МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство образования Российской Федерации направляет для
практического применения Рекомендации по планированию и
организации производственной (профессиональной) практики по
техническим специальностям в условиях действия Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Приложение
к письму Минобразования России
от 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)
ПРАКТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендации составлены в соответствии с Положением о
производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования
(далее - Положение), утвержденным Приказом Минобразования России
от 21.07.1999 N 1991.
1. Общие положения
1.1. Производственная (профессиональная) практика студентов,
курсантов образовательных учреждений среднего профессионального
образования по техническим специальностям организуется в
соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования (далее - ГОС СПО) в части
государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальности среднего профессионального
образования, Положением по производственной (профессиональной)
практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего
профессионального образования и включает следующие этапы практики:
- практику для получения первичных профессиональных умений и
навыков (учебную);
- практику по профилю специальности (технологическую);
- практику преддипломную (квалификационную или стажировку).
2. Организация практики
2.1. Руководителем производственной (профессиональной)
практики является заместитель директора по учебно -
производственной работе, который осуществляет планирование,
организацию, обеспечение и контроль производственной
(профессиональной) практики студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования.
2.2. Заместитель директора по учебно - производственной работе
координирует работу мастеров производственного обучения,
руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и
задачи методической работы цикловой комиссии по производственной
(профессиональной) практике по вопросам совершенствования
организации производственного обучения.
2.3. Организация практики на всех этапах направлена на
выполнение государственных требований к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой
специальностью и присваиваемой квалификацией.
2.4. Общий объем времени определяется ГОС СПО по специальности
и примерным учебным планом.
2.5. Производственная (профессиональная) практика может
проводиться как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь
с теоретическими занятиями.
2.6. Закрепление баз практик осуществляется администрацией
учебного заведения на основе прямых связей, договоров с
организациями независимо от их организационно - правовых форм и
форм собственности.
3. Практика для получения первичных профессиональных
умений и навыков (учебная)
3.1. На практике для получения первичных профессиональных
умений и навыков студенты готовятся к осознанному и углубленному
изучению дисциплин общепрофессионального и специального цикла,
получают практические и профессиональные знания по избранной
специальности.
3.2. В период практики у студентов формируется представление о
культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном
отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда,
промышленной безопасности.
3.3. Практика для получения первичных (профессиональных)
умений и навыков (учебная) проводится в учебных, учебно -
производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно - опытных
участках и других вспомогательных объектах учебного заведения.
3.4. Практическое обучение первичным профессиональным навыкам,
как правило, проводится мастерами производственного обучения.
3.5. В примерный комплект документов мастера производственного
обучения входят:
Положение о производственной (профессиональной) практике
студентов, курсантов образовательных учреждений среднего
профессионального образования;
рекомендации по применению Положения;
рабочая программа практики;
рабочая программа вида практики и календарно - тематический
план;
перечень учебно - производственных работ и упражнений;
методические разработки.
3.6. Рабочая программа вида практики и календарно -
тематический план определяют умения и навыки по каждой теме
практики, перечень учебно - производственных работ и видов
упражнений, а также формы теоретических занятий.
Календарно - тематический план разрабатывается на основе
рабочей программы практики и перечня учебно - производственных
работ. При составлении календарно - тематического плана мастер
производит разбивку теоретических вопросов на отдельные темы,
состоящие из нескольких занятий.
Перечень учебно - производственных работ и упражнений является
обязательным приложением к рабочей программе вида практики и
разрабатывается с учетом ее требований на учебный год по каждой
специальности, а перед началом учебного года уточняется и
корректируется (Приложение 1).
3.8. Методические разработки по отдельным темам или разделам
программы практики могут разрабатываться мастерами
производственного обучения в рамках методической работы, опыта
работников отраслевых (министерств, ведомств), методических служб,
а также исходя из опыта других учебных заведений в порядке обмена
передовым опытом.
3.9. Практика для получения первичных профессиональных навыков
проводится в форме практических занятий или уроков
производственного обучения.
Мастер производственного обучения планирует ход занятий.
Планирование хода занятий заключается в выборе последовательных
видов работ и ориентировочном определении затрат времени на каждый
вид работы.
При планировании урока производственного обучения мастер
определяет цель урока и решаемые на нем задачи, содержание и
организацию урока, расстановку студентов по местам практик,
распределение работ между практикантами (Приложение 2).
Мастер производственного обучения составляет план урока
производственного обучения. Форма плана урока, как и его
построение, может и должна изменяться в зависимости от решаемых на
нем задач, применяемых методов и средств обучения.
Из рабочей программы вида практики мастер в план урока
вписывает: тему, цель, задачи и содержание урока (упражнения и
учебно - производственные работы), приспособления и инструменты,
документацию и учебно - наглядные пособия.
Изучив рекомендуемую литературу, мастер производственного
обучения определяет структуру урока, раскрывает методику
проведения каждого урока.
3.10. Урок производственного обучения состоит из вводной
части, основной части и заключительной части:
на вводную часть урока отводится до 13 - 15% времени от всего
времени, отводимого на урок. Мастер производственного обучения
проводит инструктаж по технике безопасности, охране труда. Вводная
часть урока направлена на подготовку студентов к освоению умений и
навыков, определенных рабочей программой вида практики. Урок
начинается с сообщения темы, цели ознакомления с образцами
изделий, применяемым оборудованием, материалами, приспособлениями,
инструментами, приемами и последовательностью выполнения работ;
на основную часть урока отводится до 70 - 75% времени.
