УТРАТИЛО СИЛУ - ПИСЬМО МНС РФ ОТ 06.06.2002 N ВГ-6-02/800
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 24 декабря 1999 г. N ВГ-6-02/1049
О ПОСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.10.99 N 14-П
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи
с принятием Конституционным Судом Российской Федерации
Постановления от 28.10.99 N 14-П по делу о проверке
конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" в связи с жалобой ОАО
"Энергомашбанк" сообщает следующее.
Указанным Постановлением признана не соответствующей
Конституции Российской Федерации, ее статьям 35, 46 и 57, статья 2
Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" в той части, в какой она допускает
действие подзаконного акта, на основании которого в противоречие с
действующим налоговым законодательством при начислении налога на
прибыль банка в налогооблагаемую базу включаются суммы
присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций, а
также позволяет судам при рассмотрении споров ограничиваться
установлением только формальных условий применения данной нормы.
В соответствии с пунктом 2 мотивировочной части Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.99 N 14-П
неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником
штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, не
признаются объектами налогообложения применительно к налогу на
прибыль предприятий и организаций.
В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального
конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации" признание статьи 2 Федерального закона
от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" неконституционной в той части, в какой она допускает
включение в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль
банка - кредитора сумм присужденных, но не полученных им штрафов,
пеней и других санкций, является основанием отмены в установленном
порядке других норм, которые, исходя из их места в системе
действующих правовых актов, имеют тот же неконституционный смысл.
Такие нормы не могут применяться судами, другими органами и
должностными лицами. Это требование во всяком случае
распространяется на норму об отнесении к расходам и потерям банков
- должников присужденных или признанных ими сумм штрафов, пеней и
других санкций (пункт 58 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490) и на
аналогичные нормы, касающиеся других должников банка - кредитора.
Таким образом, при определении налоговой базы для начисления
налога на прибыль не следует учитывать присужденные в пользу банка
- кредитора или признанные его должником, но не полученные суммы
штрафов, пеней и других подлежащих взысканию с должника санкций за
нарушения им условий договора, а также присужденные или признанные
банком - должником, но не уплаченные им кредитору суммы штрафов,
пеней и других подлежащих взысканию с него санкций за нарушения им
условий договора.
В отсутствие федерального закона, необходимость которого
вытекает из статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91
N 2116-1 и статьи 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ,
именно суд при рассмотрении конкретного дела по спору о включении
в налогооблагаемую прибыль банка - кредитора присужденных, но не
полученных санкций призван обеспечить сочетание частных и
публичных интересов общества и государства.
В связи с этим суды, в силу закона обязанные устанавливать
фактические обстоятельства дела, должны по таким делам выявлять
возможность изменения срока уплаты налогов (глава 9 Налогового
кодекса Российской Федерации), виновное непринятие банком -
кредитором всех предусмотренных законом мер по обеспечению
реального получения присужденных или признанных должником сумм
штрафов, пеней и других санкций, необоснованность отнесения
должником банка на свои расходы и потери этих сумм без цели
реальной их выплаты кредитору, факты создания банком -
налогоплательщиком искусственной ситуации с отсутствием денег на
его расчетном счете, а также другие фактические обстоятельства,
которые в соответствии с действующим налоговым законодательством
должны учитываться при решении вопроса о привлечении к налоговой
ответственности банка - кредитора или его должников и о возложении
на одну из этих сторон обязанности по уплате налога.
С учетом вышеназванных положений Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации с 28 октября 1999 года
налоговым органам при определении налоговой базы по налогу на
прибыль у организаций, кроме банков, для начисления налога на
прибыль следует руководствоваться действующими нормами налогового
законодательства, в том числе пунктами 14 и 15 Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, до их отмены
в установленном порядке.
Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
|