Вопрос: В связи с многочисленными запросами нижестоящих
госналогинспекцией просим разъяснить обязаны ли налоговые органы
исполнять решения иных государственных органов о взыскании в
бесспорном порядке с юридических лиц сумм штрафов, а также всей
суммы заниженного дохода (прибыли).
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от
17 декабря 1996 года N 20-П признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации положения пунктов 2 и 3 части
первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных
органах налоговой полиции", представляющие федеральным органам
налоговой полиции право на основании статьи 7 (пункты 8 и 9) и
статьи 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О государственной
налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить
взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке
без их согласия.
Определением Конституционного суда РФ от 6.11.97 г. N 111-О
разъяснено, что правовые основания решения, проведенные в
постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, также
свидетельствуют о том, что бесспорный порядок взыскания с
юридических лиц указанных сумм без их согласия признан не
конституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой
полицией или налоговой инспекцией, принимается решение о
производстве взыскания. Данное постановление Конституционного суда
РФ сохраняет силу.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от
12 мая 1998 г. N 14-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части
первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитриевского
районного суда Московской области и жалобами граждан определено,
что деяния предусмотренные указанным законом являются
административными правонарушениями, по смыслу статьи 118 (часть 2)
Конституции Российской Федерации, в данном случае должно
применяться процессуальное законодательство, относящееся к
рассмотрению дел, возникающих из административных отношений
(Кодекс РСФСР об административных правонарушениях). При этом
взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в
бесспорном порядке без их согласия.
В то же время рядом нормативных правовых актов (Законом РФ "Об
административной ответственности предприятий, учреждений,
организаций и объединений за правонарушение в области
строительства" от 17.12.92 г. N 4421-1; Указом Президента РФ от 8
декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе", Положением о
федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 27 августа 1993 г. N 864; Указом Президента РФ от
28.02.95 г. N 221 (в редакции от 8.07.95 г.) "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",
Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.91 г. N 55 (пункт 11),
Порядком Применения экономических санкций за нарушение
государственной дисциплины цен, утвержденной от 1.11.92 г.
Роскомцен N 01-17/030-23, Минфином России N 112 и Госналогслужбой
России N ВЗ-6-05/410 и зарегистрированный Минюстом России 15.12.92
г. N 101) предусмотрена административная ответственность
юридических лиц за правонарушения в области строительства;
использования бюджетных средств из республиканского бюджета
Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) средств,
используемых по нецелевому назначению; за нарушение
государственной дисциплины цен, а также внесудебный порядок
наложения штрафов соответствующим государственным органом и
бесспорный порядок их взыскания налоговым органом.
Введенная в действие с 1.01.99 г. часть первая Налогового
кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанности
налоговых органов по исполнению решений иных государственных
органов о взыскании в бесспорном порядке с юридических лиц сумм
штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли).
В связи с вышеизложенным просим разъяснить обязаны ли
налоговые органы взыскивать в бесспорном порядке указанные
штрафные санкции или они должны взыскиваться в судебном порядке
соответствующими государственными органами, наложившими эти
штрафы.
Кроме того, просим разъяснить относятся ли взыскиваемые
органами казначейства в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от
8.12.92 г. N 1556 "О федеральном казначействе" в бесспорном
порядке с предприятий, учреждений и организаций средства,
выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации или
внебюджетных (федеральный) средств, используемых не по целевому
назначению к штрафным санкциям (штрафам).
Ответ: Правовой департамент Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам в связи с запросом о порядке взыскания
налоговыми органами экономических санкций за нарушение
государственной дисциплины цен, за правонарушения в области
строительства и за нецелевое использование бюджетных средств
сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательство о налогах и
сборах, к которому согласно пункту 1 статьи 1 Кодекса относится
Кодекс, регулирует властные отношения по установлению, введению и
взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, Кодекс не регулирует отношения по
взысканию штрафов, налагаемых органами ценообразования и контроля
за ценами.
Указанные отношения регулируются постановлением Правительства
РСФСР от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации цен".
Пунктом 11 постановления Правительства РСФСР от 19.12.91 N 55
"О мерах по либерализации цен" установлено, что в случае нарушения
предприятиями и организациями независимо от форм собственности
порядка применения свободных (рыночных), а также государственных
регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно -
технического назначения, товары народного потребления и услуги
излишне полученная прибыль в бесспорном порядке перечисляется
(изымается) в доход бюджета. В таком же размере с предприятия или
организации дополнительно взыскивается штраф.
Указанным пунктом Постановления Правительства РСФСР от
19.12.91 N 55 Министерству экономики и финансов РСФСР поручено
разработать и утвердить порядок применения экономических санкций
за нарушение государственной дисциплины цен.
Во исполнение указанного постановления разработан Порядок
применения экономических санкций за нарушение государственной
дисциплины цен, утвержденный Министерством финансов Российской
Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации,
Комитетом Российской Федерации по политике цен 01.12.92 NN 112,
ВЗ-6-05/410, 01-17/030-23 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 15.12.92 N 101 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.3 Порядка органы государственной налоговой
службы в соответствии с действующим порядком при получении решения
органов ценообразования и контроля за ценами о применении
экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в
пятидневный срок взыскание этих сумм в доход соответствующего
бюджета.
При взыскании указанных санкций следует руководствоваться
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3
части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных
органах налоговой полиции" и Определением Конституционного Суда
Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О, определившими общий
порядок взыскания налоговыми органами с юридических лиц сумм
штрафов и иных санкций.
Согласно пункту 5 указанного Постановления при наличии
налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять
решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по
смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской
Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано
юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В
случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться
в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения
судом решения по жалобе налогоплательщика.
Аналогичное положение также содержится в пункте 3 Определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.99 N 50-О,
согласно которому вывод Конституционного Суда Российской
Федерации, признавшего, что бесспорный порядок взыскания с
юридических лиц сумм штрафов и иных санкций без их согласия, т.е.
при возражениях против указанных взысканий, является
неконституционным вне зависимости от того, каким органом -
налоговой полицией или налоговой службой - принимается решение о
производстве взыскания и каким нормативным актом (или отдельными
его положениями) такое право ему предоставлено, распространяется
на все иные органы, в том числе государственные службы и
фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные
санкции.
Таким образом, в случае обжалования юридическим лицом решения
о взыскании экономических санкций за нарушение предприятиями
порядка применения государственных регулируемых цен и тарифов
налоговым органам следует приостанавливать взыскание указанных
санкций и возвращать неисполненные решения органам ценообразования
для решения вопроса о правомерности взыскания экономических
санкций в порядке, установленном указанным постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации.
Вышеуказанным порядком следует руководствоваться и при
взыскании налоговыми органами санкций за правонарушения в области
строительства и за нецелевое использование бюджетных средства,
предусмотренных Законом Российской Федерации от 17.12.92 N 4121-1
"Об административной ответственности предприятий, учреждений,
организаций и объединений за правонарушения в области
строительства" и Указом Президента Российской Федерации от
08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе".
Руководитель
правового департамента
государственный советник
налоговой службы II ранга
В.И. ЧЕРЕМИСКИН
N 18-3-04/3518
10.12.1999 г.
|