ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 1998 г. N 2093-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
реструктуризации задолженности организаций по обязательным
платежам", внесенный депутатами Государственной Думы П.Г. Буничем,
Н.Н. Савельевым, Н.В. Арефьевым, В.Ю. Кузнецовым и С.Н. Гвоздевой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности до 15 февраля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности совместно с Комитетом
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
П.Г. БУНИЧЕМ, Н.Н. САВЕЛЬЕВЫМ,
Н.В. АРЕФЬЕВЫМ, В.Ю. КУЗНЕЦОВЫМ,
С.Н. ГВОЗДЕВОЙ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ
Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок
реструктуризации задолженности организаций по обязательным
платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской
Федерации, бюджеты муниципальных образований, а также в
государственные внебюджетные фонды.
Статья 1. Задолженность организаций по обязательным платежам
В целях настоящего Федерального закона под задолженностью
организаций по обязательным платежам понимается просроченная
задолженность организаций по уплате обязательных платежей в
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации,
бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные
фонды, платежи в которые должны осуществляться в соответствии с
федеральными законами и изданными в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления (далее - обязательные платежи), исчисленная на
31 декабря 1997 года, а также пени и штрафы, начисленные на
указанную просроченную задолженность организаций по обязательным
платежам.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на организации
независимо от их организационно-правовых форм за исключением
государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных
предприятий, государственных и муниципальных учреждений,
признаваемые в соответствии с федеральными законами и изданными в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного
самоуправления плательщиками обязательных платежей, и имеющие
задолженность по обязательным платежам (далее - организации -
должники).
Статья З. Порядок переоформления задолженности организаций по
обязательным платежам
1. Федеральные органы исполнительной власти, в компетенции
которых находятся полномочия по осуществлению функций сбора
обязательных платежей, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, в компетенции которых находятся полномочия
по осуществлению функций сбора обязательных платежей, органы
местного самоуправления (далее - органы, осуществляющие сбор
обязательных платежей) соответственно от имени Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований имеют право обращаться к организациям - должникам с
предложениями о заключении с ними договоров о переоформлении
задолженности организаций - должников по обязательным платежам
(далее - договоры о переоформлении задолженности) в качестве
кредита соответственно Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, предоставленных
организациям - должникам.
2. Организации - должники вправе обращаться в органы,
осуществляющие сбор обязательных платежей, с предложениями о
заключении договоров о переоформлении задолженности.
Статья 4. Договоры о переоформлении задолженности
1. Договоры о переоформлении задолженности заключаются между
соответственно Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации или муниципальными образованиями в лице органов,
осуществляющих сбор обязательных платежей, и организациями -
должниками на сумму задолженности организаций - должников по
обязательным платежам соответственно в федеральный бюджет, бюджеты
субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований.
2. Срок действия договоров о переоформлении задолженности не
может быть менее двух лет и более пяти лет, если другое не
установлено иными федеральными законами.
Срок действия договоров о переоформлении задолженности может
быть продлен не более, чем на один год по решению заключивших
указанные договоры органов, осуществляющих сбор обязательных
платежей.
3. Процентная ставка по кредитам, предоставляемым
организациям - должникам в соответствии с договорами о
переоформлении задолженности, устанавливается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,
действующей на день заключения указанных договоров.
4. В договоры о переоформлении задолженности должны включаться
обязательства организаций - должников надлежащим образом
осуществлять текущие обязательные платежи.
В договорах о переоформлении задолженности должен определяться
порядок обеспечения исполнения организациями - должниками своих
обязательств перед Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации и муниципальными образованиями.
В договоры о переоформлении задолженности могут включаться
обязательства организаций - должников реализовать программу
финансового оздоровления (санации), согласованную соответственно с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными
администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления.
5. Со дня заключения договоров о переоформлении задолженности
начисление штрафов и пени по задолженности организаций - должников
по обязательным платежам не производится.
