ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 января 1998 года
Дело N 34-Г97-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 5 января 1998 г. дело по
жалобе П. на постановление Мурманской областной Думы N 644 от 17
сентября 1997 г. "О границах избирательных округов и числе
избирателей в каждом избирательном округе по выборам депутатов
Мурманской областной Думы" по кассационной жалобе П. на решение
судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда
от 4 ноября 1997 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, заключение помощника Генерального прокурора Российской
Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
П. обратился в суд с жалобой на постановление Мурманской
областной Думы N 644 от 17 сентября 1997 г. "О границах
избирательных округов и числе избирателей в каждом избирательном
округе по выборам депутатов Мурманской областной Думы" и просил
суд принять решение, обязывающее Мурманскую областную Думу
устранить в полном объеме допущенные в названном постановлении
областной Думы нарушения его права избирать и быть избранным.
В обоснование требований П. указал, что постановление
Мурманской областной Думы N 644 от 17 сентября 1997 г. нарушает
его активное и пассивное избирательное право, противоречит ст. 5
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации" от 16 декабря 1994 г. и ст. 3 Закона
Мурманской области от 16 января 1997 г. "О выборах депутатов
Мурманской областной Думы".
Представители Мурманской областной Думы и избирательной
комиссии Мурманской области с жалобой П. не согласились, указав,
что обжалуемое постановление соответствует требованиям закона.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе П. просит об отмене решения и вынесении
нового решения об удовлетворении его жалобы, ссылаясь на то, что
выводы суда об отсутствии нарушений его избирательных прав при
вынесении обжалуемого постановления ошибочны. При схеме округов,
утвержденных постановлением Мурманской областной Думы, интересы
каждого конкретного избирателя в одномандатном округе будет
представлять лишь 1 депутат, в двухмандатном - 2, а в
трехмандатном - 3, что, по мнению П., нарушает право избирателя на
равное (одинаковое) количество голосов и равное представительство
каждого избирателя в законодательном (представительном) органе
государственной власти в Мурманской области.
В кассационной жалобе П. также ссылается на то, что обжалуемым
постановлением нарушается пассивное избирательное право в части
равных возможностей и условий проведения кандидатами в депутаты
самой избирательной кампании, кандидаты ставятся в различных
округах в неравные условия (количество избирателей в них
колеблется от 27138 до 97147 человек). Попов считает решение суда
неправильным и в связи с тем, что его жалоба рассмотрена судом с
нарушением процессуального срока.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда
по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", принятого
Государственной Думой 26 октября 1994 г. для проведения выборов
образуются избирательные округа на основании данных,
предоставляемых исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и
число избирателей в каждом из них определяются соответствующей
избирательной комиссией и утверждаются соответствующим
представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа
должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей
с допустимыми отклонениями от средней нормы представительства
избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных
местностях не более 15%;
при образовании избирательных округов на территориях
компактного проживания коренных малочисленных народов отклонения
от средней нормы представительства в соответствии с законами и
иными нормативными актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%. Данные
требования не применяются при выборах в федеральные
государственные органы, в случаях, если федеральными законами
устанавливается обязательность образования не менее одного
избирательного округа на территории каждого субъекта Российской
Федерации;
избирательный округ составляет единую территорию: не
допускается создание избирательного округа не граничащих между
собой территорий за исключением случаев, установленных
федеральными правовыми актами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избирательных
округов учитывается административно-территориальное деление.
В ст. 3 Закона Мурманской области от 16 января 1997 г. "О
выборах депутатов Мурманской областной Думы" предусмотрено, что
депутаты Мурманской областной Думы избираются населением
непосредственно, как правило, по одномандатным избирательным
округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой
нормы представительства. Допускается создание одномандатных
избирательных округов.
В соответствии со ст. 8 названного Закона Мурманской области
избирательные округа по выборам депутатов Мурманской областной
Думы образуются с учетом административно-территориального деления
области и единой нормы представительства на основании данных,
предоставленных главой администрации области в избирательную
комиссию Мурманской области. Границы избирательных округов
определяются избирательной комиссией Мурманской области.
