СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(2000 - 2010 ГГ.)
(Хельсинки, 22 октября 1999 года)
Настоящая Стратегия определяет цели развития взаимоотношений
России с Европейским Союзом на ближайшее десятилетие, средства их
достижения и является логическим развитием общей
внешнеполитической концепции России на европейском направлении,
исходит из объективной потребности формирования многополярного
мира, общности исторических судеб народов и ответственности
государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их
экономик. Настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией
обеспечения экономической безопасности страны.
Основными целями Стратегии являются обеспечение национальных
интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире
путем создания надежной общеевропейской системы коллективной
безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и
управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию
социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся
на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство
демократического правового государства. При этом в переходный
период реформ в определенных секторах экономики остается
оправданной защита отечественного производства с учетом
международного права и опыта.
Стратегия направлена на формирование и укрепление партнерства
России и Европейского Союза в общеевропейских и мировых делах,
предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных
конфликтов в Европе с акцентом на международное право и
неприменение силы. Она предполагает построение единой Европы без
разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и
сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в
рамках мирового сообщества XXI века.
Учитывая, что Европа переживает сейчас переходный период
своего развития (необходимость стабилизации экономики и
продолжения социально ориентированных реформ в России; расширение,
институциональная реформа, создание "оборонной идентичности",
консолидация общей внешней политики и политики безопасности
экономического и валютного союза Европейского Союза), Стратегия в
основном концентрируется на решении ближайших и среднесрочных
задач данного этапа и подготовке основ партнерских отношений
России и Европейского Союза. Ее главной правовой и организационной
базой остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве,
учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной
стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами,
с другой стороны, 1994 года (далее именуется - Соглашение).
При этом мероприятия по развитию сотрудничества с Европейским
Союзом должны осуществляться в тесной координации с процессом
присоединения России к Всемирной торговой организации, что
потребует определенной корректировки Соглашения после завершения
указанного процесса.
Стратегия учитывает, наконец, основную направленность и цели
Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России,
принятой Советом Европейского Союза в Кельне в июне 1999 года.
Возможно и желательно соединение усилий сторон при реализации
целей этих документов благодаря регулярным встречам их
руководителей на базе диалога, политических консультаций,
совместных программ реализации Соглашения, принимаемых Советом
сотрудничества, в рамках деятельности рабочих органов Соглашения и
по обычным дипломатическим каналам.
Приоритетными на предстоящее десятилетие являются следующие
направления развития и укрепления отношений партнерства и
сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.
1. Придание партнерству Россия - Европейский Союз
стратегического характера
1.1. Партнерство Россия - Европейский Союз в рассматриваемый
период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без
официальной постановки задачи присоединения или "ассоциации"
России с Европейским Союзом. Как мировая держава, расположенная на
двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и
проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и
преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ,
независимость позиций и деятельности в международных организациях.
В указанной перспективе партнерство с Европейским Союзом может
выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы
коллективной безопасности в Европе на равноправной основе без
разделительных линий, в том числе путем разработки и реализации
Хартии европейской безопасности, в продвижении по пути к созданию
зоны свободной торговли Россия - Европейский Союз (при наличии
необходимых условий), а также в высоком уровне взаимного доверия и
сотрудничества в политике и экономике.
1.2. Налаживание стратегического партнерства России и
Европейского Союза будет воплощаться в активном взаимодействии
сторон в решении отдельных крупных задач, представляющих для них
интерес, и общеевропейских и мировых проблем, в укреплении
позитивных элементов европейской самостоятельности и самобытности
в экономике и политике.
1.3. Такой характер партнерства означает не только опору
России на потенциал Европейского Союза, но и поддержку ею усилий
Европейского Союза на важных для него направлениях, где интересы
сторон объективно совпадают.
1.4. Партнерство России и Европейского Союза должно исходить
из максимального использования преимуществ, создаваемых
Соглашением, возможно более полной реализации его положений и
согласованных сторонами задач по его дальнейшему развитию, а также
учитывать расширение наднациональных полномочий органов
Европейского Союза по Амстердамскому договору, вступившему в силу
1 мая 1999 г.
