25 октября 1999 года N 193-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ
О ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ
Принят
Государственной Думой
1 октября 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
13 октября 1999 года
Статья 1. Ратифицировать Европейскую конвенцию о взаимной
правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года,
подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге
7 ноября 1996 года (далее - Конвенция), со следующими оговорками:
1) "Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 23
Конвенции заявляет, что в дополнение к основаниям, предусмотренным
в статье 2 Конвенции, в оказании правовой помощи также может быть
отказано в одном из следующих случаев:
а) если лицо, которое в запрашивающем государстве
подозревается или обвиняется в совершении правонарушения,
находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с
этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем
государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации
или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении
или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил
запрос о правовой помощи;
б) если преследование или исполнение решения по делу
невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.";
2) "Российская Федерация в соответствии со статьей 3 Конвенции
оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о
получении свидетельских показаний, если соответствующие лица
воспользовались предоставленным им законодательством Российской
Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по
данному делу.";
3) "Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции
оставляет за собой право исполнять поручения о проведении обыска
или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий,
предусмотренных в подпунктах "a", "b" и "c" пункта 1 указанной
статьи Конвенции.";
4) "Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конвенции
заявляет о необходимости передачи поручения о вручении повестки о
явке лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки
лица.";
5) "Российская Федерация в соответствии со статьей 11
Конвенции заявляет, что в запросе о временной передаче
содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля
или для очной ставки компетентные органы запрашивающего
государства должны указать следующие сведения:
а) имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания
под стражей;
б) краткое описание преступления, время и место его
совершения;
в) обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной
ставке;
г) время, в течение которого необходимо присутствие данного
лица в запрашивающем государстве.";
6) "Российская Федерация заявляет, что разрешение на
транзитную перевозку находящегося под стражей лица на основании
пункта 2 статьи 11 Конвенции испрашивается в Генеральной
прокуратуре Российской Федерации.";
7) "Российская Федерация на основании пункта 6 статьи 15
Конвенции заявляет, что при оказании правовой помощи в
соответствии со статьями 3, 4 и 5 Конвенции с назначенными
органами Договаривающихся Сторон сносятся:
Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной
деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Министерство
юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с работой
других судов;
Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении
поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с
проведением дознания и предварительного следствия по делам о
преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел
Российской Федерации;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в
отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора,
связанных с проведением дознания и предварительного следствия по
делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов
федеральной службы безопасности;
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации - в
отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора,
связанных с проведением дознания и предварительного следствия по
делам о преступлениях, отнесенных к компетенции федеральных
органов налоговой полиции;
Генеральная прокуратура Российской Федерации - во всех
остальных случаях проведения дознания и предварительного
следствия.
В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть
направлены непосредственно судебными органами запрашивающего
государства судебным органам Российской Федерации, как они
определены в оговорке к статье 24 Конвенции. При этом копия
поручения одновременно передается в соответствующий центральный
компетентный орган.
Запросы, предусмотренные в пункте 2 статьи 13 Конвенции,
направляются в Министерство юстиции Российской Федерации или
Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации и Генеральная прокуратура
Российской Федерации по просьбе учреждения, от которого исходит
поручение о правовой помощи, решают вопрос о возможности
применения при исполнении поручения процессуального
законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно
не противоречит законодательству Российской Федерации.";
8) "Российская Федерация заявляет, что направляемые в
Российскую Федерацию в соответствии с пунктом 2 статьи 16
Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы
должны сопровождаться переводами на русский язык.";
9) "Российская Федерация заявляет, что информирование
Российской Федерацией в соответствии со статьей 22 Конвенции
других Договаривающихся Сторон о мерах, последовавших за
осуждением их граждан, будет осуществляться на основе взаимности и
только в отношении сведений, признанных официальными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.";
10) "Российская Федерация заявляет, что для целей настоящей
Конвенции, изложенных в статье 24 Конвенции, в качестве судебных
органов в Российской Федерации рассматриваются суды и органы
прокуратуры.",
а также со следующими заявлениями:
1) "Российская Федерация исходит из того понимания, что
положения статьи 2 Конвенции должны применяться таким образом,
чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение
преступлений, подпадающих под действие Конвенции.";
2) "Российская Федерация исходит из того понимания, что
законодательство Российской Федерации не содержит понятия
"политические преступления". Во всех случаях при решении вопроса
об оказании правовой помощи Российская Федерация не будет
рассматривать в качестве "политических преступлений" или
"преступлений, связанных с политическими преступлениями", в
частности, следующие деяния:
а) преступления против человечества, предусмотренные в
статьях II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него (1948 года), статьях II и III Конвенции о
пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 года)
и статьях 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания (1984 года);
б) преступления, предусмотренные в статье 50 Женевской
конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих
армиях (1949 года), статье 51 Женевской конвенции об улучшении
участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из
состава вооруженных сил на море (1949 года), статье 130 Женевской
конвенции об обращении с военнопленными (1949 года), статье 147
Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны
(1949 года), статье 85 Дополнительного протокола I к Женевским
конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв
международных вооруженных конфликтов (1977 года), и статьях 1 и 4
Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа
1949 года, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов
немеждународного характера (1977 года);
в) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о борьбе с
незаконным захватом воздушных судов (1970 года), Конвенции о
борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с
незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих
международную гражданскую авиацию (1988 года), дополняющем
упомянутую Конвенцию 1971 года;
г) преступления, предусмотренные в Конвенции о предотвращении
и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной
защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 года);
д) преступления, предусмотренные в Международной конвенции о
борьбе с захватом заложников (1979 года);
е) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о физической
защите ядерного материала (1980 года);
ж) правонарушения, предусмотренные в Конвенции Организации
Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ (1988 года);
з) иные сравнимые преступления, предусмотренные в
многосторонних международных договорах, участником которых
является Российская Федерация.".
Статья 2. Ратифицировать Дополнительный протокол от 17 марта
1978 года к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по
уголовным делам от 20 апреля 1959 года, подписанный от имени
Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
25 октября 1999 года
N 193-ФЗ
|