ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
N 74
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 51
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1999 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Госстрой России и Минтруд России постановляют:
Утвердить "Порядок реализации требований доступности для
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" в новой редакции.
Председатель
Госстроя России
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
С.В.КАЛАШНИКОВ
Утвержден
Постановлением
Госстроя России
и Минтруда России
от 22 декабря 1999 г. N 74/51
ПОРЯДОК
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Введение
Настоящий Порядок разработан в целях выполнения требований
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) и
Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069).
Данный документ определяет порядок реализации требований
доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными
возможностями (к которым могут быть отнесены люди преклонного
возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и
функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и
т.п.) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и
производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения
общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно -
зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и
утверждении проектной документации на их строительство и
реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия
участников инвестиционного процесса в области проектирования,
строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных
органов социальной защиты населения и учете мнения общественных
объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в
области строительства, включая формирование и утверждение заданий
на проектирование застройки, архитектурно - планировочных заданий
(далее - АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной
инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе
проектирования и строительства, а также контроль и надзор за
исполнением требований нормативных документов в области
строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов
социальной инфраструктуры.
I. Область применения
1. Порядок регламентирует условия и уровни взаимодействия
участников инвестиционного процесса в области строительства при
подготовке исходно - разрешительной документации, разработке,
согласовании, утверждении и реализации проектной документации для
строительства, расширения, реконструкции или технического
перевооружения (далее - строительства) объектов социальной
инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом
потребностей инвалидов.
2. Настоящий документ определяет задачи всех участников
инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению
условий для доступа инвалидов к объектам социальной
инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования
инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного,
водного транспорта, средствами связи и информации.
II. Общие положения
3. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов
социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также
комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения)
заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и
строительным организациям, независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности, а также территориальным
органам архитектуры и градостроительства, органам социальной
защиты населения, органам государственной вневедомственной
экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора
Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо
руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и
нормативно - методическими документами федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, определяющими
требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для
инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При проектировании застройки городов и других поселений,
зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов
следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными
строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды
жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных
групп населения", а также рекомендациями, разработанными в
развитие этого документа, и соответствующими пособиями,
инструкциями, методическими указаниями и другими документами,
утвержденными в установленном порядке.
4. В случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве
и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и
культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме
требования действующих нормативных документов в части доступности
объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию
с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения
заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть
приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени),
обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.
В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы
социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и
градостроительства создают временную или постоянно действующую
экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов,
представителей заинтересованных организаций и общественных
объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию
условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии представляются в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного
самоуправления для принятия соответствующих решений и учета при
выполнении проектных и строительных работ, а при необходимости -
информирования об этих решениях общественности.
5. Оформление и выдача исходно - разрешительной документации,
в том числе заданий на проектирование застройки, АПЗ и заданий на
проектирование объектов социальной инфраструктуры, не допускаются
без согласования с местным органом социальной защиты населения в
случаях, когда требования действующих нормативных актов в части
доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не
могут быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
6. Последовательность работ по созданию для инвалидов условий
доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции
объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых
программах формирования доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря
1996 г. N 1449 (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, N 51, ст. 5806) местными органами социальной защиты
населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и
градостроительства, а также других заинтересованных органов
(здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе
реально сложившихся социальных и градостроительных условий и
исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
7. Расположение в структуре города специализированных
учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и
реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует
определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в
конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволяет
более гибко решать задачу обеспечения нуждающихся
специализированными учреждениями. Принятие оптимального решения
задач расположения и вместимости таких объектов обеспечивается
путем взаимодействия местных органов архитектуры и
градостроительства с органами социальной защиты населения при
участии общественных объединений инвалидов.
8. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности
инвалидов при разработке градостроительной документации на всех
стадиях и видах проектирования, кроме проектов планировки и
проектов застройки (далее - планировочная документация),
устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области
строительства.
III. Порядок реализации требований доступности
при проектировании и строительстве
9. Разработка проектов планировки, проектов застройки и
проектной документации на строительство и реконструкцию объектов
социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов
осуществляется на основе исходно - разрешительной документации,
позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор
на проектирование градостроительного или архитектурно -
строительного объекта.
10. При подготовке и утверждении задания на проектирование
застройки или АПЗ на проектирование и строительство объектов
социальной инфраструктуры местными органами социальной защиты
населения и органами архитектуры и градостроительства в числе
исходных показателей устанавливаются основные обязательные
(функциональные) требования, выполнение которых средствами
архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий
доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
11. Задание на проектирование застройки или АПЗ на
проектирование и строительство объекта социальной инфраструктуры
утверждается в установленном порядке при условии предварительного
его согласования с территориальным органом социальной защиты
населения и передается заказчиком вместе с заданием на
проектирование подрядной проектной организации.