1.5. Такое партнерство на предстоящее десятилетие могло бы
включать в себя следующие этапы:
- обеспечение общеевропейской безопасности силами самих
европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без их монополизма на
континенте;
- разработка позиции России в отношении "оборонной
идентичности" Европейского Союза при включении в него
Западноевропейского союза и развитие политических и военных
контактов с Западноевропейским союзом как составной частью
Европейского Союза, а также практического сотрудничества в сфере
безопасности (миротворчество, урегулирование кризисов, различные
аспекты ограничения и сокращения вооружений и т.д.), которое могло
бы служить противовесом, в числе прочего, натоцентризму в Европе;
- становление развитой общеевропейской хозяйственной и
правовой инфраструктуры в качестве надежной базы торговли,
инвестиций, отраслевого, субрегионального и трансграничного
сотрудничества (в т.ч. в формате "Северного измерения" и в
Евросредиземноморском регионе); охрана окружающей среды и
создание достойных условий жизни в Европе; совместные усилия в
сферах науки, образования, здравоохранения; борьба с терроризмом,
незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной
преступностью;
- консультации и при необходимости координация позиций сторон
в международных организациях.
1.6. Будут продолжены усилия по дальнейшему открытию рынка
Европейского Союза для российского экспорта, устранению остаточной
дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских
инвестиций, особенно в реальный сектор российской экономики,
обеспечению законных интересов России при дальнейшем расширении
Европейского Союза и в процессе перехода к единой валюте - евро,
противодействию возможным попыткам помешать хозяйственной
интеграции СНГ, в том числе через "особые отношения" с отдельными
государствами - участниками СНГ в ущерб российским интересам.
1.7. Использовать позитивный опыт интеграции в рамках
Европейского Союза для закрепления и развития интеграционных
процессов на пространстве СНГ. Стремиться к координации действий
со странами Таможенного союза, другими государствами - участниками
СНГ в вопросах торгово-политических, экономических, финансовых,
гуманитарных и иных отношений с Европейским Союзом.
1.8. Опираясь на имеющийся потенциал, Россия на основах
взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем
Европейского Союза и укреплению общих позиций Европы в мире:
обеспечению роста экономики и занятости в Европе по торгово -
инвестиционным каналам, долгосрочному и стабильному снабжению
Европейского Союза на договорной основе топливными и сырьевыми
ресурсами (в т.ч. через соглашения о разделе продукции и
концессии); углубленной интеграции научного потенциала сторон и
коммерциализации на рынке Европейского Союза достижений российских
фундаментальных и оборонных исследований, кольцеванию
инфраструктурных (транспорт, трубопроводы, линии электропередачи)
и информационных систем ("Европейское информационное общество"):
содействие в исследовании и освоении космоса, включая создание
систем глобальной навигации, связи и мониторинга окружающей среды;
участие в модернизации и обеспечении безопасности ядерной
энергетики Европы; содействие становлению евро в качестве
международной валюты путем официального ее включения в валютные
резервы Банка России; военно-техническое сотрудничество с учетом
перспективы создания Европейской "оборонной идентичности";
совместное предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и
организованной преступности в Европе.
В свою очередь, развитие партнерства с Европейским Союзом
должно содействовать укреплению России в качестве ведущей силы
формирования новой системы межгосударственных политических и
экономических отношений на пространстве СНГ.
1.9. Заинтересованные регионы России должны иметь возможность
активно участвовать в развитии партнерства с Европейским Союзом в
экономической и гуманитарной областях, в реализации программ
трансграничного сотрудничества (см. раздел 8).
1.10. Реализация Стратегии затрагивает отношения России с ООН,
ОБСЕ, Советом Европы, НАТО, ОЭСР, МБРР, ЕБРР, поэтому ее
оперативное осуществление будет увязываться с политикой страны в
отношении этих организаций.
2. Расширение формата и повышение результативности
политического диалога
2.1. Необходимо установить рабочие контакты и взаимодействие с
органами Европейского Союза, формируемыми в соответствии с
Амстердамским договором в сфере общей внешней политики и политики
безопасности Европейского Союза, включая вопросы создания
Европейским Союзом "оборонной идентичности". В целях развития
политического диалога необходимо решение вопроса об
институционализации ежегодных встреч в формате Председатель
Правительства Российской Федерации - Председатель Комиссии
Европейских сообществ и председатели палат Федерального Собрания
Российской Федерации - Председатель Европарламента.
2.2. Вести дело к переходу от взаимной информации о позициях
сторон к упреждающим консультациям по наиболее острым вопросам с
целью выработки согласованных решений. Стремиться формировать к
встречам на высшем уровне и заседаниям Совета сотрудничества
пакеты совместных инициатив, представляющих взаимный интерес.
