ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 1998 г. N 2096-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
государственном управлении и поддержке Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компании",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Астафьевым,
Р.Г. Габидуллиным, Л.А. Злобиной, И.Л. Лукашевым,
С.Ю. Магомедовым, Ю.М. Нестеровым, С.С. Семеновым, С.В. Сухаревым,
В.Ф. Топорковым, О.А. Финько, В.Е. Цоем, В.В. Чикиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по информационной
политике и связи до 4 февраля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по информационной политике и
связи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы - членами
Комитета Государственной Думы
по информационной политике и связи
АСТАФЬЕВЫМ Н.П., ГАБИДУЛЛИНЫМ Р.Г.,
ЗЛОБИНОЙ Л.А., ЛУКАШЕВЫМ И.Л.,
МАГОМЕДОВЫМ С.Ю., НЕСТЕРОВЫМ Ю.М.,
СЕМЕНОВЫМ С.С., СУХАРЕВЫМ С.В.,
ТОПОРКОВЫМ В.Ф., ФИНЬКО О.А.,
ЦОЕМ В.Е., ЧИКИНЫМ В.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Статья 1. Всероссийская государственная телевизионная и
радиовещательная компания (ВГТРК) является общероссийской
телерадиовещательной организацией в форме государственного
унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения. ВГТРК является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и своим
наименованием.
Устав ВГТРК утверждается Правительством Российской Федерации.
Имущество ВГТРК является федеральной собственностью и не
подлежит приватизации.
Решение о закреплении за ВГТРК имущества в хозяйственном
ведении принимается Правительством Российской Федерации в лице
уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по
управлению государственным имуществом.
Управление ВГТРК, осуществление ВГТРК полномочий по владению,
пользованию и распоряжению имуществом осуществляются в порядке,
установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о
государственных и муниципальных унитарных предприятиях, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами.
Отчуждение в каких бы то ни было формах принадлежащего ВГТРК
на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в
аренду или распоряжение этим имуществом иным способом,
осуществляемые без изменения права федеральной собственности на
это имущество, производится ВГТРК с согласия Правительства
Российской Федерации в лице уполномоченного на то федерального
органа исполнительной власти по управлению государственным
имуществом.
Статья 2. Руководитель ВГТРК назначается на должность и
освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
В целях усиления государственного влияния и государственного
руководства ВГТРК в структуре органов управления ВГТРК создается
Наблюдательный Совет.
Наблюдательный Совет - коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности ВГТРК и осуществляющий контроль
над деятельностью ВГТРК.
Руководитель ВГТРК обязан предоставлять Наблюдательному Совету
любые документы, связанные с деятельностью ВГТРК.
Наблюдательный Совет формируется из числа кандидатур,
предлагаемых Президентом Российской Федерации, палатами
Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думой
и Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, иных лиц
и утверждается Президентом Российской Федерации.
Члены Наблюдательного Совета предлагаются из числа наиболее
авторитетных и квалифицированных специалистов в области
государственного управления, телерадиовещания, юриспруденции.
Наблюдательный Совет осуществляет свою деятельность на
основании положения о Наблюдательном Совете Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компании,
утверждаемого Президентом Российской Федерации.
Статья 3. Финансирование деятельности ВГТРК осуществляется в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
ВГТРК, согласно законодательству Российской Федерации, имеет
право осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от
нее доходы.
Доходы от собственной деятельности ВГТРК включают в себя:
- доходы от реализации программ и иных материалов собственного
производства, в том числе, в форме видеоматериалов;
- доходы, связанные с использованием авторских прав;
- иные доходы, не связанные с распространением коммерческой
рекламы.
Источником финансирования ВГТРК являются также средства
специализированного федерального фонда государственной поддержки и
развития ВГТРК, образуемого в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
ВГТРК не имеет права заниматься распространением рекламы,
включать в сетку вещания любые материалы рекламного характера, в
том числе - на безвозмездной основе.
Не допускается в какой бы то ни было форме спонсорская
деятельность в отношении ВГТРК, в том числе, и прямо не связанная
с производством и распространением телевизионных и радиопрограмм.
Статья 4. Организации связи оказывают услуги по
распространению теле- и радиопрограмм ВГТРК по территории
Российской Федерации по тарифу, определяемому Правительством
Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной
власти по регулированию естественных монополий в области связи.
Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ"
Необходимость принятия настоящего Федерального закона
обусловлена актуальной потребностью в улучшении государственного
управления деятельностью Всероссийской государственной
телевизионной и радиовещательной компании.
