ПРОГРАММА
ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА
(Москва, 26 октября 1999 года)
1. Общие положения
Программа гармонизации (сближение и унификация) национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов государств -
участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве от 26 февраля 1999 года (далее Договор) представляет
собой системы взаимосогласованных государствами - участниками
Договора взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования
правовой основы Таможенного союза, пути, мероприятия, механизм и
этапы их практического осуществления.
Стержнем Программы гармонизации является добровольность и
самостоятельность государств в определении направлений и глубины
участия в процессах сближения, унификации (гармонизации)
национальных законодательств, их постепенность и этапность
реализации.
Необходимость разработки и принятия Программы гармонизации
объективно обусловлена тенденциями сближения национальных
законодательств государств - участников Договора и приведения их в
соответствие с межгосударственными, межправительственными и
межведомственными договорами, заключаемыми в развитие
интеграционных процессов.
2. Цель и основные принципы гармонизации
Цель гармонизации - установление единообразного
(унифицированного) порядка регулирования правоотношений в рамках
Договора посредством юридической интерпретации положений
заключенных международных договоров, решений органов управления
интеграцией в национальные законодательные и иные нормативные
правовые акты.
Основные принципы гармонизации:
- согласованность правового регулирования на принципах,
взаимоприемлемых для законодательств государств - участников
Договора;
- синхронность принятия актов по вопросам углубления
интеграции;
- последовательность этапов гармонизации в соответствии с
юридической значимостью и иерархией законодательных и иных
нормативных правовых актов;
- приоритетность общепринятых принципов международного права
над актами национального законодательства.
3. Этапы, основания и механизм гармонизации
Гармонизация национальных законодательных и иных нормативных
правовых актов государств - участников Договора осуществляется
поэтапно.
Первый этап: определение требующих гармонизации:
- отраслей законодательства;
- сфер в рамках отдельной отрасли законодательства;
- проблемных вопросов правового регулирования в отдельной
сфере законодательства.
Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа
национальных законодательных и иных нормативных правовых актов,
определение их соответствия заключенным международным договорам с
последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации.
Третий этап: определение согласованных перечней национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих
гармонизации, с учетом их юридической значимости в
правоприменительной практике и иерархии.
Четвертый этап: синхронное принятие законодательных и иных
нормативных правовых актов соответствующими государственными
органами.
Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления
интеграцией по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных
и иных нормативных правовых актов.
Основаниями гармонизации национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов государств - участников Договора
являются:
- заключенные международные договоры, из которых возникает
либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
- решения Межгосударственного Совета;
- решения Совета глав правительств;
- модельные законодательные акты и другие акты
Межпарламентского Комитета;
- решения Интеграционного Комитета;
- межведомственные договоры, заключаемые соответствующими
государственными органами государств - участников Договора;
- собственная инициатива государств - участников Договора.
Механизм гармонизации национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов заключается в следующем:
- изъятии действующих национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов из правовой системы национального
законодательства;
- приведении действующих национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов в соответствие с положениями
международных договоров и решениями органов управления интеграцией
в соответствии с их компетенцией;
- правовой интерпретации модельных законодательных и иных
нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где
возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты
национального законодательства;
- включении международных договоров в национальные правовые
системы;
- восполнении правовых пробелов национального законодательства
путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых
актов во исполнение заключенных международных договоров.
Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и
иных нормативных правовых актов должны основываться на
беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей
области правового регулирования в контексте отношений между
государствами - участниками Договора и проблем, возникающих в этой
связи, для осуществления целей и принципов заключенных
международных договоров и решений органов управления интеграцией.
