ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 января 1998 г. N 01-33/117
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В МЕСТАХ ДОСТАВКИ
(с изм. согл. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Статистика свидетельствует, что, несмотря на принимаемые меры,
одним из самых распространенных видов нарушений таможенных правил
остается недоставление товаров и транспортных средств в таможенные
органы назначения. При этом количество дел о НТП, возбужденных по
статье 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, составляет
одну треть от общего количества дел о нарушении таможенных правил.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В то же время перевозчики почти не имеют рекламаций со стороны
отправителей и получателей товаров за недоставку грузов по
договору перевозки. Это говорит о том, что практически всегда
товары доходят до адресата, являющегося во многих случаях
инициатором нарушения таможенных правил, отвечать за которое
приходится перевозчику.
В этой ситуации особенно важно, чтобы перевозчик доставлял
товар не к получателю, а в место доставки (на склад временного
хранения или таможенный склад), где должны быть созданы условия
для выполнения перевозчиком требований ст. 142 Таможенного кодекса
Российской Федерации:
"В месте доставки товары и транспортные средства
представляются, а документы на них вручаются таможенному органу
Российской Федерации. Представление выражается в уведомлении о
прибытии товаров и транспортных средств не позднее 30 минут после
их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспортных средств
вне времени работы торможенного органа Российской Федерации - не
позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого
органа...
Товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения
вне времени работы торможенного органа Российской Федерации,
должны быть размещены в зоне таможенного контроля..."
Владельцы СВХ и ТС обязаны не препятствовать представлению
товаров и транспортных средств в месте доставки и не вправе
отказать перевозчику во въезде на территорию складов (Приказы ГТК
России от 26.04.96 N 257 и от 20.05.96 N 304).
Таможенный орган назначения (таможенный орган, расположенный
на складе, а в отсутствие таможенного органа на складе -
таможенный орган, в регионе деятельности которого этот склад
располагается) доводит до сведения заинтересованных лиц форму,
порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров и
транспортных средств и вручения документов на них (Приказ ГТК
России от 20.05.96 N 304).
ГТК России письмом от 29.04.96 N 01-15/7732 обратил внимание
таможенных органов на недопустимость ситуации, когда должностные
лица таможенного органа не принимают документы от перевозчика без
присутствия представителя грузополучателя, не размещают
транспортное средство в зоне таможенного контроля и не пропускают
водителя в помещение таможенного органа. В результате перевозчики
вынуждены обращаться к получателю товаров и передавать ему
документы, в которых затем нередко появляются поддельные
таможенные печати и штампы.
Информация, поступающая в ГТК России из Минтранса России,
АСМАПа и от крупных транспортных фирм свидетельствует о том, что
на многих СВХ и ТС по-прежнему встречаются упомянутые нарушения.
Особенно серьезна эта проблема в Московском регионе, где лишь на
части складов находятся сотрудники таможенных органов, и
уведомление о прибытии транспортного средства с товаром должно
производиться через владельца склада. В нынешних условиях, когда
остро стоит вопрос о доверии к владельцам СВХ и ТС, решить
проблему можно либо организацией жесткого контроля за соблюдением
владельцами складов установленного порядка принятия уведомлений о
прибытии товаров и транспортных средств, либо ограничением мест
доставки товаров только теми складами, на которых созданы отделы
таможенного оформления и таможенного контроля.
Сегодня ГТК России строит свои взаимоотношения с транспортной
отраслью по принципу "таможня должна повернуться лицом к
добропорядочному перевозчику" и на основе решений, принятых на
совместном заседании Коллегий ГТК России и Минтранса России. В
августе с.г. ГТК России и АСМАПом была подписана совместная
памятка водителю по оформлению документов при осуществлении
международных перевозок грузов (письмо ГТК России от 19.08.97
N 01-15/15924), в которой четко обозначены обязанности
перевозчиков, владельцев складов и сотрудников таможенных органов
в месте доставки товаров. Есть основания полагать, что отдельные
склады и таможенные органы не выполняют требований памятки. В этих
условиях ГТК России уже не может оставлять без внимания
многочисленные жалобы перевозчиков на отсутствие должного порядка
на СВХ и ТС Московского региона. В противном случае Минтранс
России готов вынести обсуждение этого вопроса в Правительство
Российской Федерации.
Прошу проинформировать ГТК России о том, какие шаги
предпринимает МТУ для решения вышеуказанных проблем.
Заместитель Председателя
Комитета
В.В.ШПАГИН
|