ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 декабря 1999 г. Дело N КА-А40/3996-99
(извлечение)
Иск заявлен ООО "Интерфотон" к Управлению Федеральной службы
налоговой полиции об истребовании имущества из чужого незаконного
владения и прекращении незаконных действий по изъятию имущества.
Решением от 01.10.99 Арбитражного суда г. Москвы в иске
отказано.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
Законность судебного акта проверяется в порядке ст. 171
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи
с кассационной жалобой истца, в которой он ссылается на нарушение
судом норм материального и процессуального права.
Согласно материалам дела 17.12.98 сотрудники Федеральной
службы налоговой полиции, прибыв на территорию предприятия истца
по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, 9, опечатали часть помещений
в корпусах N 1 и N 2, а также складские помещения в
административном корпусе.
Как установлено судом, опечатывание помещений ООО "Интерфотон"
произведено на основании оперативной информации о нарушении
налогового законодательства иностранными гражданами, занимающимися
коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации.
Часть имущества была изъята и вывезена с последующей передачей его
на ответственное хранение фирме ООО "Дельта-связь" -
уполномоченному складу временного хранения ГТК РФ. Судом было
также установлено, что действия ответчика были произведены в
рамках его полномочий и в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации "О неотложных мерах по укреплению
правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и
Московской области" от 10.07.96 N 1025 и Временной инструкцией о
порядке изъятия имущества, не учтенного в бухгалтерских документах
юридического лица в целях обеспечения сохранности, проведения
оценки с участием независимых экспертов и передачи материалов в
суд для рассмотрения вопроса о признании его бесхозяйным.
Согласно п. 3 указанного выше Указа Президента Российской
Федерации органам налоговой полиции разрешено производить изъятие
бесхозяйного имущества не учтенного в бухгалтерских документах
юридического лица. Термин "бесхозяйное имущество" употребляется
п. 3 Указа Президента не в смысле, которое придается ему в ст. 225
Гражданского кодекса Российской Федерации, а разъясняется, что под
бесхозяйным имуществом в рамках административных правоотношений,
регулируемых данным пунктом Указа N 1025, понимается имущество, не
учтенное в бухгалтерских документах юридического лица.
Обстоятельства, относящиеся к спорному имуществу, судом первой
инстанции не устанавливались, доказательства, представленные
истцом в обоснование своих доводов, судом не исследовались,
доводам истца оценка не дана.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в
арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Однако исковые требования истца судом не рассмотрены. При
этом суд сослался лишь на то, что в силу ст. 2 Гражданского
кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям,
основанным на административном или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и
административным отношениям, гражданское законодательство не
применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Исковые требования направлены на защиту права собственности
(владения) истца. В данном случае имеет место сложный состав
отношений: основанный как на гражданских, так и на
административных отношениях. Основания владения ответчиком спорным
имуществом должно оцениваться с позиций административных норм
права, а способы защиты имущественных прав истца предусмотренные
гражданским законодательством. Т.о. и административные, и
гражданские нормы права могут быть применены к соответствующей
части комплексных отношений, что не будет противоречить ст. 2
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что
решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое
рассмотрение.
Суду надлежит рассмотреть спор по существу заявленных
требований, установить обстоятельства, относящиеся к спорному
имуществу, проверить правильность отнесения его к "бесхозяйному" в
смысле п. 3 Указа Президента Российской Федерации N 1025. Суду в
силу ст. 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации надлежит дать оценку доводам сторон, указать
доказательства на которых суд будет обосновывать свои выводы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 171, 173 -
175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.10.99 Арбитражного суда г. Москвы по делу
N А40-18049/99-15-295 отменить и передать дело на новое
рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
|