Обеспечить тесное деловое взаимодействие между российскими частями
Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества и Комитета
парламентского сотрудничества.
2.3. Активизировать совместную работу в целях сохранения ОБСЕ
в качестве ключевой опоры европейской безопасности. При этом
добиваться разработки четкой процедуры для всех органов и
институтов ОБСЕ, безусловного сохранения консенсуса как основы
принятия решений. Продолжать работу над Хартией европейской
безопасности на этапе ее подготовки и последующей имплементации.
Расширять практическое взаимодействие с Европейским Союзом по
вопросам предотвращения и мирного урегулирования конфликтов на
пространстве ОБСЕ.
2.4. Продолжать настойчивый поиск возможных форм подключения
России к диалогу, ведущемуся Европейским Союзом с другими мировыми
державами и экономическими группировками. В этой связи поддержать
предложение Финляндии о проведении трехстороннего саммита Россия -
Европейский Союз - США с обстоятельной и отражающей интересы
России повесткой дня.
3. Развитие взаимной торговли и инвестиций
3.1. Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий
для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского Союза
и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в
полном объеме рыночного статуса российской экономики.
3.2. Изучить вопрос о принятии комплекса мер по развитию
торгово-экономического сотрудничества с Европейским Союзом,
предусматривающих возможные льготы торгового, финансово -
экономического, налогового и иного порядка, которые
компенсировались бы притоком инвестиций в экономику России.
3.3. В ближайшее время разработать совместно с Европейским
Союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения
иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики,
сочетающий с Российской Стороны принятие благоприятного
инвестиционного законодательства и обеспечение безопасности
иностранных капиталовложений и со стороны Европейского Союза и его
государств - членов - соответствующие финансовые инструменты и
программы, включая распространение на Россию операций Европейского
инвестиционного банка. Шире привлекать средства Программы ТАСИС
для подготовки технико-экономических обоснований проектов под
иностранные инвестиции. Добиваться благоприятных условий для
вложения российских капиталов в Европейский Союз.
3.4. Учитывая взаимосвязь вопросов торговли и конкуренции,
добиваться от Европейского Союза признания прогрессивных
преобразований в российской антимонопольной политике и развития
активного сотрудничества в этой сфере.
3.5. Делать упор на нормализацию режима экспорта в Европейский
Союз российских товаров ядерного цикла при сохранении позиций на
рынке оборудования, топлива и услуг АЭС на рынках стран
Центральной и Восточной Европы и стран Балтии, на предоставление
услуг коммерческих космических запусков, пересмотр в позитивную
сторону и поэтапную отмену действующих антидемпинговых процедур,
на сохранение и получение дополнительных торговых преференций, на
отмену в перспективе квот на ввоз в Европейский Союз российских
изделий из стали.
3.6. Сотрудничество в ядерной области предполагает:
- привлечение европейских капиталов к сооружению в России АЭС
нового поколения (с оплатой кредитов за счет поставок
электроэнергии);
- участие России в разработке европейского энергетического
реактора и совместные усилия в реализации проекта международного
термоядерного экспериментального реактора;
- создание новых ядерных энергетических технологий, в том
числе разработку экологически безопасного топливного цикла;
- обеспечение безопасности транспортировки, хранения и
использования ядерных отходов на Северо-Западе России;
- усилия по подключению к намечаемой модернизации атомной
энергетики Европейского Союза.
3.7. Вести дело к реализации с участием фирм стран
Европейского Союза крупных инвестиционных проектов, направленных
на освоение перспективных нефтегазовых месторождений, создание
энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в
развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической
интеграции. При этом повышение энергоэффективности в России и
Европейском Союзе будет рассматриваться как важнейшее средство
снижения антропогенной нагрузки на природную среду и сокращения
эмиссии парниковых газов в соответствии с решениями международных
конференций в городах Киото и Буэнос-Айресе. Добиваться
формирования совместной долгосрочной энергетической политики в
целях создания единого европейского и в перспективе евразийского
энергетического пространства.
3.8. Стремиться сформировать реалистичный и позитивный подход
Европейского Союза к условиям присоединения России к Всемирной
торговой организации. До начала "Раунда тысячелетия"
многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой
организации, используя позицию Европейского Союза по этому
вопросу, добиваться полноправного участия в нем России.