Статья 5. Обеспечение организациями - должниками исполнения
своих обязательств по договорам о переоформлении задолженности
1. Организации - должники для обеспечения исполнения своих
обязательств по договорам о переоформлении задолженности обязаны
передать в залог соответственно Российской Федерации, субъектам
Российской Федерации, муниципальным образованиям находящееся в
собственности организаций - должников имущество (далее - договоры
о залоге), балансовая стоимость которого на момент заключения
договора о переоформлении задолженности не может быть менее сумм
кредитов, предоставленных по договорам о переоформлении
задолженности.
Переданное в залог имущество остается у организаций -
должников, которые при распоряжении и пользовании указанным
имуществом обязаны соблюдать ограничения, установленные
Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством
Российской Федерации о залоге.
2. Обязательства и требования по договорам о переоформлении
задолженности должны подлежать обязательному бухгалтерскому учету
в органах, осуществляющих сбор обязательных платежей, и в
организациях - должниках.
Отсроченные обязательства организаций - должников по договорам
о переоформлении задолженности должны учитываться за итогом
баланса федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов как отсроченные требования Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
3. В случае, если организации - должники исполнили свои
обязательства по договорам о переоформлении задолженности до
истечения срока действия указанных договоров, их действие, а также
предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи залог имущества,
находящегося в собственности организаций - должников,
прекращается.
4. Указанный в настоящей статье порядок обеспечения
организациями - должниками исполнения своих обязательств по
договорам о переоформлении задолженности не распространяется на
организации - должники, являющиеся акционерными обществами
открытого типа.
Статья 6. Основание обращения взыскания на имущество,
находящееся в собственности организаций - должников
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
организациями - должниками условий договоров о переоформлении
задолженности, на имущество, находящееся в собственности
организаций - должников и переданное в залог в соответствии со
статьей 5 настоящего Федерального закона, обращается взыскание.
Статья 7. Порядок обращения взыскания на имущество,
находящееся в собственности организаций - должников
Обращение взыскания на имущество, находящееся в собственности
организаций - должников и переданное в залог в соответствии со
статьей 5 настоящего Федерального закона, производится во
внесудебном порядке путем отчуждения указанного имущества
соответственно в собственность Российской Федерации, в
собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную
собственность.
Статья 8. Исчисление задолженности организаций - должников в
случае обращения взыскания на имущество, находящееся в их
собственности
В случае обращения взыскания на имущество, находящееся в
собственности организаций - должников, в порядке, предусмотренном
статьей 7 настоящего Федерального закона, задолженность
организаций - должников по обязательным платежам уменьшается на
стоимость имущества, на которое обращено взыскание.
Статья 9. Управление и распоряжение имуществом, отчужденным в
государственную или муниципальную собственность
Управление и распоряжение имуществом, отчужденным в
собственность Российской Федерации, собственность субъектов
Российской Федерации или муниципальную собственность в
соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона,
осуществляют соответственно Правительство Российской Федерации,
администрации (правительства) субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления в соответствии с федеральными
законами и изданными в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Обеспечение организациями - должниками, являющимися
открытыми акционерными обществами, исполнения своих обязательств
по договорам о переоформлении задолженности
1. Организации - должники, являющиеся открытыми акционерными
обществами, для обеспечения исполнения своих обязательств по
договорам о переоформлении задолженности обязаны передать в залог
соответственно Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям акции указанных
организаций - должников.
2. Под стоимостью акций организаций - должников, являющихся
открытыми акционерными обществами, для целей настоящего
Федерального закона понимается их рыночная стоимость по состоянию
на момент заключения договоров о переоформлении задолженности,
устанавливаемая в соответствии с федеральными законами и изданными
в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, или их номинальная
стоимость в случае невозможности определения рыночной стоимости
указанных акций.
Общая стоимость акций организаций - должников, являющихся
открытыми акционерными обществами, которые подлежат передаче в
залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям, должна быть не менее сумм
кредитов, предоставленных указанным организациям - должникам в
соответствии с договорами о переоформлении задолженности.
Количество акций организаций - должников, являющихся открытыми
акционерными обществами, которые подлежат передаче в залог
соответственно Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям, должно обеспечивать не
менее 50 процентов голосов плюс 1 голос на собраниях акционеров
указанных организаций - должников.
3. Полномочия акционера по переданным в залог в соответствии с
настоящим Федеральным законом акциям организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, осуществляет
соответственно федеральный орган исполнительный власти,
уполномоченный Правительством Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченные администрациями (правительствами) субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.