На основной части урока у практикантов формируются умения и
навыки. Мастер производственного обучения объясняет назначение и
содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные
приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на выполнение
работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу,
предусмотренную программой практики, отрабатывают приемы и
действия. Мастер производственного обучения следит за выполнением
студентами требований охраны труда;
на заключительную часть урока отводится до 5 - 7% времени.
На заключительной части урока подводятся итоги.
4. Практика по профилю специальности
(технологическая) и практика преддипломная
(квалификационная или стажировка)
4.1. Содержание практики по профилю специальности
(технологической) и преддипломной (квалификационной или
стажировки) направлено на овладение студентами профессиональной
деятельности по специальности, закрепление, расширение, углубление
и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин
общепрофессионального и специального циклов.
Содержание практики предполагает приобретение первоначального
практического опыта, развитие профессионального мышления, а также
овладение первоначальным профессиональным опытом, проверку
профессиональной готовности к самостоятельной трудовой
деятельности будущего специалиста и сбор материалов к дипломному
проекту (работе).
4.2. Практика по профилю специальности (технологическая) и
преддипломная (квалификационная или стажировка) проводится, как
правило, в организациях различных организационно - правовых форм
или на базе учебного заведения.
4.3. Успешная реализация программы практики зависит от
организации производственной (профессиональной) практики, знания
целей и задач практики, качества контроля практики.
4.4. Приказом по учебному заведению назначаются руководители
практики от учебного заведения из числа преподавателей специальных
дисциплин.
4.5. Руководители практики от учебного заведения устанавливают
связь с руководителями практики от организации и совместно с ними
принимают участие в распределении студентов по местам практик в
соответствии с требованиями программы практики, проводят
индивидуальные и групповые консультации в учебном заведении и в
организации по безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктаж по охране труда, промышленной безопасности.
4.6. В примерный комплект документов руководителя практики от
учебного заведения входят:
Положение о производственной (профессиональной) практике
студентов, курсантов образовательных учреждений среднего
профессионального образования;
рекомендации по применению Положения;
договор с организацией о проведении практики;
приказ о назначении руководителя практики от учебного
заведения;
приказ о распределении студентов по местам практик;
рабочая программа практики;
график производственной (профессиональной) практики;
график консультаций;
график целевых проверок.
4.7. Рабочая программа производственной (профессиональной)
практики разрабатывается предметными (цикловыми) комиссиями,
согласовывается с руководителем практики от организации и
утверждается руководителем учебного заведения (Приложение 3).
Рабочая программа практики определяет содержание, сроки,
объекты практики и виды работ, а также формы организации
теоретических занятий студентов.
Консультантами от учебных заведений являются руководители
курсовых и дипломных проектов (работ), которые определяют
конкретные задания студентам на период практики.
4.8. График производственной (профессиональной) практики в
организации составляют на основе рабочей программы с учетом
количества предоставляемых рабочих мест и числа студентов,
направляемых на практику. График определяет срок работы
практикантов в отдельных подразделениях; приложением к нему
является график консультаций и теоретических занятий,
предусмотренный рабочей программой практики, график целевых
проверок, график консультаций.
4.9. Текущий контроль практики по профилю специальности
(технологической) и преддипломной практики (квалификационной или
стажировки) рекомендуется осуществлять на основе разработанного
графика целевых проверок, в которых указывают сроки, цели контроля
и фамилии проверяющих.
Приложение 1
_________________________________ Утверждаю
(наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно -
производственной работе
________________________
"__" ___________ 1999 г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
На период ___________________________________________ практики для
(слесарной, станочной)
получения первичных профессиональных умений и навыков
курса ____________________________________________________________
специальности ____________________________________________________
-------T---------------T---------------T--------------T----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Наименование ¦Норма времени ¦Примечание¦
¦ п/п ¦ темы, объекта ¦ изготовляемой ¦на выполнение ¦ ¦
¦ ¦ работы ¦ продукции ¦ работы ¦ ¦
+------+---------------+---------------+--------------+----------+
¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и т.д.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+---------------+---------------+--------------+-----------
Мастер производственного обучения ________________________________
(подпись)
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой)
комиссии, протокол N _____ от "__" _________ 1999 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии ____________
(подпись)
Приложение 2
_________________________________ Утверждаю
(наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно -
производственной работе
________________________
"__" ___________ 1999 г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
"__" __________ 1999 г.
Группа ___________________________________________________________
Мастер производственного обучения ________________________________
Тема вида практики _______________________________________________
Тема занятия _____________________________________________________
Цель _____________________________________________________________
Продолжительность ________________________________________________
Учебные и воспитательные задачи: (указывается конечный результат)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание упражнения ____________________________________________
Учебно - производственные работы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Материально - техническое обеспечение (перечисляются необходимые
инструменты, приспособления, приборы, оборудование, материалы и
наглядные пособия)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Литература (перечисляется необходимая учебная и справочно -
техническая литература)
Приложение 3
Министерство (ведомство) _________________________________________
__________________________________________________________________
Учебное заведение ________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель практики Руководитель
по производственной работе
__________________________ __________________________
"__" ____________ 1999 г. "__" ____________ 1999 г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
НА _____________ 1999 Г.
По специальности _________________________________________________
Организация ______________________________________________________
(наименование)
Рабочая программа составлена _____________________________________
__________________________________________________________________
(кем составлена программа)
в соответствии с примерной программой практики, утвержденной _____
__________________________________________________________________
(кем утверждена программа, дата утверждения)
Количество студентов _____________________________________________
Этапы практики:
практика для получения первичных профессиональных умений и навыков
с ____________________ по ________________
практика по профилю специальности с ____________ по ______________
практика преддипломная (квалификационная или стажировка)
с ____________________ по ________________
Руководитель практики от учебного заведения ______________________
Руководитель практики от организации _____________________________
|