25 октября 1999 года N 190-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ
О ВЫДАЧЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА И ВТОРОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ
Принят
Государственной Думой
1 октября 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
13 октября 1999 года
Статья 1. Ратифицировать Европейскую конвенцию о выдаче от 13
декабря 1957 года, подписанную от имени Российской Федерации в
городе Страсбурге 7 ноября 1996 года (далее - Конвенция), со
следующими оговорками:
1) "Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конвенции
оставляет за собой право отказать в выдаче:
а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к
ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного
судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного
чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства,
когда имеются основания полагать, что в ходе такого
судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены
минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного
пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4
Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных
свобод. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок
упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо
международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого
признаны Российской Федерацией;
б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в
отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет
подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим
жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения
или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного
преследования не были или не будут обеспечены минимальные
гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о
гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола
N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания
полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные
осложнения по причине его преклонного возраста или состояния
здоровья.";
2) "Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4
статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц,
выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности,
общественному порядку или другим существенно важным интересам.
Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена,
устанавливаются федеральным законом.";
3) "Российская Федерация не несет ответственности по искам о
возмещении материального и (или) морального ущерба, вызванного
применением в Российской Федерации временного ареста лица в
соответствии со статьей 16 Конвенции.";
4) "Российская Федерация в соответствии с пунктами 4 и 5
статьи 18 Конвенции не несет ответственности по искам о возмещении
материального и (или) морального ущерба, связанным с отсрочкой или
отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о
выдаче.";
5) "Российская Федерация заявляет, что в соответствии со
статьей 23 Конвенции при направлении в Российскую Федерацию
документов, относящихся к выдаче, требуется их заверенный перевод
на русский язык.",
а также со следующими заявлениями:
1) "Российская Федерация исходит из того понимания, что
положения статьи 3 Конвенции должны применяться таким образом,
чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение
преступлений, подпадающих под действие Конвенции.";
2) "Российская Федерация исходит из того понимания, что
законодательство Российской Федерации не содержит понятия
"политические преступления". Во всех случаях при решении вопроса о
выдаче Российская Федерация не будет рассматривать в качестве
"политических преступлений" или "преступлений, связанных с
политическими преступлениями" наряду с преступлениями, указанными
в статье 1 Дополнительного протокола 1975 года к Европейской
конвенции о выдаче 1957 года, в частности, следующие деяния:
а) преступления против человечества, предусмотренные в статьях
II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании
за него (1973 года) и в статьях 1 и 4 Конвенции против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 года);
б) преступления, предусмотренные в статье 85 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года,
касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов
(1977 года), и в статьях 1 и 4 Дополнительного протокола II к
Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты
жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977
года);
в) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о борьбе с
незаконным захватом воздушных судов (1970 года), Конвенции о
борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности
гражданской авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с
незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих
международную гражданскую авиацию (1988 года), дополняющем
вышеупомянутую Конвенцию 1971 года;
г) преступления, предусмотренные в Конвенции о предотвращении
и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной
защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 года);
д) преступления, предусмотренные в Международной конвенции о
борьбе с захватом заложников (1979 года);
е) правонарушения, предусмотренные в Конвенции о физической
защите ядерного материала (1980 года);
ж) правонарушения, предусмотренные в Конвенции Организации
Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ (1988 года);
з) иные сравнимые преступления, предусмотренные в
многосторонних международных договорах, участником которых
является Российская Федерация.";
3) "Российская Федерация по подпункту "а" пункта 1 статьи 6
Конвенции заявляет, что согласно статье 61 (часть 1) Конституции
Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть
выдан другому государству.";
4) "Российская Федерация заявляет, что в соответствии со
статьей 21 Конвенции транзитная перевозка по территории Российской
Федерации выданного лица разрешается при соблюдении условий,
установленных для выдачи.";
5) "Российская Федерация разделяет мнение, выраженное в
заявлениях Правительства Федеративной Республики Германия от 4
февраля 1991 года, Правительства Австрийской Республики от 4 июня
1991 года и Правительства Швейцарской Конфедерации от 21 августа
1991 года, относительно оговорки, сделанной Португалией 12 февраля
1990 года к статье 1 Конвенции. Оговорка, сделанная Португалией к
статье 1 Конвенции, совместима с объектом и целью Конвенции только
в случае, если отказ в выдаче лиц, которые совершили
правонарушения, наказуемые пожизненным заключением, или для
которых судом в качестве меры пресечения было избрано содержание
под стражей, не носит абсолютного характера. Это позволит
трактовать указанную оговорку таким образом, что выдача не будет
осуществляться только в том случае, если законодательством
запрашивающего государства не предусматривается возможность
судебного пересмотра дел тех лиц, которые были осуждены на
пожизненное заключение и отбыли определенную часть этого срока или
провели часть времени под стражей, на предмет их условно -
досрочного освобождения.".
Статья 2. Ратифицировать Дополнительный протокол от 15 октября
1975 года к Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957
года, подписанный от имени Российской Федерации в городе
Страсбурге 7 ноября 1996 года, со следующим заявлением:
"Российская Федерация с учетом заявления, сделанного ею по
статье 3 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года,
не считает исчерпывающим содержащийся в статье 1 Дополнительного
протокола от 15 октября 1975 года к Европейской конвенции о выдаче
от 13 декабря 1957 года перечень преступлений, которые не являются
"преступлениями политического характера.".
Статья 3. Ратифицировать Второй дополнительный протокол от 17
марта 1978 года к Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря
1957 года, подписанный от имени Российской Федерации в городе
Страсбурге 7 ноября 1996 года, со следующей оговоркой:
"Российская Федерация оставляет за собой право не применять
главу V Второго дополнительного протокола от 17 марта 1978 года к
Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года.".
Статья 4. Назначенным органом Российской Федерации для
рассмотрения вопросов о выдаче является Генеральная прокуратура
Российской Федерации.
Решение компетентных органов Российской Федерации о выдаче
может быть обжаловано лицом, в отношении которого принято решение
о выдаче, в судебном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
25 октября 1999 года
N 190-ФЗ
|