МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 1999 г. N 03-06-61
Главное управление федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации доводит до сведения разъяснения
Правового департамента Минфина России от 14 июля 1999 г.
N 19-04/02-285 по вопросу отчислений 15 процентов от
административных штрафов для формирования Государственного фонда
борьбы с преступностью. Данное разъяснение принять к исполнению с
момента выхода Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999
год".
Одновременно сообщаем, что согласно федеральным законам о
федеральном бюджете, действовавшим до 1 января 1999 г., указанные
отчисления в размере 15% осуществлялись от всех видов штрафов,
налагаемых в административном порядке.
Зам. начальника Главного управления
федерального казначейства
А.В.БУКИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 14 июля 1999 г. N 19-04/02-285
В связи с поступающими запросами от федеральных органов
исполнительной власти, финансовых органов субъектов Российской
Федерации и управлений федерального казначейства Минфина
России по субъектам Российской Федерации по вопросам формирования
и использования бюджетных средств Государственного фонда борьбы с
преступностью Правовой департамент сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 1999 г.
N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в доходы федерального
бюджета на 1999 год включаются средства целевых бюджетных фондов,
в том числе средства Государственного фонда борьбы с
преступностью.
Статья 73 вышеназванного Федерального закона, а также
Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от
17 ноября 1994 г. N 1272, определяют источники формирования
указанного Фонда. Одним из источников формирования являются
денежные средства в размере 15 процентов средств, взысканных в
качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, а также
по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), за
исключением средств, в отношении которых установлен особый порядок
распределения.
В связи с вышеизложенным денежные средства в размере 15
процентов от средств, взысканных в качестве штрафов по вступившим
в законную силу приговорам судов (судей), а также 15 процентов от
суммы штрафов, налагаемых за административные правонарушения,
ответственность за которые предусмотрена федеральным
законодательством и в отношении которых не установлен особый
порядок распределения соответствующим Федеральным законом, должны
быть направлены непосредственно плательщиками в федеральный
бюджет. Так, например, в соответствии со статьей 23 Закона
Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии"
должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного
законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную,
административную, уголовную и иную ответственность в соответствии
с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской
Федерации. Однако в отношении сумм штрафов, взысканных в
административном порядке, в этом Законе не определен порядок
распределения этих средств. Следовательно, денежные средства в
размере 15 процентов от средств, взысканных в качестве штрафов по
вступившим в законную силу приговорам судов (судей), а также 15
процентов от суммы штрафов, налагаемых за административные
правонарушения, должны быть направлены в федеральный бюджет.
Что касается штрафов, в отношении которых установлен особый
порядок распределения соответствующим Федеральным законом, то
такие средства подлежат перечислению непосредственно получателям,
установленным этим Федеральным законом. В частности:
- статья 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О
рекламе" предусматривает, что сумма штрафа, уплаченная
рекламодателем, рекламопроизводителем или
рекламораспространителем, зачисляется в соответствующие бюджеты в
следующем соотношении: 40 процентов - в федеральный бюджет, 60
процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации;
- в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21
декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" средства,
полученные от применения штрафных санкций в области пожарной
безопасности, направляются: 50 процентов - в федеральный бюджет,
50 процентов - в соответствующие фонды пожарной безопасности;
- статья 21 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об
охране окружающей природной среды" предусматривает, что за счет
штрафов за экологические правонарушения формируются экологические
фонды, средства которых запрещается расходовать на цели, не
связанные с природоохранной деятельностью. Статьей 84
вышеназванного Закона определено, что суммы взыскиваемых штрафов,
налагаемых в административном порядке, перечисляются на
специальные счета государственных экологических фондов;
- Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1
"Об административной ответственности предприятий, учреждений,
организаций и объединений за правонарушения в области
строительства" определен порядок зачисления сумм штрафов в
соответствующие бюджеты, а также на счет соответствующего органа
Государственного архитектурно - строительного надзора;
- в Законе Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" ответственность за нарушение требований
вышеназванного Закона не определена как административная. Однако
Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 12 мая
1998 г. N 14-П и определение от 1 апреля 1999 г. N 29-О)
определил, что предусмотренная названным Законом ответственность
является публично - правовой, а именно административной. Таким
образом, штрафы, налагаемые на организации, а также на физических
лиц за нарушение Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением", являются административными штрафами, но в
соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1999 год" не подлежат перечислению в размере 15
процентов от сумм штрафов в Государственный фонд борьбы с
преступностью, так как для этих средств установлен особый порядок
распределения и получатели таких средств определены Законом
Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением". Статья 7 вышеназванного Закона предусматривает, что
20 процентов от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с
этой статьей, зачисляются в республиканский бюджет Российской
Федерации для финансирования деятельности налоговых органов, а 80
процентов - в местный бюджет.
Что касается вопроса использования средств Государственного
фонда борьбы с преступностью, то в соответствии со статьей 73
Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" средства
Государственного фонда борьбы с преступностью в 1999 году
направляются на приобретение вооружения, специальной техники и
средств связи в пределах утвержденного государственного оборонного
заказа на эти цели и распределяются Правительством Российской
Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Постановления
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1272 "Об
утверждении Положения о Государственном фонде борьбы с
преступностью" и пунктами 1 и 3 самого Положения Фонд создан для
финансирования мероприятий, направленных на реализацию федеральной
и региональных программ по борьбе с преступностью. Таким образом,
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, по представлении
соответствующих заявок, могут стать получателями средств
указанного Фонда для реализации этих региональных программ.
Руководитель Департамента
Ю.С.ИВАКИН
|