ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 1999 г. No. КАС99-330
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего А.И. Федина,
членов коллегии А.Я. Петроченкова,
Ю.Г. Кебы,
с участием прокурора М.Г. Белан
рассмотрела в судебном заседании от 2 декабря 1999 г. дело по
жалобе Паниной Н.Н. о признании незаконными (недействительными)
Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации
в период избирательной кампании по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва,
утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 13 августа 1999 г. No. 8/52-3, в части запрета на рекламу
указанных в п. п. 7 и 8 данных Разъяснений лиц и организаций, а
также осуществление ими благотворительной деятельности до подачи
этими лицами заявления в избирательную комиссию о согласии
баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы по
кассационной жалобе Паниной Н.Н. на решение Верховного Суда РФ от
26 октября 1999 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина,
объяснения представителей Центризбиркома РФ Егоровой А.А. и
Смирнова А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Белан М.Г.,
полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной
агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
третьего созыва, утвержденные Постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 г.
No. 8/52-3, были приняты в соответствии со ст. 24 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации", предусматривающей право
Центризбиркома России издавать инструкции и иные нормативные акты
по вопросам применения настоящего Федерального закона.
Из содержания п. п. 7 и 8 обжалуемых Разъяснений следует, что
любая реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов,
избирательных объединений должна быть приостановлена на период с
10 августа 1999 г. до регистрации кандидата, федерального списка,
а с момента указанной регистрации может проводиться исключительно
за счет средств соответствующего избирательного фонда.
С того же времени запрещается физическим и юридическим лицам
осуществлять благотворительную деятельность от имени или в
поддержку кандидатов, избирательных объединений и на этот период
такая деятельность указанных лиц должна быть приостановлена.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства,
регулирующего поставленные в жалобе вопросы, и пришел к
правильному выводу о том, что оснований для отмены оспариваемых
положений Разъяснений ЦИК РФ не имеется, поскольку они не
противоречат действующему избирательному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" избирательная кампания начинается со
дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Указ Президента РФ о назначении выборов был официально
опубликован 10 августа 1999 г.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" не имеют
права заниматься благотворительной деятельностью в ходе
избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения, а
также организации, учредителями, собственниками, владельцами или
членами руководящих органов которых являются указанные лица, а
равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе
или по поручению указанных лиц и организаций.
Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять
благотворительную деятельность от имени или в поддержку
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их
уполномоченных представителей.
Аналогичные требования по этому вопросу содержатся и в п. 8
ст. 48 названного Федерального закона в отношении
зарегистрированных кандидатов.
Согласно п. 3 ст. 52 этого же Закона запрещается проводить
предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые
агитационные предвыборные материалы (включая и рекламу
коммерческой и иной деятельности кандидатов) благотворительным
организациям и религиозным объединениям, а также учреждениям или
организациям.
Содержащиеся в Законе ограничения на осуществление
избирательными объединениями, кандидатами благотворительной,
рекламной деятельности начинают действовать с 10 августа 1999 г.
Из смысла приведенных норм Закона также следует, что в случае
выдвижения кандидата после начала избирательной кампании (т.е.
после 10 августа 1999 г.) запрет на занятие благотворительной,
рекламной деятельностью начинает действовать только с того дня,
когда он приобрел статус кандидата.
Аналогичного содержания положения содержатся и в обжалованном
нормативном акте Центризбиркома РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 2 Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" политическое общественное
объединение получает статус избирательного объединения со дня
начала избирательной кампании (с 10 августа 1999 г.), то для
избирательного объединения (в отличие от граждан, выдвинутых в
качестве кандидатов избирательным объединением либо избирателями)
приостановление благотворительной, рекламной деятельности должно
начаться именно с 10 августа 1999 г.
В случае, если проводимая рекламная и благотворительная
деятельность физических и юридических лиц после объявления начала
избирательной кампании никак не связана с выборами депутатов
Государственной Думы, она продолжает осуществляться в соответствии
с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что
каких-либо дополнительных ограничений, помимо предусмотренных
законом, пассивного избирательного права оспариваемые пункты
Разъяснений не содержат.
Заявительницей Паниной Н.Н. в судебном заседании не было
представлено каких-либо доказательств в подтверждение довода о
нарушении предусмотренного законом ее права на осуществление
рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с
выборами депутатов, после объявления начала избирательной
кампании.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением суда, Панина
Н.Н. приводит доводы, исследованные в судебном заседании и
получившие оценку суда.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям
закона, и оснований для признания их неправильными не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 г. оставить без
изменения, а кассационную жалобу Паниной Н.Н. - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
Ю.Г.КЕБА
|