3.9. Рассмотреть с экспертами Европейского Союза вопрос о
наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны
свободной торговли в соответствии с положениями Соглашения.
Исходить из целесообразности ее поэтапного создания после
присоединения России к ВТО на основании статьи XXIV ГАТТ-94 и
договоренности о толковании статьи XXIV ГАТТ-94. Добиваться, чтобы
в результате образования такой зоны Россия получила доступ на
рынок всего Европейского экономического пространства,
соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми
преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт
с правовым механизмом хозяйственной интеграции СНГ, в том числе
стран Таможенного союза.
3.10. С учетом прогресса, достигнутого в Европе в создании
ресурсосберегающей модели производства, и ожидаемого притока
инвестиций в производственный сектор экономики России принимать
меры к обеспечению прироста взаимной торговли за счет увеличения
доли готовых изделий, машин, оборудования, электроэнергии, а также
услуг.
3.11. Доработать в кратчайшие сроки и принять совместный с
Европейским Союзом план действий в области прав интеллектуальной
собственности, развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе
обмен научной информацией и персоналом.
4. Сотрудничество в финансовой области
4.1. Добиваться расширения программ технического и иного
содействия России со стороны Европейского Союза. Направлять
значительную часть средств Программы ТАСИС на реструктуризацию
российской банковской системы и привлечение в Россию иностранных
инвестиций.
4.2. Стремиться к достижению договоренности о частичном
списании или реструктурировании задолженности Российской Стороны
государствам - членам Европейского Союза. Провести переговоры с
Комиссией Европейских сообществ и Европейским центральным банком о
порядке пересчета в евро процентных платежей и основного долга и
согласования процентных ставок по кредитам, предоставленным
российским заемщикам в национальных европейских валютах.
Согласовать условия и сроки реденоминации части государственного
внешнего долга России в национальных валютах государств - членов
Европейского Союза.
4.3. Создавать условия для более широкого использования евро
во внешнеэкономической деятельности российских предприятий и
банков, дальнейшего увеличения объема и номенклатуры операций с
евро на внутреннем финансовом рынке России в первую очередь за
счет совершенствования соответствующей нормативной базы. По мере
развития рынка евро в России принимать меры по повышению роли
единой европейской валюты при формировании и реализации курсовой
политики Банка России. Расширять и укреплять практическое
взаимодействие с Европейским центральным банком, европейской
системой центральных банков и другими органами Европейского Союза
в целях координации действий в перспективе реформы международной
валютно-финансовой системы.
4.4. В контексте расширения притока европейских инвестиций и
содействия в реструктуризации банковской системы России
рассматривать возможности увеличения доли иностранного, в
частности европейского, капитала в совокупном капитале российской
банковской системы в целях ее оздоровления и рекапитализации.
4.5. Продолжить работу по использованию возможностей
сотрудничества с Европейским Союзом в других отраслях, в том числе
перечисленных в Соглашении.
5. Обеспечение интересов России при расширении
Европейского Союза
5.1. Учитывая неоднозначный характер влияния расширения
Европейского Союза на условия сотрудничества с ним России и ее
национальные интересы, стремиться к максимальному использованию
выгод от такого расширения (снижение уровня таможенного
протекционизма, переход к цивилизованным нормам транзита и др.)
при недопущении, устранении или компенсации возможных негативных
последствий.
5.2. До очередного расширения Европейского Союза провести
консультации с Европейским Союзом, его отдельными членами и
странами - кандидатами с целью обеспечения интересов России при
распространении на государства Центральной и Восточной Европы и
Балтии норм аграрной, технической и антидемпинговой политики
Европейского Союза, его визового и пограничного режима,
преференций развивающимся странам, конкурирующим с российским
экспортом, а также в интересах обеспечения стабильности,
безопасности и сотрудничества в Европе и гарантий прав
проживающего в государствах Балтии русскоязычного населения.
Рассматривать в качестве резервного варианта отказ в
распространении Соглашения на те страны - кандидаты, которые,
несмотря на договоренности, не обеспечивают выполнения
общепризнанных норм. Добиваться от Европейского Союза полного
соблюдения установленных им высоких стандартов в отношении
принятия новых членов. Особое внимание обратить на обеспечение
защиты, в том числе международно-правовой, интересов
Калининградской области как субъекта Российской Федерации, и
территориальной целостности России (см. также раздел 8, п. 4).
6. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества
6.1. Строить государственную транспортную политику на западном
направлении с учетом перспективы последовательного возрастания
объема товарооборота, пассажирских и грузовых перевозок между
Россией и странами Европейского Союза. Сочетать поиск
дипломатического решения вопросов о нормализации транзита через
государства Балтии, Центральной и Восточной Европы с созданием
собственных альтернативных путей перевозки и пунктов обработки
грузов.
6.2. В случае достижения соответствующей договоренности с
Европейским Союзом приступить к кольцеванию газо- и нефтепроводов
и систем распределения электроэнергии европейской части России с
соответствующими системами Европейского Союза и государств
Центральной и Восточной Европы. Добиваться активного участия
Европейского Союза, в том числе в решении финансовых вопросов, в
реализации проектов общеевропейского значения, в частности в
сооружении новой нитки газопровода Ямал - Западная Европа и
ответвлений от него в Скандинавию и создании европейских
транспортных коридоров.
6.3. Добиваться участия в конкурсах на получение подрядов и
субподрядов на развитие и модернизацию инфраструктурных объектов
общеевропейского значения внутри Европейского Союза. По мере
появления финансовых и технических возможностей обновлять и
расширять на западном направлении морской торговый флот и наземный
грузовой автопарк. Продолжить со странами Европейского Союза
работу по совместному созданию железнодорожного подвижного
состава, включая вагоны с раздвижными колесными парами,
обеспечивающими автоматический переход вагонов во время движения с
европейской железнодорожной колеи на российскую.
6.4. Поощрять долевое участие российского бизнеса в
инфраструктурных объектах Европейского Союза, создание там
российских или смешанных транспортно-экспедиторских организаций,
складов, емкостей, портовых сооружений, баз обработки грузов.
Обусловить поэтапный допуск судов Европейского Союза на внутренние
водные пути России при соблюдении принципа взаимности и содействии
со стороны Европейского Союза в модернизации этих путей. Увязывать
этот процесс с прогрессом в присоединении России к ВТО.
6.5. Способствовать развитию сотрудничества в области
разработки единой транспортной политики, внедрению эффективных
технологий перевозочного процесса на основе сближения и
гармонизации его нормативно-правовой базы, упрощению процедур
пересечения границ при условии обеспечения экономической
безопасности России.
6.6. Продолжать обустройство общеевропейских транспортных
коридоров, прежде всего N 1, 2 и 9, в частности его ответвления
Рига - Калининград - Гданьск. Повышать качество транспортного
обслуживания и создавать привлекательные условия для потребителей
железнодорожных услуг. Способствовать активизации сотрудничества
по развитию евроазиатских транспортных связей через территорию
Российской Федерации, и в первую очередь взаимодействию
европейских транспортных коридоров с Транссибирской магистралью.
Добиваться распространения на данные и иные инфраструктурные
проекты финансирования за счет средств Европейского
инвестиционного банка.
6.7. Вести дело к совместной разработке и созданию новых
средств воздушного транспорта, провести переговоры о заключении
соглашения о сертификации российских гражданских самолетов в
Европейском Союзе и расширении доступа российских авиакомпаний в
аэропорты Европейского Союза.
6.8. Поощрять участие российского бизнеса в инфраструктурных
объектах на территории Европейского Союза, создание российских и
смешанных транспортно-экспедиторских организаций и баз обработки
грузов.
6.9. При реализации государствами - участниками СНГ проектов
альтернативных газо- и нефтепроводов в обход территории России
ориентироваться на коммерчески выгодные формы долевого участия,
продаж строительных материалов, техники, работ и услуг. Поощрять
участие в этих проектах отечественного бизнеса. Обеспечивать учет
российских интересов в проектах "Иногейт" и "Трасека",
осуществляемых государствами - участниками СНГ и Европейского
Союза.
7. Сотрудничество в сфере науки и техники, защиты прав
интеллектуальной собственности
7.1. Добиваться скорейшего заключения нового Соглашения о
сотрудничестве в области науки и технологий. В полной мере
использовать возможности участия российских ученых и научных
центров в рамочных программах Европейского Союза
исследовательского, технологического развития и демонстрационной
деятельности и в его образовательных программах.
7.2. В соответствии с подписанным с Европейским Союзом
заявлением принять активное участие в создании Европейского
информационного общества, обеспечить отношение к России как его
неотъемлемой составной части.
