ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 1999 г. N ВКПИ 99-025
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного
Суда РФ, генерал - майора юстиции Петроченкова А.Я., при секретаре
- лейтенанте юстиции Нечаеве С.В., с участием старшего военного
прокурора управления Главной военной прокуратуры, полковника
юстиции Осипова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Пертякова Владимира Федоровича на Приказ Министра обороны
СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных организаций
Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет" и
разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования
Министерства обороны РФ, исх. N 180/3/843 от 21 декабря 1998 года,
и Финансово - экономического управления ВМФ, исх. N 719/4-4300 от
30 декабря 1998 года,
установил:
Пертяков В.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в
которой поставил вопрос о признании незаконными Приказа Министра
обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 "О переводе научных
организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный
расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и
финансирования Министерства обороны РФ, исходящий N 180/3/843 от
21 декабря 1998 года, и Финансово - экономического управления ВМФ,
исходящий N 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.
В обоснование своих доводов Пертяков В.Ф. утверждает, что
данные Приказ и разъяснения не соответствуют следующим нормативным
правовым актам: Конституции РФ, Федеральным законам "О статусе
военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе",
Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987
г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование" и от 11 июня 1987 г. N 665 "О
переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного
хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование",
Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О
порядке введения в действие Закона СССР "О государственном
предприятии (объединении)", Закону СССР от 30 июня 1987 года "О
государственном предприятии (объединении)", Постановлению
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. N 793/33-75 "О
порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда,
предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от
22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г. N 1231, в научно -
исследовательских, конструкторских, технологических, проектных,
изыскательских и других научных организациях, переведенных на
полный хозрасчет и самофинансирование".
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Главного
управления военного бюджета и финансирования МО РФ Пасторнак Н.Д.
и Финансово - экономического управления ВМФ Штурмин А.Г. возражали
против удовлетворения жалобы.
Заслушав в судебном заседании объяснения Пертякова В.Ф.,
представителей Министра обороны, начальника Главного управления
военного бюджета и финансирования МО РФ, начальника Финансово -
экономического управления ВМФ РФ Пасторнака Н.Д. и Штурмина А.Г.,
исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами другие
доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего в
удовлетворении жалобы Пертякову В.Ф. отказать, Верховный Суд
находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В жалобе Пертяков В.Ф. утверждает, что Министр обороны СССР не
имел права издавать Приказ N 0303 от 9 ноября 1988 года, поскольку
это противоречит следующим нормативным актам:
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня
1987 г. N 665 "О переводе объединений, предприятий и организаций
отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование";
- Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О
порядке введения в действие Закона СССР "О государственном
предприятии (объединении)";
- Закону СССР "О государственном предприятии (объединении)",
принятому на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого
созыва 30 июня 1987 года;
- Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября
1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование";
- Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г.
N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий
оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина
СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г.
N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских,
технологических, проектных, изыскательских и других научных
организациях, переведенных на полный хозрасчет и
самофинансирование".
Такое утверждение нельзя признать состоятельным.
Распространение Закона СССР "О государственном предприятии
(объединении)" на предприятия и организации Министерства обороны
СССР предусмотрено статьей 25 этого Закона, а также Постановлением
Совета Министров СССР от 22 апреля 1989 г. N 313 "Об особенностях
применения Закона СССР "О государственном предприятии
(объединении)". Поэтому утверждение в жалобе о том, что
"...Министр обороны, введя хозрасчет в научно - исследовательских
институтах Министерства обороны своим Приказом N 0303, тем самым
возложил на себя функции Совета Министров", не соответствует
действительности.
Кроме того, ссылка в жалобе на статью 23 указанного Закона
неправомерна, поскольку статья 23 Закона относится к вновь
создаваемым предприятиям, а не к уже существующим, каковыми
являлись воинские части 31303 и 27177. Постановление ЦК КПСС,
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462 "О
совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и
технологов промышленности" было распространено на Министерство
обороны СССР распоряжением Совета Министров СССР от 12 октября
1985 года.
Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986
г. N 1231 "О дополнительных мерах по расширению прав научно -
исследовательских учреждений, конструкторских и технологических
организаций промышленности в использовании фонда заработной платы"
распространено на Министерство обороны СССР пунктом 3 этого
Постановления.
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17
сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации
заработной платы и введение новых тарифных ставок и должностных
окладов работников производственных отраслей народного хозяйства"
действительно не распространялось на Министерство обороны СССР,
поскольку данный механизм был регламентирован вышеуказанным
Постановлением СМ СССР от 30 мая 1987 г. N 616.
Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г.
N 793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий
оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина
СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462, от 17 сентября 1986 г.
N 1231, в научно - исследовательских, конструкторских,
технологических, проектных, изыскательских и других научных
организациях, переведенных на полный хозрасчет и
самофинансирование" распространяется на Министерство обороны СССР
частично в силу ссылки на это Постановление в пунктах 4 и 5
Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС от 7 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда
работников научно - исследовательских, конструкторских,
технологических, проектных и других научных организаций
министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства
обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной
технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет
и самофинансирование". Исходя из этого, ссылка в жалобе на
несоответствие Приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г.
N 0303 Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987
г. N 793/33-75 неправомерна, поскольку последнее и не должно было
распространяться на Министерство обороны СССР в силу
распространения на него Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от
7 июня 1988 г. N 353/17-62.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября
1987 г. N 1102 "О переводе научных организаций на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование" полностью
распространяется на Министерство обороны СССР, поскольку в пунктах
4, 24 и 34 Постановления предусматривается перевод на хозрасчет и
самофинансирование научных организаций всех министерств и ведомств
без какого-либо изъятия, а утверждение в жалобе об отсутствии
дополнительного согласования Министерства обороны СССР с Госпланом
СССР и Госкомитетом СССР по науке и технике в силу пункта 34
Постановления не обосновано никакими доказательствами.
В жалобе также правильно указано, что решением Государственной
комиссии Совета Министров СССР по военно - промышленным вопросам
N 251 от 4 июля 1988 года, утвердившем "Положение о договорах на
создание (передачу) научно - технической продукции специального
назначения", был установлен порядок применения Постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР N 1102 от 30 сентября 1987 года к
предприятиям и организациям (в том числе научно -
исследовательским) оборонных отраслей промышленности и других
отраслей народного хозяйства, именуемым в решении "приравненные
организации", при этом для последних - после согласования для
научных организаций министерств непроизводственной сферы между
Государственной комиссией Совета Министерств СССР и
Государственным комитетом СССР по науке и технике. Однако
утверждение жалобы, что "...для научных организаций Министерства
обороны СССР такого согласования не было", является
необоснованным, поскольку заявителем оно не подтверждено никакими
документами.
Также не обосновано утверждение в жалобе, что воинские части
31303 и 27177 "не относятся к научным организациям других отраслей
народного хозяйства.., выполняющим работы по созданию научно -
технической продукции специального назначения". Наоборот, научная
продукция воинских частей 31303 и 27177 относится к продукции
специального назначения, поскольку они находятся в ведении
Министерства обороны Российской Федерации и разрабатывают научно -
техническую продукцию исключительно специального назначения.
Это также подтверждается тем, что любые решения
Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно -
промышленным вопросам фактически всегда распространялись на эти
институты.
Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам
и ВЦСПС от 17 июня 1988 г. N 353/17-62 "О порядке оплаты труда
работников научно - исследовательских, конструкторских,
технологических, проектных и других научных организаций
министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства
обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной
технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет
и самофинансирование" в преамбуле ссылается на Постановление ЦК
КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а в пункте 1
распространяет Постановление на научно - исследовательские
институты Министерства обороны СССР, переведенные на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть фактически
подтверждает распространение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30
сентября 1987 г. N 1102 на Министерство обороны СССР.
Таким образом, Министр обороны СССР имел необходимые
юридические обоснования для издания с учетом пунктов 4, 24 и 34
Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102
организационного Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303 о переводе
научно - исследовательских организаций Министерства обороны СССР
на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
При этом Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г.
N 0303 имеет название "О переводе научных организаций Министерства
обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование",
а не только на "полный хозяйственный расчет", как акцентирует в
своей жалобе Пертяков В.Ф.
Исходя из изложенного, утверждения в жалобе Пертякова В.Ф.,
что для воинских частей 31303 и 27177 не был установлен правовой
статус и они не прошли государственную регистрацию и не стали
обладать правами юридических лиц в соответствии с Постановлением
Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности", Федеральным
законом "Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от
30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ и Федеральным законом "О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, также являются безосновательными.
Воинские части 31303 и 27177 в соответствии с Законом СССР "О
государственном предприятии (объединении)" и Постановлением Совета
Министров СССР "Об особенностях применения Закона СССР "О
государственном предприятии (объединении)" относятся к
предприятиям и организациям Министерства обороны СССР, то есть
являлись государственными предприятиями федерального подчинения.
