8 января 1998 года N Пр-34
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации
для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных
денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной
валюте", принятый Государственной Думой 18 декабря 1997 года и
одобренный Советом Федерации 24 декабря 1997 года.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона предусматривается
существенное изменение налогооблагаемой базы, установленной ранее
Федеральным законом "О налоге на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".
При этом предусматривается налогообложение только тех операций по
покупке наличной иностранной валюты, которые оплачиваются
наличными рублями. Таким образом, устанавливается фактическое
неравенство при осуществлении одних и тех же операций с
использованием наличных и безналичных рублей. Неравенство же
наличного и безналичного рубля по своей сути не соответствует
смыслу статьи 75 Конституции Российской Федерации, установившей,
что "денежной единицей в Российской Федерации является рубль", и
приводит к юридическому закреплению существования вместо единой
денежной единицы" двух "денежных единиц", обладающих разной
покупательной способностью.
Кроме того, в результате предлагаемых Федеральным законом
изменений, с одной стороны, юридические лица освобождаются от
уплаты налога при покупке наличной иностранной валюты (если
покупка осуществляется за безналичные рубли) и при получении
наличной валюты в погашение депозитов, открытых в рублях, что
сокращает налогооблагаемую базу, а с другой стороны, увеличивается
ставка налога при тех же операциях, осуществляемых в основном
физическими лицами. То есть фактически увеличение налога
перекладывается на плечи граждан, при этом крупнейшие продавцы и
покупатели наличной валюты - юридические лица освобождаются от
налога при оплате наличной валюты безналичными рублями.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона вносится, в частности,
изменение в часть вторую статьи 5 Федерального закона "О налоге на
покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте" и устанавливается ответственность
кредитных организаций, производящих операции с наличной валютой, в
соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающей
ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового
законодательства.
Данное положение неправомерно, поскольку в статье 5
Федерального закона "О налоге на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте"
кредитные организации рассматриваются не в качестве
налогоплательщиков, а как организации, на которые возложена
обязанность удержания налога с покупателей наличной иностранной
валюты и своевременного перечисления сумм в соответствующие
бюджеты. В данном контексте кредитные организации могут нести
ответственность только за невыполнение действий, предусмотренных
статьей 5 указанного Федерального закона.
Учитывая изложенное, предлагаю отказаться от дальнейшего
рассмотрения Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков
и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
8 января 1998 года
N Пр-34
------------------------------------------------------------------
|