ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 1999 года
Дело N 83-Г99-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 26 октября 1999 г.
кассационную жалобу Брянской областной Думы на решение Брянского
областного суда от 16 июля 1999 г. по заявлению прокурора Брянской
области о признании частично недействительным Закона Брянской
области от 09.12.97 "О муниципальной службе в Брянской области" (с
изменениями и дополнениями от 14.06.98).
Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и заключение помощника
Генерального прокурора РФ Корягиной Л.Л. об оставлении решения
суда без изменения, Судебная коллегия
установила:
на основании ч. 2 п. 1 ст. 16 Закона Брянской области от
09.12.97 "О муниципальной службе в Брянской области" (с
изменениями и дополнениями от 14.06.98) муниципальный служащий не
вправе быть депутатом представительного и законодательного органов
Российской Федерации, областной Думы, представительного органа
местного самоуправления, членом иных выборных органов местного
самоуправления и выборным должностным лицом местного
самоуправления.
Однако согласно ч. 2 пункта 1 и пункту 2 ст. 35 этого же Закона
названные ограничения не распространяются на членов выборных
органов местного самоуправления и выборных должностных лиц
местного самоуправления, избранных представительным органом
местного самоуправления из своего состава и осуществляющих свою
деятельность на постоянной основе, а также на муниципальных
служащих, избранных депутатами областной Думы, депутатами
представительных органов местного самоуправления до вступления в
силу данного Закона.
Прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением о
признании ч. 2 пункта 1 и пункта 2 ст. 35 Закона области
недействительными по мотиву их противоречия федеральному
законодательству.
Решением Брянского областного суда от 16.07.99 требование
прокурора удовлетворено.
Оспаривая законность решения, Брянская областная Дума в
кассационной жалобе просит об отмене решения с направлением дела
на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное определение судом
юридически значимых по делу обстоятельств, по мнению кассатора, в
оспариваемых прокурором положениях Закона "речь идет о лицах,
осуществляющих свою деятельность на выборных муниципальных
должностях, которые муниципальными служащими не являются".
Судебная коллегия Верховного Суда РФ, проверив материалы дела и
обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Признавая ч. 2 пункта 1 и п. 2 ст. 35 Закона Брянской области
"О муниципальной службе в Брянской области" недействительными
(незаконными), суд обоснованно пришел к выводу о том, что эти
нормы Закона противоречат федеральному законодательству, в
частности подпункту 2 п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 22 ФЗ от 08.01.98 "Об
основах муниципальной службы в Российской Федерации", ст. 11 ФЗ от
31.07.95 "Об основах государственной службы Российской Федерации",
ст. 60 ФЗ от 28.08.95 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", согласно которым
муниципальные служащие не вправе совмещать исполнение своих
обязанностей с любой депутатской деятельностью; это ограничение не
распространяется лишь на муниципальных служащих, избранных
депутатами законодательных (представительных) органов субъектов
Российской Федерации и представительных органов местного
самоуправления до вступления в силу Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления", то есть до
28.08.95.
Устанавливая возможность совмещения муниципальной службы с
участием в выборных органах государственной власти и местного
самоуправления и распространяя это положение на муниципальных
служащих, избранных депутатами представительных органов местного
самоуправления до вступления в силу Закона области "О
муниципальной службе в Брянской области", т.е. до 09.12.97,
областная Дума вышла за пределы своих полномочий и компетенции,
предусмотренных ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 66, п. "н" ст. 72 и ч. ч. 1,
2, 5 ст. 76 Конституции РФ, согласно которым принимаемые субъектом
РФ законы, регламентирующие организацию и деятельность собственных
органов государственной власти, не должны противоречить
Конституции РФ и соответствующим федеральным законам.
Такая же правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в
его постановлении от 29.05.98 по делу "О проверке
конституционности ч. 4 ст. 28 Закона Республики Коми "О
государственной службе Республики Коми" и определении от 14.01.99
"По запросу Брянской областной Думы о проверке конституционности
п. 2 ст. 22 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации".
Одновременно указанным определением Конституционный Суд РФ
подтвердил правомочность суда Брянской области по вопросу
рассмотрения заявления прокурора области о недействительности
положений областного Закона "О муниципальной службе в Брянской
области" (л.д. 52).
Таким образом, оспариваемые прокурором области положения Закона
области "О муниципальной службе в Брянской области" являются
незаконными и суд правомерно постановил решение об удовлетворении
заявленных им требований.
Довод кассационной жалобы о том, что в ч. 2 п. 1 ст. 35 Закона
области "речь идет о лицах, осуществляющих свою деятельность на
выборных муниципальных должностях, которые муниципальными
служащими не являются", Судебная коллегия считает ошибочным, т.к.
такой вывод из указанного текста Закона не вытекает.
Решение суда в обжалуемой части является законным и
обоснованным, и оснований для его отмены по доводам кассационной
жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст.
294, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда РФ
определила:
решение Брянского областного суда от 16 июля 1999 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу Брянской областной Думы - без
удовлетворения.
|