ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1999 г. N Пр-1722
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 24 ноября 1999
г., считающийся одобренным Советом Федерации и направленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О потребительской кооперации
(потребительских обществах, и союзах) в Российской Федерации"
(далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона вводится многоуровневая
система потребительских обществ, включающая в себя районные,
областные, краевые, республиканские и центральный союзы
потребительских обществ, дается их определение. При этом
вводится многозвенная система участия низовых потребительских
обществ в указанных союзах. В Федеральном законе прямо
устанавливается обязательность решений органов управления союзов
как для являющихся их членами потребительских обществ, так и для
союзов этих потребительских обществ более низкого уровня. Так,
решения органов управления областного, краевого или
республиканского союза обязательны не только для его членов
(районных союзов потребительских обществ), но и для
потребительских обществ, являющихся членами районных союзов.
Таким образом, решения органов управления одного юридического
лица становятся обязательными как для юридических лиц,
являющихся его участниками, так и для юридических лиц, не
являющихся его участниками. Это противоречит статье 1
Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей
равенство субъектов гражданских правоотношений, и статье 121
Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей,
что члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и
права юридического лица.
Следует также отметить, что статьей 1 Федерального закона
возможность представления интересов конкретного союза
потребительских обществ в органах государственной власти и
органах местного самоуправления, а значит и обращения в
указанные органы за защитой своих прав, ставится в зависимость
от того, в пределах какой территории (района, субъекта
Российской Федерации или Российской Федерации в целом) этот союз
осуществляет свою деятельность.
Указанная норма противоречит статье 19 Конституции
Российской Федерации, закрепляющей один из основополагающих
конституционных принципов - принцип равенства всех перед
законом, а также статье 33 Конституции Российской Федерации,
гарантирующей возможность обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления любому лицу. Это может быть как
гражданин, так и организация независимо от формы собственности и
организационно-правовой формы.
Содержащаяся в пункте 4 статьи 1 Федерального закона
редакция нового пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О
потребительской кооперации (потребительских обществах, их
союзах) в Российской Федерации" (далее именуется - Закон
Российской Федерации) предусматривает возможность отстранения от
должности руководителей организаций потребительской кооперации,
созданных потребительским обществом или союзом, решением
правления потребительского общества или правления союза.
Во-первых, неясно, какие должностные лица подразумеваются под
термином "руководитель" (руководитель исполнительного органа,
совет директоров, председатель совета директоров). Во-вторых,
содержащаяся в Федеральном законе норма применима только к
учреждениям, а в отношении других юридических лиц (хозяйственные
общества, товарищества и иные) должен действовать порядок
отстранения руководителей от должности, предусмотренный
Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными
законами, регулирующими создание и деятельность отдельных видов
юридических лиц.
Кроме того, новым пунктом 5 статьи 6 Закона Российской
Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона)
предусматривается введение для руководителей организаций
потребительской кооперации, созданных потребительскими
обществами или союзами, института аттестации. Однако ни Законом
Российской Федерации, ни Федеральным законом не установлены
процедура проведения аттестации и перечень лиц (органов), ее
проводящих. В связи с этим введение аттестации как требования к
занятию определенной должности представляется неправомерным и
противоречащим Конституции Российской Федерации.
В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 19 Закона
Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона)
члены совета потребительского общества могут быть освобождены от
исполнения полномочий в любое время на основании решения общего
собрания потребительского общества или уволены в соответствии с
законодательством Российской Федерации о труде.
Необходимо отметить, что на основании новой редакции
указанного пункта уволить членов совета потребительского
общества будет невозможно, так как они исполняют свои полномочия
на общественных началах, то есть не состоят с потребительским
обществом в трудовых правоотношениях, только при наличии которых
можно произвести увольнение работника. Это замечание относится и
к новой редакции пункта 5 статьи 37 Закона Российской Федерации
(пункт 13 статьи 1 Федерального закона) в части, касающейся
членов совета союза потребительских обществ.
Б.Ельцин
|