4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации
Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым
государства - участники Договора стремятся достигнуть общности
позиций:
- правовой статус субъектов гражданских прав, включая
особенности правового положения в гражданских правоотношениях
резидентов и нерезидентов государств - участников;
- правовой режим приобретения имущества в собственность,
владение, пользование и распоряжение резидентами и нерезидентами
государств - участников;
- правовой режим создания, осуществления деятельности
ликвидации (включая банкротство) и ответственности юридических лиц
и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица;
- правовой режим обязательственного, вещного, авторского права
и иных правоотношений, вытекающих из договоренностей об
установлении, изменении или прекращении гражданских прав и
обязанностей;
- правовой механизм участия государства, административно -
территориальных единиц, государственных органов в правоотношениях,
регулируемых гражданским законодательством;
- регулирование денежно-кредитной и валютно-финансовой систем,
налогообложения, банковской деятельности;
- общие принципы ценообразования в гражданско-правовых и
административно-правовых правоотношениях;
- правовой режим охраны окружающей среды, жизни и здоровья
граждан, включая предотвращение и ликвидацию последствий явлений
природного и техногенного характера.
5. Координация работы по гармонизации
Координацию работы по гармонизации национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляет
Координационный совет по гармонизации, Положение о котором
утверждается Межпарламентским Комитетом и Интеграционным
Комитетом.
Направления координации:
- координация совместной работы органов управления интеграцией
и государств - участников Договора по гармонизации национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
- координация законопроектных планов разрабатываемых модельных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
- по согласованию с государствами - участниками Договора
координация национальных законопроектных планов и планов
подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов;
- взаимодействие с компетентными государственными органами
сторон, осуществляющими законопроектную работу и работу по
гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;
- координация правовой помощи по уголовным, гражданским и
семейным делам, как форма гармонизации законодательства на уровне
правоприменения.
6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств
в решении проблем гармонизации
Межгосударственный Совет участвует в решении проблем
гармонизации в следующих аспектах:
- принимает решения о том, какие законодательные и иные
нормативные правовые акты, с учетом заключенных международных
договоров и ранее принятых решений органов управления интеграцией
подлежат сближению и унификации;
- устанавливает последовательность осуществления
соответствующих мер по гармонизации законодательных и иных
нормативных правовых актов;
- принимает решения по гармонизации законодательных и иных
нормативных правовых актов, как в отношении конкретных актов,
действующих на территориях государств - участников Договора, так и
в отношении определенных областей правового регулирования;
- разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации
законодательных и иных нормативных правовых актов следует
применить в отношении соответствующих актов государственных
органов государств - участников Договора либо, с учетом принятых
Межгосударственным Советом решений, в соответствующей области
правового регулирования.
В случаях, когда по общему мнению государств - участников
Договора, это является необходимым и оправданным
Межгосударственный Совет вправе принимать следующие акты:
а) решения, устанавливающие единые для государств - участников
Договора правила, которые являются обязательными во всех своих
частях и подлежат непосредственному применению государствами -
участниками;
б) резолюции, являющиеся обязательными для государства -
участника или государств - участников, которым они адресованы, в
том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за
органами Сторон свободы форм и методов действий;
в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Указанные акты
Межгосударственного Совета принимаются им на основании предложений
Интеграционного Комитета, вносимых, в случае необходимости, после
консультаций с Межпарламентским Комитетом и одобренных Советом
глав правительств.
Предложения о принятии документов по гармонизации
законодательств, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат
предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который,
после консультаций в случае необходимости с Межпарламентским
Комитетом, вносит в Совет глав правительств соответствующие
рекомендации. Настоящим не ограничивается право Межпарламентского
Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный
характер, как это предусматривается в статье 22 Договора.
Совет глав правительств участвует в решении проблем
гармонизации в соответствии со своей компетенцией, а также в
случаях, когда полномочия Межгосударственного Совета делегируются
Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным
Советом соответствующего решения.
7. Интеграционный Комитет в решении проблем гармонизации
Интеграционный Комитет участвует в решении проблем
гармонизации в следующих аспектах.
