ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 1999 года
Дело N 74-Г99-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Горохова Б.А.
рассмотрела в судебном заседании от 5 ноября 1999 г. дело по
частному протесту прокурора и частной жалобе Ассоциации
предпринимателей г. Якутска на определение судьи Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 1999 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей определение судьи
оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
о признании недействительным п. 1 Положения о порядке введения в
действие, исчисления, сроках уплаты и зачисления сумм единого
налога на вмененный доход, утвержденного постановлением Палаты
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 24 июня 1999 г., установившего введение единого
налога на вмененный доход с 1 августа 1999 г. В заявлении
прокурора указано, что п. 1 ст. 10 Федерального закона "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от
16 июля 1998 г. (в редакции от 31 марта 1999 г.) обязывает
законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации принятый нормативный правовой акт о введении единого
налога официально опубликовать не позднее чем за один месяц до
начала очередного налогового периода по единому налогу. Налоговый
период по единому налогу установлен в один квартал.
В связи с этим, по мнению прокурора, на территории Республики
Саха (Якутия) указанный налог, с учетом даты официального
опубликования названного выше Положения 9 июля 1999 г., должен
быть введен не ранее 1 октября 1999 г. - начала очередного
налогового периода по единому налогу.
Ассоциация предпринимателей г. Якутска также просила признать
недействительным п. 1 указанного Положения. Кроме того, просила
признать недействительным п. 6.4 Положения, согласно которому
численность работающих определяется отдельно по каждой
стационарной торговой точке, через которую организации или
индивидуальные предприниматели осуществляют розничную торговлю,
без учета работающих по совместительству, работающих по договорам
гражданско-правового характера.
Ассоциация предпринимателей г. Якутска полагает, что данный
пункт Положения противоречит письму Госналогслужбы РФ от 26
августа 1998 г., согласно которому при определении численности
организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной
торговли и оказания транспортных услуг, должна учитываться
численность филиалов и их обособленных подразделений.
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от
3 сентября 1999 г. производство по делу прекращено на основании п.
1 ст. 219 ГПК РСФСР.
В частном протесте прокурора, участвующего в рассмотрении дела,
частной жалобе Ассоциации предпринимателей г. Якутска поставлен
вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности с
разрешением вопроса по существу.
Проверив материалы дела, изучив доводы частного протеста и
частной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для их
удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, оспариваемый
нормативный акт регулирует вопросы, которые в соответствии со ст.
ст. 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации не находятся в
исключительном ведении субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 резолютивной части постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по
делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Конституции Российской Федерации полномочия судов общей юрисдикции
и арбитражных судов по осуществлению вне связи с рассмотрением
конкретного дела проверки соответствия нормативных актов,
перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции
РФ ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую
юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации,
могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе
суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим
утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального
закона, перечисленные в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2)
Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 106 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным
Судом Российской Федерации толкование Конституции Российской
Федерации является официальным и общеобязательным.
Закон, наделяющий суды общей юрисдикции полномочиями по
проверке нормативных актов субъектов Российской Федерации, на
момент вынесения определения отсутствовал, в связи с чем право
прокурора и Ассоциации предпринимателей г. Якутска на обращение в
суд общей юрисдикции с требованием о признании недействительными
оспариваемых положений нормативного акта, предусмотренное
действовавшими на момент вынесения определения федеральными
законами, не могло быть реализовано.
С учетом изложенного доводы частного протеста прокурора и
частной жалобы не могут повлечь отмены определения суда.
Руководствуясь ст. ст. 311, 316 и 317 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3
сентября 1999 г. оставить без изменения, а частный протест
прокурора и частную жалобу Ассоциации предпринимателей г. Якутска
- без удовлетворения.
|