Избирательный округ составляет единую территорию, не допускается
создание не граничащих между собой территорий за исключением
административно территориальных образований с составом избирателей
менее 12 тыс. Число избирателей в каждом округе определяется
избирательной комиссией Мурманской области при условии, что
возможные отклонения по числу избирателей не могут превышать 10%,
а в труднодоступных районах - 15%. Допускается на территориях
компактного проживания малочисленных народов отклонение от единой
нормы представительства, но не более чем на 30%.
Судом установлено, что постановлением Мурманская областная Дума
утвердила представленные Мурманской областной избирательной
комиссией границы избирательных округов по выборам депутатов
Мурманской областной Думы и число избирателей в каждом
избирательном округе.
Из схемы избирательных округов по выборам депутатов Мурманской
областной Думы 7 декабря 1997 г. следует, что было образовано 12
избирательных округов: 3 - трехмандатных; 7 - двухмандатных и 2
одномандатных округа. Число избирателей в Мурманской области
составило 753246 человек, норма представительства составила один
депутат от 30130 избирателей (Мурманская областная Дума избирается
в составе 25 депутатов).
Отказывая П. в удовлетворении жалобы, суд пришел к правильному
выводу о том, что избирательные округа образованы с соблюдением
требований ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", ст. 38 Закона
Мурманской области "О выборах депутатов Мурманской областной
Думы". Отклонения от норм представительства ни по одному из
округов не превысили допустимых законодательством норм. Создание
многомандатных округов допускается ст. 3 Закона Мурманской области
и не запрещено федеральным законом.
Правильно суд признал несостоятельными доводы П. о том, что при
проведении выборов в многомандатных округах будут нарушены
активные и пассивные права избирателей. При проведении выборов в
Мурманскую областную Думу в многомандатных округах каждый
избиратель имеет один голос по каждой позиции голосования, как и
при голосовании в одномандатных округах. Независимо от того, как
проводятся выборы (по одномандатным или многомандатным округам),
заявитель, как и другие избиратели, при соблюдении одинаковых
условий вправе претендовать на выдвижение в качестве кандидата в
депутаты в Мурманскую областную Думу.
Не могут быть поводом к отмене решения суда доводы кассационной
жалобы о том, что проведение выборов по многомандатным округам
нарушает право избирателя на участие в выборах на равных
основаниях, кандидаты при проведении избирательной кампании
лишаются равных возможностей, поскольку ошибочны.
При создании избирательных округов по выборам депутатов в
Мурманской областной Думы 7 декабря 1997 г. были соблюдены
требования ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации" от 16 декабря
1994 г. и ст. 3 Закона Мурманской области "О выборах депутатов
Мурманской областной Думы". Созданные избирательные округа
примерно равны между собой, отклонения от норм представительства
не превышают допустимых законом, избирательные округа составляют
единую территорию и образованы с учетом сложившегося
административно-территориального деления Мурманской области.
Мурманская областная Дума постановлением N 664 от 17 сентября 1997
г. обоснованно утвердила предоставленные избирательной комиссией
Мурманской области границы избирательных округов по выборам
депутатов областной Думы и число избирателей в каждом
избирательном округе согласно приложениям N 1, 2,
предусматривающим не только одномандатные, но и двух- и
трехмандатные избирательные округа.
Не могут быть поводом к отмене решения суда доводы кассационной
жалобы о том, что суд рассмотрел жалобу с нарушением
процессуального срока, задержка в рассмотрении жалобы повлекла за
собой изменение ситуации, т.к. фактически началась избирательная
кампания, поскольку они не опровергают выводы суда о правомерности
постановления N 664 от 17 сентября 1997 г. "О границах
избирательных округов и числе избирателей в каждом избирательном
округе по выборам депутатов Мурманской областной Думы".
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства,
регулирующего поставленные в жалобе вопросы, и обоснованно отказал
в удовлетворении жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 305, 311
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегия по гражданским делам Мурманского
областного суда от 4 ноября 1997 г. оставить без изменения, а
кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
|