Организационное обеспечение, которое заключается в:
- подготовке, согласовании и внесении на заседания Совета глав
правительств и Межгосударственного Совета проектов договоров и
решений по вопросам, связанным с гармонизацией законодательства;
- организации работы Координационного совета по гармонизации
законодательства, подготовке его заседаний, проектов решений и
рекомендаций, организации и участии в работе групп экспертов по
отдельным модельным законопроектам и иным документам;
- создании специализированной структуры - отдела гармонизации
законодательства Главного правового управления в аппарате
Интеграционного Комитета;
- организации информационного обмена по вопросам гармонизации
законодательства;
- создании системы независимой международной правовой
экспертизы национальных законодательств на соответствие развитию
процессов интеграции;
- организации проведения согласованной законопроектной
политики в рамках интеграции;
- создании консультативно-экспертного правового Совета при
Интеграционном Комитете.
Информационное обеспечение, которое заключается в:
- создании интегрированной базы законодательства,
статистической и другой социально-экономической информации
государств - участников Договора;
- создании в Интеграционном Комитете и организации работы
Информационно-аналитического центра;
- налаживании каналов прямой и обратной информационной связи
(включая связь по Интернет, модемную, факсимильную) по вопросам
совершенствования законодательства с аппаратами глав государств,
парламентов, правительств и другими компетентными органами
государств - участников Договора и национальными центрами правовой
информации.
Методическое обеспечение, которое заключается в:
- разработке концепции формирования правового пространства
Таможенного союза и Единого экономического пространства, с
последующим утверждением решением Межгосударственного Совета;
- правовой экспертизе действующих и находящихся на
рассмотрении в парламентах государств - участников Договора
проектов национальных законодательных актов;
- участии экспертов Интеграционного Комитета в создании
нормативно-правовой базы гражданского законодательства и
государственного регулирования экономики;
- выпуске приложений "Гармонизация законодательства: проблемы
и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции.
Научное обеспечение Интеграционным Комитетом гармонизации
национальных законодательств заключается в:
- проведении международных научно-практических конференций по
проблемам законодательства в сферах, где возникла, либо может
возникнуть необходимость гармонизации законодательства;
- подготовке тематических сборников, научных и
научно-методических материалов по проблемам гармонизации
законодательства;
- организации и участии в работе экспертных советов, рабочих
групп по проблемам гармонизации отдельных сфер законодательства.
8. Межпарламентский Комитет в решении
проблем гармонизации
Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации
осуществляет следующие задачи и функции:
- совместно с Интеграционным Комитетом формирует планы
законотворческой деятельности;
- принимает модельные законодательные акты в областях не
урегулированных национальными законодательствами, международными
договорами и соглашениями;
- разрабатывает Основы законодательств по отраслям права,
содержащих согласованные начала правового регулирования,
утверждаемые Межгосударственным Советом и после выполнения
соответствующих внутригосударственных процедур, включаемых в
правовые системы государств - участников Договора;
- разрабатывает проекты договоров межгосударственного и
межправительственного характера по вопросам гармонизации
национальных законодательств;
- совместно с Интеграционным Комитетом организует деятельность
Координационного совета по гармонизации, его рабочих групп и
участвует в их работе;
- организует и проводит сравнительно-правовой анализ
национальных законодательных и иных нормативных правовых актов,
подготавливает предложения и рекомендации по их сближению,
унификации и гармонизации;
- готовит предложения по трансформации документов
Межгосударственного Совета, Совета глав правительств,
Интеграционного Комитета и Межпарламентского комитета в
национальные законодательные и иные нормативные правовые акты
государств - участников Договора;
- обеспечивает информационный обмен по вопросам сближения и
гармонизации национальных законодательств;
- совместно с парламентами государств - участников Договора
организует систему независимой правовой экспертизы национальных
законодательств на соответствие заключенным международным
договорам;
- дает рекомендации по проведению согласованной
законопроектной политики в рамках интеграции;
- участвует в формировании интегрированной базы
законодательства, статистической и другой социально-экономической
информации государств - участников Договора;
- оказывает правовую помощь по вопросам интеграции
государственным органам государств - участников Договора;
- участвует в заседаниях национальных парламентов,
парламентских слушаниях и работе комитетов парламентов
государств - участников Договора;
- совместно с Интеграционным Комитетом разрабатывает программы
создания правовой основы интеграции государств - участников
Договора, с последующим утверждением Межгосударственным Советом;
- проводит международные научно-практические конференции по
проблемам законодательства в сферах, где возникла либо может
возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных
и иных нормативных правовых актов;
- совместно с Интеграционным Комитетом выпускает приложение
"Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к
Бюллетеням развития интеграции;
- осуществляет подготовку тематических сборников материалов по
проблемам гармонизации национальных законодательных и иных
нормативных правовых актов.
