ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 1999 г. N ГКПИ 99-890
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Ю.Д. Редченко,
при секретаре Е.В. Носовской,
с участием прокурора А.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Волненко Николая Петровича о признании незаконными п. 7
(предпоследнего предложения) и абз. 1 п. 9 "Разъяснения о
некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период
избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ третьего созыва", утвержденного
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа
1999 г. N 8/52-3,
установил:
Волненко Н.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанным требованием, сославшись на то, что положения п. 7 и
9 оспариваемого Разъяснения неправомерно расширяют понятие
"предвыборная агитация" и без законных оснований налагают запрет
на осуществление рекламы коммерческой и иной деятельности
кандидата.
Исходя из установленного законом определения этого понятия, по
его мнению, критерием отнесения деятельности по распространению
информации о кандидате к предвыборной агитации следует относить
только ту информацию, которая содержит призывы к участию в выборах
и голосованию за или против какого-либо кандидата в депутаты.
В судебное заседание заявитель Волненко Н.П. не явился. Не
возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ Смирнов
А.А. с предъявленным требованием не согласился и пояснил, что
оспариваемые пункты Разъяснения соответствуют требованиям закона и
оснований для их отмены не имеется.
Выслушав объяснения представителя Центральной избирательной
комиссии РФ Смирнова А.А., исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В.,
полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд
Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 и п. 3 ст. 60 Федерального закона "О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата,
федерального списка кандидатов, за исключением случаев,
установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль
часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных
представителей избирательных объединений, избирательных блоков,
доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями,
собственниками, владельцами или членами руководящих органов
которых являются указанные лица и организации, в ходе
избирательной кампании осуществляется только из средств
соответствующего избирательного фонда на основаниях,
предусмотренных п. 17 ст. 56, п. 14 и 20 ст. 57 настоящего Закона.
Как установлено судом, Постановлением Центральной
избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 г. N 8/52-3 было
утверждено указанное выше Разъяснение, из содержания оспариваемых
пунктов которого следует, что любая реклама деятельности указанных
в приведенной выше норме Закона лиц на период с 10 августа 1999 г.
до регистрации кандидата, федерального списка кандидатов должна
быть приостановлена, а с момента указанной регистрации может
производиться исключительно за счет средств соответствующего
избирательного фонда.
Предвыборная агитация через средства массовой информации (на
каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных
изданиях) может проводиться только зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками,
зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и также
исключительно за счет средств избирательного фонда. Иные участники
избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию
через средства массовой информации.
По утверждению представителя Центральной избирательной
комиссии РФ Смирнова А.А., содержащиеся в приведенных положениях
Разъяснения ограничения касаются только граждан, ставших
кандидатами в депутаты, а также избирательных объединений, блоков,
зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, и именно со дня
приобретения ими такого статуса, т.е. с того времени, как это и
указано в законе. С целью создания для всех кандидатов в депутаты
и избирательных объединений равных условий участия в избирательном
процессе в Разъяснении запрещается иным его участникам проводить
предвыборную агитацию через средства массовой информации, что
полностью согласуется с требованиями названного выше Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы...".
В том случае, если проводимая рекламная деятельность
физических и юридических лиц после объявления начала избирательной
кампании не связана с выборами депутатов, она продолжает
осуществляться в соответствии с действующим на этот счет
законодательством Российской Федерации.
Указанное утверждение представителя ЦИК РФ материалами дела не
опровергнуто. Не представлено каких-либо данных в его опровержение
и заявителем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемых
положений Разъяснения ЦИК РФ не имеется.
При этом суд учитывает также и то обстоятельство, что в
отношении оспариваемого п. 7 Разъяснения имеется вступившее в
законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации,
которым содержащиеся в нем положения признаны правомерными.
Довод заявителя в той части, что Разъяснением ЦИК РФ
расширяется понятие "предвыборная агитация" и в связи с этим
вводятся неправомерные ограничения на рекламу коммерческой или
иной деятельности кандидата, приравнивая ее к предвыборной
агитации, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем
не основан и по существу опровергается содержанием п. 1
оспариваемого Разъяснения, согласно которому под предвыборной
агитацией понимается деятельность, побуждающая или имеющая целью
побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за
или против любого зарегистрированного кандидата, за любой
зарегистрированный федеральный список кандидатов или против него.
В контексте с данным пунктом Разъяснения относительно проводимой
рекламной деятельности и должен решаться в каждом конкретном
случае вопрос об отнесении той или другой осуществляемой рекламы к
предвыборной агитации. В том случае, если эта деятельность ни в
коей мере не связана с избирательным процессом, на нее указанные
выше ограничения не распространяются.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что
положения абз. 1 п. 9 Разъяснения ограничивают круг субъектов, по
сравнению с законом, имеющим право проводить предвыборную
агитацию, так как в его подтверждение заявителем каких-либо
доказательств также не предоставлено и оно фактически основано, по
мнению суда, лишь на неправильном понимании положений указанного
выше Федерального закона.
Опровергается оно и анализом содержания п. 9 Разъяснения и
норм названного выше Федерального закона, регулирующих
предвыборную агитацию (ст. 52 - 60), которые по существу не
содержат каких-либо противоречий. Согласно приведенным нормам
Закона предвыборная агитация может осуществляться исключительно
лишь за счет средств избирательного фонда кандидата, из чего
фактически следует, что другие участники избирательного процесса,
о чем правомерно указано в п. 9 Разъяснения, не вправе проводить
предвыборную агитацию, поскольку ее проведение за счет иных
источников, помимо избирательного фонда, не допускается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Волненко Николая Петровича о признании незаконными п. 7
(предпоследнее предложение) и абз. 1 п. 9 "Разъяснения о некоторых
вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной
кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ третьего созыва", утвержденного Постановлением
Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 г.
N 8/52-3, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|