4. Организации - должники, являющиеся открытыми акционерными
обществами, передают в залог соответственно Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям акции
указанных организаций - должников, находящиеся в их собственности.
В случае, если в собственности организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, не находится
необходимое для передачи в залог в соответствии с положениями
настоящей статьи количество их акций, указанные организации -
должники принимают в установленном законодательством Российской
Федерации порядке решение об увеличении уставных капиталов путем
осуществления дополнительной эмиссии акций. В указанном случае
договоры о переоформлении задолженности вступают в силу со дня
регистрации в установленном порядке дополнительной эмиссии акций
организаций - должников, являющихся открытыми акционерными
обществами.
5. В обеспечение исполнения обязательств организаций -
должников, являющихся открытыми акционерными обществами, по
договорам о переоформлении задолженности акционеры указанных
организаций - должников могут заключить с органами,
осуществляющими сбор обязательных платежей, договоры о передаче в
залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям акций указанных
организаций - должников, находящиеся в собственности таких
акционеров. В данном случае дополнительно эмитируется такое
количество акций указанных организаций - должников, чтобы общее
количество акций организаций - должников, являющихся открытыми
акционерными обществами, переданных в залог соответственно
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям соответствовало положениям пункта 2
настоящей статьи.
Статья 11. Основание обращения взыскания на акции
организаций - должников
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
организациями - должниками, являющимися открытыми акционерными
обществами, условий договоров о переоформлении задолженности на
переданные в залог в соответствии со статьей 10 настоящего
Федерального закона такими организациями - должниками акции,
обращается взыскание.
Статья 12. Порядок обращения взыскания на акции организаций -
должников
Обращение взыскания на акции организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, и переданные в залог
в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона,
производится во внесудебном порядке путем отчуждения указанных
акций соответственно в собственность Российской Федерации, в
собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную
собственность.
Статья 13. Исчисление задолженности организаций - должников в
случае обращения взыскания на их акции
В случае обращения взыскания на акции организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, в порядке,
предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона,
задолженность таких организаций - должников по обязательным
платежам уменьшается на стоимость их акций, на которые обращено
взыскание.
Статья 14. Управление и распоряжение акциями организаций -
должников, отчужденными в государственную или муниципальную
собственность
Управление и распоряжение акциями организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, отчужденными в
собственность Российской Федерации, собственность субъектов
Российской Федерации или муниципальную собственность в
соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона,
осуществляет соответственно Правительство Российской Федерации,
администрации (правительства) субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления в соответствии с федеральными
законами и изданными в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к
фактической задолженности организаций по обязательным платежам на
момент вступления в силу настоящего Федерального закона.
В отношении организаций, заключивших в соответствии с
настоящим Федеральным законом договоры о переоформлении
задолженности, не применяются нормы, установленные
законодательством Российской Федерации о несостоятельности
(банкротстве).
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ"
В настоящий момент одной из главных причин экономического
кризиса в Российской Федерации является чрезвычайно высокий объем
просроченной задолженности организаций по налоговым платежам и
иным сборам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской
Федерации, бюджеты муниципальных образований, государственные
внебюджетные фонды. Принимаемые в этой связи меры Правительства
Российской Федерации, администраций (правительств) субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления основаны на
применении к организациям, имеющим просроченную задолженность по
обязательными платежам, норм законодательства Российской Федерации
о несостоятельности (банкротстве), а также норм налогового
законодательства, позволяющих налагать арест и выставлять на торги
имущество организаций - должников. Однако указанные меры чаще
всего не могут дать положительный результат, так как они приводят
к дезорганизации производственной деятельности организаций и даже
к полной их остановке.
Проект Федерального закона "О реструктуризации задолженности
организаций по обязательным платежам" предоставляет возможность
соответствующим государственным органам применять более гибкий
механизм решения проблемы просроченной задолженности организаций -
должников по обязательным платежам. В соответствии с
законопроектом федеральные органы исполнительной власти, в
компетенции которых находятся полномочия по осуществлению функций
сбора обязательных платежей, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся
полномочия по осуществлению функций сбора обязательных платежей,
органы местного самоуправления (далее - органы, осуществляющие
сбор обязательных платежей) соответственно от имени Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований имеют право обращаться к организациям - должникам с
предложениями о заключении с ними договоров о переоформлении
задолженности организаций - должников по обязательным платежам в
качестве кредита соответственно Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, предоставленных
организациям - должникам.
