КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 января 1998 г. N 4-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 22 МАРТА 1997 ГОДА
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В.
Витрука, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина,
Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г.
Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной
Думы,
установил:
1. Группа депутатов Государственной Думы в количестве более
одной пятой депутатов (91 человек) обратилась в Конституционный
Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности
статьи 12 Закона Ставропольского края "О краевом бюджете на 1997
год" в части отчислений от федеральных налогов в бюджет города
Ставрополя.
Заявители считают, что оспариваемые положения затрагивают
вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской
Федерации, и нарушают статьи 39, 41, 132 и 133 Конституции
Российской Федерации.
2. В соответствии с частью второй статьи 85 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" запрос о проверке конституционности нормативного акта
субъекта Российской Федерации допустим, если оспариваемый
нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению
Российской Федерации или к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации относит федеральный бюджет к
ведению Российской Федерации, местные бюджеты - к ведению органов
местного самоуправления (пункт "з" статьи 71, статья 132). Вне
пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти и
осуществляют собственное правовое регулирование (статья 73, часть
4 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Следовательно, по
смыслу Конституции Российской Федерации, бюджеты субъектов
Российской Федерации относятся к ведению самих субъектов
Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской
Федерации, так же как и федеральные органы государственной власти
и органы местного самоуправления, самостоятельно решают вопросы
формирования своего бюджета и определяют направления использования
бюджетных средств.
Согласно статье 9 Закона РСФСР "Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР" отчисления из
федерального бюджета субъектам Российской Федерации по
регулирующим доходным источникам становятся собственным источником
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые они
вправе распределять самостоятельно, при этом бюджеты всех уровней
являются самостоятельными. Указанный принцип устройства бюджетной
системы Российской Федерации соответствует основам
конституционного строя и принципу федерализма. Кроме того,
бюджетная самостоятельность Российской Федерации, ее субъектов и
органов местного самоуправления предопределяется их статусом,
установленным Конституцией Российской Федерации (статьи 5, 10, 11,
12, 65, 132).
Таким образом, вопросы формирования, определения направлений
использования, утверждения и исполнения бюджетов разных уровней не
находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов. Статьей 12 Закона Ставропольского края "О краевом
бюджете на 1997 год", оспариваемой заявителями, определяется
конкретный процент отчислений в каждый местный бюджет края от
регулирующих доходов и не затрагиваются вопросы федерального
бюджета, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ней не
определяются основы и общие принципы социальной политики, не
утверждаются программы социального развития и не регулируются
какие-либо иные конкретные вопросы совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов.
3. Заявители утверждают также, что статья 12 Закона
Ставропольского края "О краевом бюджете на 1997 год" ограничивает
бюджетные права органов местного самоуправления города Ставрополя.
По их мнению, это выражается в том, что нормативы отчислений в
бюджет города Ставрополя от регулирующих доходов не закреплены на
долговременной основе, их размеры уменьшены по сравнению с 1995 -
1996 годами и они не обеспечивают минимально необходимые расходы
городского бюджета.
Федеральным законом от 25 сентября 1997 года "О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации"
установлено, что межбюджетные отношения органов государственной
власти и органов местного самоуправления осуществляются на основе
применения единой для всех муниципальных образований методологии,
учитывающей их индивидуальные особенности, и выравнивания доходов
муниципальных образований (пункты 2 и 4 статьи 9). По смыслу
пункта 5 статьи 7 этого Федерального закона, нормативы отчислений
в местные бюджеты от регулирующих доходов рассчитываются исходя из
общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по
каждому из видов налогов и иных поступлений. При этом учитывается
средний уровень экономического развития муниципального
образования, среднедушевой доход местного бюджета на предыдущий
год и т.д.
Следовательно, распределение регулирующих доходов всегда
связано с оценкой различных фактических обстоятельств и
применением определенных методов расчета конкретных размеров
отчислений в каждый из местных бюджетов субъекта Российской
Федерации. Решение указанных вопросов не входит в компетенцию
Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов
Государственной Думы о проверке конституционности статьи 12 Закона
Ставропольского края "О краевом бюджете на 1997 год" как не
являющегося допустимым в соответствии с требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу является окончательным и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|