12. Задание на проектирование объекта строительства
составляется заказчиком (инвестором, застройщиком) и включает в
свой состав мероприятия по созданию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ.
В задании должны быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ)
требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других
маломобильных групп населения.
13. Задание на проектирование объекта строительства при
наличии в АПЗ требований по доступности его для инвалидов
представляется заказчиком (инвестором, застройщиком) на
согласование в органы государственной вневедомственной экспертизы
и последующее утверждение в установленном порядке.
14. За предоставление недостоверной информации о состоянии
среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации,
используемой в качестве исходных данных для проектирования объекта
строительства, в соответствии со статьей 66 Градостроительного
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 19, ст. 2069) установлена ответственность
заказчика (инвестора, застройщика) и других заинтересованных
организаций за нарушение законодательства Российской Федерации о
градостроительстве.
Проектные и проектно - строительные организации, юридические и
физические лица, принимающие участие в разработке проектно -
сметной документации на строительство, несут ответственность в
порядке, установленном действующим законодательством, за ее
качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и
соблюдение обязательных требований действующих нормативных
документов в области строительства в части проектирования среды
жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
15. Проектная документация на строительство объектов
социальном инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна
разрабатываться в строгом соответствии с требованиями
государственных стандартов, действующих строительных норм и правил
и технических условий, должна согласовываться и утверждаться в
установленном порядке.
16. В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой
части проектной документации на строительство объектов социальной
инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с
пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий
жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых
решений и графическими материалами.
17. Планировочная и проектная документация на строительство
объектов социальной инфраструктуры, независимо от источника
финансирования, при наличии в АПЗ требований по доступности
инвалидов к этим объектам должна представляться в органы
государственной вневедомственной экспертизы.
18. Планировочная и проектная документация на объекты
строительства, не соответствующая требованиям п. 16 настоящего
Порядка, не принимается к рассмотрению органами государственной
вневедомственной экспертизы.
19. Контроль за соблюдением требований доступности для
инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства,
реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается
территориальными органами Госархстройнадзора России при участии
представителей территориальных органов социальной защиты
населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и
представителей общественных объединений инвалидов.
IV. Состав и содержание документации
20. Состав и содержание планировочной и проектной документации
на строительство объектов социальной инфраструктуры, включая
специальный раздел с мероприятиями по учету потребностей
инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о составе,
порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной
документации и Инструкции о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
21. Задание на проектирование застройки, АПЗ и задание на
проектирование объектов социальной инфраструктуры в числе основных
требований к объекту строительства должны содержать основные
обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
22. Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности
инвалидов должны разрабатываться на основе функциональных
требований к объектам социальной инфраструктуры, специальному
оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидам
пользование зданиями и сооружениями.
23. В планировочной и проектной документации на строительство
объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов
должны использоваться, как правило, решения, принятые на
предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие части
утвержденной в установленном порядке градостроительной и проектной
документации на строительство.
24. В составе специального раздела проектной документации на
строительство зданий и сооружений производственного назначения с
учетом потребностей инвалидов должны содержаться материалы по
генеральному плану и транспорту и архитектурно - строительным
решениям объекта строительства с мероприятиями по обеспечению для
инвалидов условий доступности к зданиям и сооружениям, а в
пояснительной записке - соответствующие обоснования.
В материалах по генеральному плану и транспорту объекта
строительства приводятся мероприятия, соответствующие решения и
показатели по обеспечению инвалидам условий доступности к объектам
социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского
транспорта, связи и информатики.
В архитектурно - строительных решениях должны содержаться:
краткое описание и обоснование архитектурного замысла,
принципиальные решения по обеспечению для инвалидов условий
доступности зданий, сооружений, рекреационных зон и информации.
25. В составе специального раздела проектной документации на
строительство зданий и сооружений жилищно - гражданского
назначения с учетом потребностей инвалидов разрабатываются
материалы, указанные в СНиП 11-01-95 с дополнениями, отражающими
специфику создания доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности.
На схеме генерального плана или непосредственно на генеральном
плане показываются объекты социальной инфраструктуры, к которым
должна быть обеспечена доступность для инвалидов, гаражи и места
парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, площадки
отдыха, спорта, малые архитектурные формы, иные элементы внешнего
благоустройства и др.
26. В соответствии с заданием на проектирование и с учетом
предложений органов социальной защиты населения в проектной
документации на строительство дополнительно могут быть приведены
рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных
зданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом
особенностей восприятия ее инвалидами.
|