7.3. Принять меры к осуществлению крупных совместных проектов
в области исследования космоса, в том числе путем участия в
создаваемой Европейским Союзом собственной глобальной
навигационной системе, новых системах спутниковой связи и
дистанционного мониторинга окружающей среды Европы.
7.4. Изучить совместно с Европейским Союзом возможность
подготовки и запуска программы сближения и частичной интеграции
научно-технических потенциалов России и Европейского Союза,
укрепления позиций европейской науки и промышленности в
международной конкуренции с опорой на передовые российские патенты
и разработки, в том числе конверсионные, в обмен на поддержку
Европейским Союзом российской науки.
7.5. Принять меры для использования программ технического
содействия Европейского Союза для развития инновационной
деятельности и более широкого подключения Европейского Союза к
программам Международного научно-технического центра.
8. Трансграничное сотрудничество
8.1. Использовать наличие и перспективу удлинения общей
границы России и Европейского Союза для повышения уровня
трансграничного межрегионального сотрудничества и развития
регионов обеих сторон до уровня стандартов, достигнутых в рамках
так называемых еврорегионов. Добиваться от Европейского Союза
распространения на такое сотрудничество наднациональных и
национальных систем его поощрения, действующих в Европейском
Союзе, в том числе в части визового и пограничного режима.
Поощрять контакты между регионами России и Европейского Союза, в
том числе с использованием возможностей Комитета регионов
Европейского Союза, с целью налаживания гуманитарных и
экономических связей и обмена опытом по вопросам местного
самоуправления и хозяйствования.
8.2. Совместно наполнять практическим содержанием инициативу
"Северного измерения" в развитии европейского сотрудничества.
Добиваться ее финансовой поддержки со стороны Европейского Союза,
привлечения капиталов внеевропейских стран. Способствовать тому,
чтобы реализация этой инициативы была направлена не только на
стимулирование добычи и экспорта сырья, но и на комплексное
развитие Севера и Северо-Запада России.
8.3. Учитывая особое географическое и хозяйственное положение
Калининградской области, обеспечить необходимые внешние условия
для жизнедеятельности и развития ее как неотъемлемой части
Российской Федерации и активного участника трансграничного и
межрегионального сотрудничества. Определить на перспективу
оптимальную экономическую, энергетическую и транспортную
специализацию области, позволяющую эффективно функционировать в
новых условиях. Надежно обустроить ее транспортные связи с
материком России. Вести дело к заключению при необходимости с
Европейским Союзом специального соглашения, обеспечивающего защиту
интересов Калининградской области как субъекта Российской
Федерации в процессе расширения Европейского Союза, а также по
возможности превращения ее в "пилотный" российский регион в
сотрудничестве России и Европейского Союза в XXI веке.
8.4. На средиземноморском направлении межрегионального
сотрудничества (Барселонский процесс) ориентироваться на
выборочное участие России в его мероприятиях и обеспечение
российских интересов при создании зоны свободной торговли
Европейский Союз - страны Средиземного моря.
9. Развитие правовой базы сотрудничества. Сближение
хозяйственного законодательства и технических стандартов
9.1. Стремиться подкреплять и развивать Соглашение путем
заключения отдельных соглашений в различных областях
сотрудничества с Европейским Союзом.
9.2. Вести дело к достижению договоренности с Европейским
Союзом о совместной разработке и заключении нового
широкоформатного соглашения о стратегическом партнерстве и
сотрудничестве в XXI веке, призванного прийти на смену Соглашению.
Продвигаться к нему постепенно, по мере выполнения Соглашения на
базе достигнутых конкретных результатов, а также общих моментов в
стратегиях развития партнерства и сотрудничества между Россией и
Европейским Союзом.
9.3. Сохраняя независимость российской правовой системы и
законодательства, вести дело к его сближению и гармонизации с
законодательством Европейского Союза в областях наиболее активного
сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, в том числе по
линии Комитета парламентского сотрудничества.
9.4. Сохраняя в России собственные системы стандартов и
сертификации, проводить их гармонизацию с аналогичными системами в
областях наиболее активного торгового и технического
сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Шире применять
стандарты Международной организации по стандартизации. Вести дело
к взаимному признанию сертификационных документов, в том числе
через создание совместных центров сертификации.
