ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 1999 г. N БФ-1-17-2/93
О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
МИНСЕЛЬХОЗПРОДА РОССИИ ФУНКЦИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Правительство Российской Федерации установило, что в
соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации
(ЛК РФ) федеральным органом управления лесным хозяйством является
Федеральная служба лесного хозяйства России (Постановление
Правительства Российской Федерации от 10.02.98 N 173), которая
осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие функции в области использования, охраны,
защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного
хозяйства. Статьей 42 ЛК РФ право выдачи лесорубочного билета,
ордера, лесного билета предоставлено лесхозам федерального органа
управления лесным хозяйством (Рослесхоза), а статья 77 ЛК РФ
указывает, что государственная лесная охрана состоит из
должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством и
его территориальных органов. Согласно Положению о предоставлении
участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98
N 244, участки лесного фонда предоставляются лесхозами Рослесхоза
в безвозмездное пользование на основании решений органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых
по представлению территориальных органов Рослесхоза.
Федеральная служба лесного хозяйства России, органы управления
лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы
Рослесхоза образуют единую систему государственного управления в
сфере лесных отношений. При этом лесхозы реализуют свои полномочия
в соответствии с Положением (общим) о лесхозе Федеральной службы
лесного хозяйства России, утвержденным Приказом Рослесхоза
13.11.98 N 188, зарегистрированным Минюстом России 01.06.99,
регистрационный N 1794.
Минсельхозпрод России в соответствии с Положением о
Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.09.98 N 1090, является специально уполномоченным
государственным органом в области использования, охраны, защиты
участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в
безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям
(совместно с Федеральной службой лесного хозяйства России). Его
полномочия и специализация определены в указанном Положении.
По имеющейся в Рослесхозе информации, Минсельхозпрод России
направил в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации письмо от 11.10.99 N 1-30/1715 "Об управлении и ведении
лесного хозяйства в лесах, находящихся в границах землепользования
сельскохозяйственных организаций", в котором, искажая лесное
законодательство Российской Федерации, указывает, что
государственные организации (сельские лесхозы) обладают
полномочиями федеральных органов по государственному управлению в
лесах, находящихся в границах землепользования
сельскохозяйственных организаций. В письме "сельским лесхозам"
предписано производить передачу лесного фонда сельскохозяйственным
организациям в безвозмездное пользование, выдачу лесорубочных
билетов, ордеров и лесных билетов, организовывать работу служб
государственной лесной охраны и другие, что противоречит Лесному
кодексу Российской Федерации и нормативным правовым актам,
принятым в целях реализации его положений.
Вместе с тем в целях защиты интересов сельскохозяйственных
организаций при обеспечении их древесиной и другими лесными
ресурсами для удовлетворения собственных потребностей и во
исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от
26.02.99 N 318-р Рослесхозом и Минсельхозпродом России разработаны
и 24 апреля 1999 г. утверждены Рекомендации по осуществлению
передачи сельскохозяйственным организациям в безвозмездное
пользование участков лесного фонда, ранее находившихся в их
владении, которые направлены в субъекты Российской Федерации. В
Рекомендациях решены проблемы защиты интересов сельских
товаропроизводителей, сохранения межхозяйственных лесхозов как
специализированных организаций, которые могут осуществлять ведение
лесного хозяйства за счет бюджетных средств, выделяемых
Минсельхозпроду России на эти цели, и заниматься коммерческой
деятельностью.
Проведенные в порядке государственного контроля Рослесхозом и
его территориальными органами проверки подтверждают неправомерные
действия так называемых "управлений сельскими лесами" и "сельских
лесхозов". С грубыми нарушениями законодательства Российской
Федерации разрабатываются и утверждаются уставы "сельских
лесхозов". В них содержатся незаконные положения, предоставляющие
"сельским лесхозам" давать обязательные для исполнения предписания
в области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов, осуществлять выдачу лесорубочных билетов,
лесных билетов, проводить лесные аукционы, освидетельствования
мест рубок, осуществлять оперативное управление лесным фондом и
другие. Выявлены факты нарушения Лесного кодекса Российской
Федерации в части назначения участков лесного фонда в рубку,
выдачи лесорубочных и лесных билетов, заключения с
сельскохозяйственными организациями договоров безвозмездного
пользования участками лесного фонда, иных действий, противоречащих
лесному законодательству Российской Федерации.
Лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России принимают
меры по прекращению незаконной деятельности этих организаций с
обращением в суды и органы прокуратуры, аннулируют незаконно
выданные лесорубочные и лесные билеты.
Учитывая изложенное, просим оказать содействие территориальным
органам Рослесхоза по обеспечению государственного управления в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении
сельскохозяйственных организаций, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Первый заместитель Руководителя
Федеральной службы
Б.К.ФИЛИМОНОВ
|