КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 1999 г. N 195-О
ПО ЖАЛОБЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ
КОМПЛЕКС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 7 ПОРЯДКА УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л.
Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я.
Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы открытого акционерного общества
"Сыктывкарский лесопромышленный комплекс",
установил:
1. В производстве Арбитражного суда Республики Коми находится
дело по иску Фонда социального страхования Республики Коми к ОАО
"Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" о взыскании финансовых
санкций в сумме 482 тыс. рублей за нарушение порядка уплаты
страховых взносов на основании пункта 7 Порядка уплаты страховых
взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО
"Сыктывкарский лесопромышленный комплекс" просит проверить
конституционность указанной нормы, поскольку, по его мнению,
установление недифференцированного по размеру взыскания за
нарушение порядка исчисления страховых взносов влечет
невозможность его снижения и применения этой меры с учетом
характера правонарушения, размера вреда, степени вины,
имущественного положения правонарушителя и иных обстоятельств,
нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и
соразмерности, а завышенные размеры санкций превращаются из меры
воздействия в инструмент подавления экономической
самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права
частной собственности. Тем самым, утверждает заявитель, нарушаются
конституционные права граждан - акционеров, предусмотренные
статьями 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3)
Конституции Российской Федерации.
2. Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 9 июля 1993 года "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" установлено,
что применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты
страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации осуществляется в соответствии с Порядком уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации
к работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются
финансовые санкции в виде взыскания всей сокрытой или заниженной
при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а
при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.
3. В Постановлении от 24 февраля 1998 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального
закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год"
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что по
содержательным признакам, обязательности и целевому характеру,
порядку контроля и ответственности за нарушения страховые взносы в
социальные внебюджетные фонды аналогичны налоговым платежам.
Последние, согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", представляют
собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во
внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на
условиях, определяемых законодательными актами. В Постановлении
подчеркивается, что при установлении таких платежей должны
соблюдаться конституционные требования к законодательному
регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и
свобод граждан.
Названная позиция Конституционного Суда Российской Федерации
конкретизирована им в Постановлении от 15 июля 1999 года по делу о
проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О
Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
"О федеральных органах налоговой полиции", в котором были признаны
не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям
19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части
2 и 3) и 57, положения подпункта "а" и абзаца первого подпункта
"б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
пункта 8 статьи 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О
Государственной налоговой службе РСФСР".
Положение пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, оспариваемое ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный
комплекс", по сути аналогично тем, которые были признаны
Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими
Конституции Российской Федерации. Они устанавливали аналогичную
финансовую ответственность за нарушение законодательства о налогах
и сборах, а именно предписывали взыскание всей суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый
или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же
суммы, а при повторном правонарушении - соответствующей суммы
сокрытого и штрафа в двукратном размере.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской
Федерации, исходя из высказанных им ранее позиций, указал, что
оспариваемые нормы не отвечали конституционным принципам
справедливости, равенства, соразмерности и общеправовым принципам
юридической ответственности, а именно не разграничивали меры
принуждения восстановительного характера, имеющие целью восполнить
недоимки и устранить ущерб от несвоевременных платежей, и
собственно штрафные санкции как меру ответственности за виновное
правонарушение. Как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу,
придаваемому правоприменительной практикой, эти положения не
предусматривали возможность дифференцировать ответственность в
зависимости от тяжести содеянного, размера и характера
причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных
существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при
применении взыскания. Кроме того, подлежавшие взысканию суммы в
совокупности могли многократно превышать размеры налоговых
обязательств, чем существенным образом затрагивалось право на
свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности.
4. Согласно части второй статьи 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" признание нормативного акта либо отдельных его
положений не соответствующими Конституции Российской Федерации
является основанием отмены в установленном порядке положений
других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие
были предметом обращения; положения этих нормативных актов не
могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Оспариваемые в жалобе ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный
комплекс" нормативные положения являются такими же, как и
положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации
не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Следовательно, данная жалоба не может быть принята им к
рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Положения пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, о подлежащих
взысканию с работодателей и иных плательщиков страховых взносов
финансовых санкциях в виде изъятия всей сокрытой или заниженной
при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а
при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, как содержащие
такие же положения, какие были признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации в Постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года по делу о проверке
конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О
Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
"О федеральных органах налоговой полиции", подлежат отмене в
установленном порядке. Эти положения не могут применяться судами,
другими органами и должностными лицами.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого
акционерного общества "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс",
поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской
Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою
силу.
3. Определение по данной жалобе окончательно и обжалованию не
подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.БАГЛАЙ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.СЕЛЕЗНЕВ
|