Организации - должники вправе обращаться в органы,
осуществляющие сбор обязательных платежей, с предложениями о
заключении договоров о переоформлении задолженности.
Указанные договоры могут заключаться на срок от 1 до 2 лет с
возможностью продления их действия на 6 месяцев.
С момента заключения договора о переоформлении задолженности
начисление пени и штрафов на просроченную задолженность не
производится.
В указанные договоры могут включаться обязательства
организаций - должников осуществить согласованный с
соответствующими государственными органами план финансового
оздоровления (санации).
В обеспечение исполнения своих обязательств по договорам о
переоформлении задолженности организации - должники передают в
залог соответственно Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям находящееся в собственности
указанных организаций имущество, которое при неисполнении или
ненадлежащем исполнении организациями - должниками условий
договоров о переоформлении задолженности отчуждается во
внесудебном порядке соответственно в собственность Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальную
собственность.
Для организаций - должников, являющихся открытыми акционерными
обществами, то есть для подавляющего большинства крупных и средних
промышленных предприятий, законопроектом предусмотрен особый
порядок обеспечения исполнения своих обязательств по договорам о
переоформлении задолженности. Указанные акционерные общества
должны передать в залог Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям свои акции, стоимость
которых должна быть не менее сумм предоставленных им кредитов по
договорам о переоформлении задолженности. При этом количество
акций, передаваемых в залог, должно обеспечить на собрании
акционеров 50 процентов голосов плюс один голос.
Организации - должники, являющиеся открытыми акционерными
обществами, передают в залог соответственно Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям акции
указанных организаций - должников, находящиеся в их собственности.
В случае, если в собственности организаций - должников, являющихся
открытыми акционерными обществами, не находится необходимое для
передачи в залог количество их акций, указанные организации -
должники принимают в установленном законодательством Российской
Федерации порядке решение об увеличении уставных капиталов путем
осуществления дополнительной эмиссии акций.
В обеспечение исполнения обязательств организаций - должников,
являющихся открытыми акционерными обществами, по договорам о
переоформлении задолженности акционеры указанных организаций -
должников могут заключить с органами, осуществляющими сбор
обязательных платежей, договоры о передаче в залог соответственно
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям акций указанных организаций -
должников, находящихся в собственности таких акционеров. В данном
случае дополнительно эмитируется такое количество акций указанных
организаций - должников, чтобы общее количество акций
организаций - должников, являющихся открытыми акционерными
обществами, переданных в залог соответственно Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям, соответствовало вышеуказанным ограничениям.
Законопроект предусматривает, что при неисполнении или
ненадлежащем исполнении организациями - должниками, являющимися
открытыми акционерными обществами, условий договоров о
переоформлении задолженности переданные в залог акции отчуждаются
во внесудебном порядке соответственно в собственность Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальную
собственность.
В соответствии с проектом Федерального закона в отношении
организаций, заключивших договоры о переоформлении задолженности,
не применяются нормы, установленные законодательством Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Принятие проекта Федерального закона "О реструктуризации
задолженности организаций по обязательным платежам" существенно
улучшит текущее финансовое положение организаций - должников,
стимулирует осуществление ими программ финансового оздоровления
(санации) и будет способствовать улучшению собираемости налогов и
иных сборов путем увеличения налогооблагаемой базы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ"
Введение в действие Федерального закона "О реструктуризации
задолженности организаций по обязательным платежам" не потребует
введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска
государственных займов, изменения финансовых обязательств
государства, а также иных расходов, покрываемых за счет
федерального бюджета.
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ"
В данной сфере правового регулирования действуют Гражданский
кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий", Закон Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Принятие Федерального закона "О реструктуризации задолженности
организаций по обязательным платежам" не потребует внесения
изменений и дополнений в указанные законодательные акты.
------------------------------------------------------------------
|