10. Сотрудничество в правоохранительной сфере
10.1. Наладить оперативное сотрудничество с существующими и
вновь создаваемыми органами и механизмами Европейского Союза,
компетентными в области борьбы с международным терроризмом,
незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной
преступностью, в том числе с отмыванием денег, уклонением от
налогов, незаконным вывозом капитала, нарушением таможенных
правил, торговлей людьми, несанкционированным проникновением в
чужие базы данных, фальшивомонетничеством. Продолжать активную
работу по налаживанию и развитию взаимодействия с Европолом.
10.2. Использовать в этих целях, насколько это возможно,
участие в программах и планах действий Европейского Союза по
борьбе с преступностью и подготовке кадров, включая программы
оказания технического содействия. Развивать сотрудничество
судебных органов по гражданским и уголовным делам, таможенных и
других правоохранительных органов России и Европейского Союза и
его государств - членов, в том числе путем обмена офицерами связи.
10.3. Вести дело к дополнению Соглашения специальным
соглашением о деятельности в правоохранительной области.
10.4. Наладить взаимодействие компетентных органов России и
Европейского Союза в борьбе с незаконной миграцией, в том числе
из-за пределов Европы.
10.5. Добиваться содействия стран Европейского Союза в
обеспечении неотвратимости наказания для нарушителей российского
экономического и валютного законодательства. Наладить
взаимодействие в выявлении и по возможности возвращении незаконно
вывезенных из России капиталов в страну их происхождения,
проработать возможность их использования для покрытия части
внешнего долга России странам Европейского Союза или
стимулирования хозяйственного сотрудничества сторон.
11. Роль деловых кругов в развитии сотрудничества
11.1. Всемерно способствовать контактам между предприятиями и
их союзами России и стран Европейского Союза, в том числе для
развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества,
обмена опытом рыночного хозяйствования и профилактики коммерческих
споров. Повысить роль "Круглого стола" промышленников России и
Европейского Союза, при необходимости консультироваться с ним по
важнейшим вопросам и проектам решений, ориентировать его
деятельность на привлечение европейских инвестиций в Россию,
расширение и индустриализацию российского экспорта, научно -
техническое сотрудничество.
11.2. Найти формы эффективного учета и представительства
интересов деловых кругов в рабочих органах сотрудничества Россия -
Европейский Союз.
12. Обеспечение выполнения Стратегии внутри России
12.1. Исходить из того, что, помимо эволюции внутри
Европейского Союза и развития международной ситуации, успех в
реализации настоящей Стратегии будет в решающей степени зависеть
от организационно-правового и материального обеспечения выполнения
ее положений в России.
12.2. Обеспечить проведение в отношениях с Европейским Союзом
единой государственной политики, прежде всего благодаря
деятельности Правительственной комиссии Российской Федерации по
сотрудничеству с Европейским Союзом и при активной координирующей
роли МИД России. С целью предотвращения возможных конфликтов
проводить специальную экспертизу проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов на предмет их соответствия Соглашению.
12.3. В целях дальнейшего развития сотрудничества и хода
выполнения Соглашения Европейским Союзом и его государствами -
членами:
- вести дело к созданию во всех органах государственной власти
по вопросам сотрудничества России с Европейским Союзом групп
специалистов, профессионально владеющих вопросами деятельности
Европейского Союза и сотрудничества с ним России;
- создавать и обновлять развернутую и доступную систему
информации для российских предпринимателей о деятельности
Европейского Союза и их преимуществах и обязанностях на рынке
Европейского Союза, вытекающих из Соглашения и других двусторонних
документов;
- организовать в Постоянном представительстве Российской
Федерации при Европейских сообществах и посольствах России в
государствах - членах и кандидатах на вступление в Европейский
Союз мониторинг выполнения Европейским Союзом положений Соглашения
и решений его рабочих органов, а также поиска новых резервов
развития сотрудничества.
12.4. Стремиться обеспечить оперативную разработку и принятие
законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих
развитие сотрудничества Россия - Европейский Союз и выполнение
Российской Стороной взятых обязательств. Активнее распространять
на приоритетные направления взаимодействия Россия - Европейский
Союз межпарламентское сотрудничество сторон.
12.5. Принять меры к расширению подготовки в высших учебных
заведениях России и школах бизнеса специалистов в различных
областях деятельности Европейского Союза, а также научных
исследований по данной проблематике. Содействовать научным обменам
и подготовке высококвалифицированных российских кадров с
использованием возможностей Европейского Союза и его
государств - членов.
12.6. Рационально использовать для целей реализации настоящей
Стратегии средства Программы ТАСИС.
|