Настоящий законопроект состоит из 5 статей.
Основополагающими моментами, отражающими концепцию данного
законопроекта являются:
1. Безусловный запрет на приватизацию Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК).
2. В целях усиления государственного руководства ВГТРК
настоящим законопроектом предполагается создать в структуре
органов управления ВГТРК контрольный орган - Наблюдательный Совет.
3. Принцип финансирования деятельности ВГТРК, основанный на
запрещении распространения рекламы, сбалансированном
гарантированным бюджетным финансированием, и не исключающий
возможность получения ВГТРК доходов, не связанных с
распространением рекламы.
Необходимость введения запрета на приватизацию обусловлена
тем, что ВГТРК является крупнейшей в Российской Федерации
телерадиовещательной компанией, сеть распространения программ
которой охватывает всю территорию Российской Федерации.
Введение Наблюдательного Совета в структуру органов управления
ВГТРК как контрольного органа, не подчиненного руководству ВГТРК,
позволяет осуществлять реальные контрольные полномочия за
деятельностью ВГТРК, так как наличие действенного контроля
позволит предотвратить возможности нецелевого использования
средств федерального бюджета, нарушения валютного и налогового
законодательства, неэффективного использования внебюджетных
средств, неправомерного использования государственных налоговых
льгот, а также нарушения государственной финансовой дисциплины,
правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Устанавливаемый настоящим законопроектом запрет на
распространение рекламы вызван не стремлением предоставить
коммерческим телерадиовещательным организациям более выгодные
условия существования и не желанием обречь на нищету
государственные телерадиовещательные организации, а необходимостью
обязать государство неукоснительно исполнять закон о федеральном
бюджете в части финансирования государственной же
телерадиокомпании, с одной стороны, и исключением возможности
финансовых и иных злоупотреблений при осуществлении рекламной
деятельности, с другой стороны.
Многочисленные факты подобных злоупотреблений выявлены в
результате проверки финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК,
проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Проверкой
вскрыты серьезные нарушения налогового законодательства (были
искажены данные по исчислению налогооблагаемой базы; общая сумма
недоплаты в бюджет налоговых платежей за 1996 год и первый квартал
1997 года составила 25,3 млрд. рублей); выявлены нарушения в
вопросах использования и распоряжения федеральной собственностью
как на территории РФ, так и за рубежом; факты нарушений
законодательства руководителями ВГТРК и ненадлежащего контроля со
стороны Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию,
Минфина России, Госналогслужбы России.
С учетом изложенного и Счетная палата Российской Федерации
также предлагает урегулировать вопрос о статусе и механизме
управления со стороны государства Всероссийской государственной
телевизионной и радиовещательной компанией на уровне федерального
закона.
Необходимо подчеркнуть, что указанный запрет на
распространение рекламы относится только к деятельности ВГТРК в
силу ее особого статуса, закрепляемого настоящим законопроектом, и
не распространяется на иные государственные телерадиовещательные
компании.
Принятие настоящего Федерального закона не потребует внесения
изменений и дополнений в действующее законодательство и не влечет
дополнительных расходов из Федерального бюджета.
Председатель Комитета
О.А.ФИНЬКО
Принятие федерального закона "О государственном управлении и
поддержке Всероссийской государственной телевизионной и
радиовещательной компании" не потребует отмены, изменения,
дополнения или принятия каких-либо законов и иных нормативных
правовых актов.
Председатель Комитета
О.А.ФИНЬКО
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
1. Указ Президента Российской Федерации N 377 от 20.03.93
"О гарантиях информационной стабильности и требованиях к
телерадиовещанию".
2. Указ Президента Российской Федерации N 1019 от 06.10.95
"О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации".
3. Указ Президента Российской Федерации N 1386 от 20.09.96
"О стабилизации деятельности и улучшения качества вещания
Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной
компании и телекомпании НТВ".
4. Указ Президента Российской Федерации N 920 от 25.08.97
"Вопросы Всероссийской государственной телевизионной и
радиовещательной компании".
5. Постановление Правительства Российской Федерации N 1234 от
13.12.95 "Об обеспечении распространения программ общероссийских и
региональных государственных телерадиовещательных организаций".
6. Постановление Правительства Российской Федерации N 950 от
13.08.96 "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования
потребителей по отдельным видам услуг связи".
Председатель Комитета
О.А.ФИНЬКО
------------------------------------------------------------------
|