9. Государства - участники Договора в решении
проблем гармонизации
Государства - участники Договора в лице своих уполномоченных
органов участвуют в решении проблем гармонизации в следующих
аспектах:
- координируют деятельность по подготовке проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов, включая проекты
нормативных правовых актов о внесении поправок в законы и иные
акты;
- участвуют в заключении международных договоров, включая их
подготовку, обсуждение, в том числе по вопросам, связанным с
гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- участвуют в подготовке, принятии и реализации решений
органов управления интеграцией, в том числе по вопросам, связанным
с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- участвуют в обсуждении и принятии модельных законодательных
актов и их трансформации в национальные законодательные и иные
нормативные правовые акты;
- участвуют в обсуждении и принятии иных документов,
касающихся вопросов гармонизации;
- участвуют в работе научно-практических конференций,
Координационного совета по гармонизации, экспертных совещаниях,
согласительных комиссий и иных мероприятиях по вопросам, связанным
с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- обеспечивают реализацию заключенных международных договоров
и решений органов управления интеграцией;
- определяют и координируют основные направления
законотворческой и нормотворческой деятельности, в том числе в
части гармонизации национальных законодательных и иных нормативных
правовых актов;
- обеспечивают работу интегрированной базы законодательства,
статистической и другой социально-экономической информации, обмен
правовой информацией совместно с органами управления интеграцией;
- взаимодействуют при проведении сравнительно-правового
анализа, научных исследований по вопросам, затрагивающим проблемы
гармонизации национальных законодательных и иных нормативных
правовых актов;
- осуществляют иные меры по гармонизации, которые сочтут
целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер
Межгосударственным Советом.
10. Первоочередные задачи гармонизации
В первоочередном порядке гармонизации в соответствии с
заключенными международными договорами и решениями органов
управления интеграцией подлежат следующие области законодательного
регулирования:
гражданское законодательство;
законодательство о валютном регулировании и валютном контроле;
законодательство о внешнеэкономической деятельности;
законодательство о транспортной деятельности;
налоговое законодательство;
законодательство в сфере бюджетного регулирования;
таможенное законодательство;
законодательство об экспортном контроле;
законодательство о предпринимательской деятельности;
законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей
силы;
законодательство об аграрной сфере;
законодательство об образовании;
законодательство о труде и охране труда;
законодательство о научных технологиях;
законодательство в сфере информационного обеспечения и
использования средств массовой информации;
законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере;
других сферах национальных законодательств.
11. Ожидаемый результат гармонизации
Ожидаемым результатом гармонизации является становление и
развитие международной правосубъектности Таможенного союза,
создание соответствующей правовой системы и организационно -
правовых условий (предпосылок) для его эффективного
функционирования.
Правовую систему Таможенного союза будут составлять
нормативные правовые акты, отвечающие следующим требованиям:
- содержащие нормы права, соответствующие положениям Договора
и других договоров, заключенных государствами - участниками
Договора;
- обеспечивающие единообразное понимание и применение норм,
установленных в нормативных правовых актах, всеми участниками
правоотношений;
- оказывающие прямое действие, по возможности исключающее
необходимость принятия ведомственных актов, инструкций, правил,
положений, приказов, в случае если такая необходимость все же
возникла предусматривать возможность гармонизации подзаконных
актов;
- содержащие реальные гарантии и механизмы их выполнения, меры
ответственности и стимулы правомерной деятельности;
- предусматривающие системность и внутреннюю связь принимаемых
актов и актов национальных законодательств Сторон.
|