ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 1999 года
Дело N 88-Г99-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Нечаева В.И.
рассмотрела в судебном заседании от 17 сентября 1999 г. дело по
кассационной жалобе администрации Томской области на решение
Томского областного суда от 31 мая 1999 г. по заявлению ООО
"Производственно-коммерческая фирма ОПТ-Юнион" о признании
недействительным постановления главы администрации Томской области
N 264 от 23 июля 1998 г. "О введении временной региональной
системы идентификации алкогольной продукции и контроля за ее
реализацией".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Корягиной Л.Л., полагавшей производство по делу прекратить в связи
с неподведомственностью судам, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
23 июля 1998 г. главой администрации Томской области было
принято постановление N 264 "О введении временной региональной
системы идентификации алкогольной продукции и контроля за ее
реализацией" (с последующими изменениями и дополнениями), в
соответствии с которым на территории Томской области введена
временная региональная система идентификации алкогольной продукции
(за исключением пива и слабоалкогольных напитков с содержанием
спирта до 6%): с 1 сентября 1998 г. - на ввозимую в область из-за
ее пределов, с 1 октября 1998 г. - на производимую предприятиями
ликероводочной промышленности.
Этим же постановлением утверждено Положение об идентификации
алкогольной продукции и макет идентификационной марки Томской
области. Для обеспечения функционирования региональной системы
идентификации алкогольной продукции создано областное
государственное учреждение "Томскалкоголь-контроль".
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-
коммерческая фирма "ОПТ-Юнион" обратилось в суд с заявлением о
признании недействительным данного постановления, ссылаясь на то,
что оно не соответствует ч. 1 ст. 8 и п. "ж" ст. 71 Конституции
Российской Федерации и федеральному законодательству. Кроме того,
по мнению заявителя, данное постановление принято с нарушением
положений ст. 65 Устава Томской области.
Решением Томского областного суда от 31 мая 1999 г. заявление
ООО "Производственно-коммерческая фирма "ОПТ-Юнион" удовлетворено.
В кассационной жалобе администрации Томской области ставится
вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу
в связи с неподведомственностью судам (п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР).
В соответствии с п. 3 резолютивной части постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. "По
делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Конституции Российской Федерации" полномочия судов общей
юрисдикции и арбитражных судов по осуществлению вне связи с
рассмотрением конкретного дела проверки соответствия нормативных
актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2)
Конституции РФ, ниже уровня федерального закона иному, имеющему
большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской
Федерации, могут быть установлены федеральным конституционным
законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с
этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального
закона, перечисленные в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2)
Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 106 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным
Судом Российской Федерации толкование Конституции Российской
Федерации является официальным и общеобязательным.
Федеральный конституционный закон, наделяющий суды общей
юрисдикции полномочиями по проверке нормативных актов субъектов
Российской Федерации, отсутствует, в связи с чем право заявителя
на обращение в суд общей юрисдикции с требованием о признании
недействительным оспариваемого положения закона, предусмотренное
действующими федеральными законами, в настоящее время не может
быть реализовано.
Таким образом, Томский областной суд вышел за рамки своей
компетенции, разрешив дело, не отнесенное к его
подведомственности.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Томского областного суда от 31 мая 1999 г. отменить,
производство по делу прекратить.
|