дало бы возможность налогоплательщику
более всесторонне подготовиться к будущему иску, или, если отзыв
достаточно аргументирован, то отозвать апелляцию, что
способствовало бы скорейшему прекращению налогового спора.
6. Принимая решения о полном или частичном удовлетворении
апелляции налогоплательщика в порядке, установленном статьей 5
законопроекта, с целью предотвращения спорных ситуаций,
немаловажным было бы учитывать желание налогоплательщика,
которое могло бы выражаться в письменной просьбе о возврате или
о зачете сумм в счет предстоящих налоговых платежей (ст.5 п.2
абз.1 законопроекта).
Руководитель Департамента
налоговой политики А.И.Иванеев
|