Ссылка в жалобе на то, что "Министерство обороны... не
установило статус воинских частей 31303 и 27177 в соответствии со
статьями 6, 33 и 31 Закона РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" и с пунктом 3 Постановления
Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона
РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", не
является состоятельной.
Принятие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" не изменило их организационно - правовой формы,
поскольку статьей 6 "Государственное предприятие" главы 2
"Организационно - правовые формы предприятий" указанного Закона
организационно - правовая форма воинских частей 31303 и 27177, а
именно, государственное предприятие, была сохранена. Пунктом 2
указанной статьи предусмотрено, что имущество этих предприятий
образуется за счет бюджетных ассигнований и может передаваться в
хозяйственное ведение предприятий, что соответствовало условиям
фактического перевода этих институтов на хозяйственный расчет и
самофинансирование.
При этом ссылка в жалобе на статьи 33 и 34 указанного Закона
РСФСР безосновательна, поскольку эти статьи относятся к вновь
учреждаемым предприятиям, каковыми воинские части 31303 и 27177 не
являются.
Также нельзя согласиться со ссылкой в жалобе на абзац 2 пункта
1 статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ "О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку
она относится к "...созданию юридических лиц после официального
опубликования части первой Кодекса...", в то время как воинские
части 31303 и 27177 уже существовали в качестве юридических лиц на
этот момент. К ним полностью применим пункт 6 статьи 6
Федерального закона N 52-ФЗ о том, что к созданным до официального
опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным
предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения,
...применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных
предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. При этом
юридический статус, права и ответственность в рамках их ранее
установленных организационно - правовых форм "Предприятие,
переведенное на полный хозяйственный расчет и самофинансирование"
и "Государственное предприятие" по ранее действовавшим
законодательным актам СССР и РСФСР соответствуют приведенным выше
в Законе Российской Федерации N 52-ФЗ.
Не соответствует действительности и утверждение заявителя о
том, что войсковые части 31303 и 27177 не имеют государственной
регистрации, то есть не обладают правами юридического лица.
Согласно "Свидетельству о государственной регистрации войсковой
части 27177" она зарегистрирована решением Регистрационной палаты
мэрии Санкт - Петербурга N 15914 от 24 февраля 1995 года, о чем в
книге регистрации сделана запись под N 11181, а войсковая часть
31303 получила "Свидетельство о государственной регистрации",
зарегистрированное решением Регистрационной палаты мэрии Санкт -
Петербурга N 20340 от 22 июня 1995 года, о чем в книге регистрации
сделана запись под N 14394.
Что же касается утверждения заявителя о том, что Постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, а также Приказ МО
СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 изданы в СССР и не должны
действовать в Российской Федерации, то с ним нельзя согласиться,
поскольку Верховным Советом РСФСР 7 мая 1992 года законодательно
закреплено, что впредь, до издания соответствующих законов
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов РФ, действуют законы
СССР, постановления Правительства СССР и другие нормативные акты в
части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законам
Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации,
постановлениям Правительства Российской Федерации и иным
нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку
Правительство Российской Федерации не отменило Постановление ЦК
КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 г. N 1102, то оно действует в
части, не противоречащей законодательству и иным правовым актам
Российской Федерации.
Таким образом, действия Министра обороны, связанные с изданием
Приказа от 9 ноября 1988 г. N 0303, являются правомерными.
Более того, это полностью соответствует и принятым позже
Законам Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22
января 1993 г. N 4338-1 и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Утверждение в жалобе о том, что Приказ Министра обороны СССР
от 9 ноября 1988 г. N 0303 не соответствует пункту 3 статьи 15
Конституции Российской Федерации и пункту 10 Указа Президента
Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти",
юридически несостоятельно в силу того, что законодательные и иные
нормативные акты действуют с момента их подписания и опубликования
и их действие не может распространяться на период до их введения в
действие.
Что же касается выплаты Пертякову В.Ф. квартальных премий, то
по данному поводу имеются вступившие в законную силу судебные
решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197,
239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд
решил:
в удовлетворении жалобы Пертякова Владимира Федоровича на
Приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 г. N 0303 и
распоряжения ГУВБиФа МО РФ от 21 декабря 1998 года и ФЭУ ВМФ от 30
декабря 1998 года - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации,
генерал - майор юстиции
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
|