ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 1999 года
Дело N 10-Г99-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Хаменкова В.Б.,
Толчеева Н.К.
рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 1999 г. частную
жалобу С. на определение судьи Кировского областного суда от 18
августа 1999 г. об отказе в принятии заявления С. о признании
недействительной ст. 7 Закона Кировской области "О налоге с
продаж" и зачете незаконно удержанных денежных сумм в счет будущих
платежей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., заключение прокурора Гермашевой М.М., полагавшей
определение судьи отменить, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
С. обратился в Кировский областной суд с заявлением, в котором
ссылался на несоответствие ст. 7 Закона Кировской области "О
налоге с продаж" в части введения его в действие с 1 февраля 1999
г. п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ и неправомерное удержание с
него налога за оказание услуг телефонной связи в размере 3 руб.,
которые просил зачесть в счет будущих абонентных платежей.
Определением судьи от 18 августа 1999 г. в принятии заявления
С. отказано.
В частной жалобе С. просит об отмене определения, считая его
незаконным и необоснованным.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
находит определение судьи неправильным и подлежащим отмене.
Отказывая С. в принятии заявления, судья исходила из того, что
его требования о признании недействительной ст. 7 Закона Кировской
области "О налоге с продаж" не могут быть рассмотрены судом,
поскольку в соответствии с постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации N 19-п от 16 июня 1998 г. "По делу о
толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции
Российской Федерации" суды не обладают полномочиями по прекращению
юридической силы нормативных актов субъектов Российской Федерации,
изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному ведению
этих органов и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации. Требования же заявителя о зачете незаконно удержанных
денежных сумм налога в счет будущих абонентных платежей областному
суду неподсудны в силу ст. 115 ГПК РСФСР.
Между тем С. в жалобе указывает на то, что его требования
состоят не в прекращении юридической силы нормативного акта, а в
обжаловании действий должностных лиц ОАО "Кировэлектросвязь",
неправомерно возложивших на него и других граждан обязанность по
уплате налога за предоставляемые услуги на основании областного
Закона, который из-за его противоречия федеральному закону в
феврале - марте 1999 г. не должен был действовать.
Он же ссылается на отсутствие у суда препятствий при разрешении
его жалобы для применения закона, имеющего большую юридическую
силу, а также на наличие у него права обжаловать областной Закон,
установленного ст. 60 Закона РФ "О краевом, областном Совете
народных депутатов и краевой, областной администрации".
Заявление С., в принятии которого ему было отказано, в
материалах отсутствует.
При таких обстоятельствах без уточнения заявленных С.
требований, правильного определения характера возникших
правоотношений вывод судьи о том, что часть этих требований не
подлежит рассмотрению в суде, а другая их часть неподсудна
областному суду, нельзя признать обоснованным.
Указание судьи на право заявителя обратиться за разрешением его
требований в Конституционный Суд Российской Федерации не основано
на законе и является ошибочным. Требований С. о признании
нормативного акта субъекта Российской Федерации не соответствующим
Конституции Российской Федерации, материалы не содержат.
При повторном разрешении вопроса о принятии заявления С. к
производству суда в зависимости от установленного характера
заявленных им требований следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст.
27 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", введенного
в действие 19 октября 1999 г., законы субъекта Российской
Федерации, правовые акты законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и
свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в судебном
порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 317 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
определение судьи Кировского областного суда от 18 августа 1999
г. отменить, направив материалы на новое рассмотрение в тот же суд
со стадии принятия заявления к производству суда.
|