МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 г. N 27/777-6
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно
более высокие требования к трудовой активности и профессионализму
работников производственного и обслуживающего труда, что
значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую
деятельность выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Сложившаяся практика обучения в
настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям.
Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного
изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к
самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду
направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что
большинство выпускников указанных образовательных учреждений
Российской Федерации способны к овладению профессиями и могут
успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же
время их возможности в профессиональной подготовке существенно
ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов
доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе
обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на
уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Повышенные требования к качеству, производительности и
мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях
сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся
с отклонениями в развитии мало эффективной.
Решением коллегии Минобразования России N 3/1 от 09.02.99 "О
психолого - педагогической и социальной адаптации лиц с
ограниченными возможностями здоровья средствами образования"
рекомендовано на базе учреждений начального профессионального
образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений в разных формах.
Первый вариант: обучение в специализированном учреждении
начального профессионального образования, в котором обучение
ведется по специальным учебным планам и программам, учитывающим
особенности подростков с отклонениями в развитии.
Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум
часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую
подготовку. Причем при обязательном изучении технологии
производства следует давать только основные элементарные
теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо
уделять отработке практических умений и навыков.
Преимущество таких специальных образовательных учреждений
заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и
проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные
группы, приближенные к наполняемости классов специального
(коррекционного) образовательного учреждения - 6 - 12 человек.
Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального
профессионального образования норма наполняемости группы 25
человек, а деление на подгруппы для практических занятий
предусматривается только по особо сложным профессиям (12 - 15
человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на
20%.
В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант
начального профессионального обучения подростков с отклонениями в
развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального
профессионального образования для подростков с сохранным
интеллектом, получившие распространение практически во всех
регионах страны.
В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в
среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников
с отклонениями в развитии.
При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в
развитии в учреждениях начального профессионального образования
немаловажное значение для их общего развития должно придаваться
правильной организации второй половины дня. В это время, кроме
проведения занятий по самоподготовке, должны проводиться занятия
воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и
навыков бытового труда (для чего следует адаптировать программу
СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные
мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники,
вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).
Проживание подростков возможно в общежитии учреждения
начального профессионального образования, в интернате специального
(коррекционного) образовательного учреждения или дома. Если
подростки обучаются в специальных группах учреждения начального
профессионального образования общего типа и живут в общежитии
этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы
только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во
избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник
специальной школы - интерната, обучаясь в учреждении начального
профессионального образования, продолжает проживать в интернате.
Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений
закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его
социальной адаптации.
Обращаем внимание на необходимость не только совершенствования
профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но
и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного
общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов
начального профессионального образования подростков должно
оставаться качество учебно - воспитательной работы, ее
коррекционная направленность.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
|