ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 15 ноября 1999 г. N ЛЧ-3873/13
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ЗАКАЗЧИКА
В Госстрой России в последнее время поступают обращения
предприятий, представляющих коммунальные услуги населению, в
которых сообщается о нарушениях договорных (финансовых) отношений
со стороны муниципальных служб заказчика.
Госстрой России обеспокоен создавшимся положением и считает
необходимым сообщить следующее.
В соответствии с Концепцией реформы жилищно - коммунального
хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента
Российской Федерации от 27.04.97 N 425 и утвержденной
Правительством Российской Федерации "Программой демонополизации и
развития конкуренции на рынке жилищно - коммунальных услуг на
1998 - 1999 годы", разделение функций собственника жилищного
фонда, управляющей организации и предприятий - производителей
услуг является первым шагом создания конкурентной среды в сфере
ЖКХ.
Службы заказчика выступают от лица собственника жилищного
фонда и призваны организовать жилищно - коммунальное обслуживание
населения в подведомственном жилищном фонде и своевременный расчет
с поставщиками услуг в соответствии с заключенными договорами.
За годы проведения преобразований в жилищно - коммунальной
сфере в регионах России накоплен определенный положительный опыт
функционирования таких служб заказчика, деятельность которых
основана на:
- заключении договоров на предоставление населению
муниципального образования жилищно - коммунальных услуг между
органом местного самоуправления, управляющей организацией и
предприятиями - подрядчиками;
- заключении договоров службы заказчика с подрядными
организациями на предоставление жилищно - коммунальных услуг;
- заключении контрактов с руководителями муниципальных
предприятий и службы заказчика;
- использовании программных средств по сбору, обработке и
расщеплению платежей населения.
Заслуживает внимания опыт работы служб заказчика, созданных
как в крупных городах - областных центрах, таких, как Челябинск,
Великий Новгород, Рязань, Ярославль, Чебоксары, а также в средних
и небольших - Новочебоксарск Чувашской Республики, Каменск -
Уральский Свердловской области, Углич Ярославской, Котлас
Архангельской и ряде других, где деятельность созданных служб
заказчика способствует повышению уровня жилищно - коммунального
обслуживания населения.
В то же время в ряде муниципальных образований сложилась
неблагоприятная обстановка, когда службы заказчика задерживают
расчеты с организациями - подрядчиками, нарушая условия договоров.
Это ведет к усложнению финансового положения коммунальных
предприятий, задержке выплаты заработной платы работникам данных
предприятий и возникновению социальной напряженности в обществе.
По нашему мнению, основными причинами возникновения подобных
ситуаций являются:
- непродуманная организация деятельности служб заказчика,
направленная на создание нового монопольного органа;
- отсутствие должного контроля со стороны органов местного
самоуправления за деятельностью таких служб заказчика;
- недостаточное использование в деятельности служб заказчика
программных комплексов по расщеплению платежей населения за
полученные жилищно - коммунальные услуги и своевременному переводу
средств предприятиям, как это организовано в г. г. Туле, Воронеже,
Тамбове и других.
В связи с изложенным Госстрой России рекомендует
проанализировать деятельность созданных в муниципальных
образованиях служб заказчика с точки зрения соответствия
выстроенных договорных отношений в структуре управления ЖКХ целям
и задачам, определенным основными законодательными и нормативно -
методическими документами по реформированию жилищно - коммунальной
сферы, сориентировав их на управление жилищным фондом.
Приведение в соответствие с требованиями Концепции организации
деятельности служб заказчика исключает возможность создания
конфликтных ситуаций между организациями, выступающими от лица
собственника жилищного фонда, и предприятиями - производителями
жилищно - коммунальных услуг.
Госстрой России просит в обязательном порядке довести до
сведения органов местного самоуправления выявленные недостатки в
работе служб заказчика в муниципальных образованиях с целью
приведения организации их деятельности в соответствие с
требованиями Концепции реформы ЖКХ.
Л.Н.ЧЕРНЫШОВ
|