ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 1999 г. N 10
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" <*>
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях
обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13
Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в
Российской Федерации" постановляет дать судам следующие
разъяснения.
--------------------------------
<*> Далее - Закон.
1. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при
осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно
- кассовые машины.
При рассмотрении споров, связанных с применением
ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием
суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в
соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона такая
ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек
покупателю (клиенту). По смыслу данной нормы таким лицом может
быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо
физическое (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от
обстоятельств совершения правонарушения.
За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона,
ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный
предприниматель), а не конкретный работник.
2. Судам при рассмотрении споров необходимо иметь в виду, что
ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7
Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно
- кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с
покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы,
менее уплаченной.
3. Исходя из смысла Закона сферой его регулирования являются
денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо
заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане
совершают покупки (заказывают услуги).
В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон подлежит
применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись
с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
4. При разрешении споров, связанных с привлечением к
ответственности за использование неисправной контрольно - кассовой
машины (абзац 3 части 1 статьи 7 Закона), судам нужно
руководствоваться Положением по применению контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением <*>, в
пункте 8 которого перечислены признаки неисправной контрольно -
кассовой машины.
--------------------------------
<*> Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изм. и доп.). Далее -
Положение.
Вместе с тем отсутствие пломбы либо ее повреждение,
свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной)
памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без
применения контрольно - кассовой машины, а не за использование
неисправной контрольно - кассовой машины, поскольку наличие на
контрольно - кассовой машине пломбы центра технического
обслуживания является обязательным условием допуска контрольно -
кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).
5. Разрешая споры, связанные с привлечением к ответственности
за осуществление денежных расчетов с населением без применения
контрольно - кассовых машин (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона),
следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 2 и 4 Закона
контрольно - кассовые машины, используемые юридическими лицами
(индивидуальными предпринимателями) для денежных расчетов с
населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
В силу пункта 1, а также подпункта "е" пункта 7 Положения при
осуществлении денежных расчетов с населением допускается
применение только зарегистрированных в налоговых органах
контрольно - кассовых машин.
Поэтому использование контрольно - кассовой машины, не
зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как
осуществление денежных расчетов с населением без применения
контрольно - кассовой машины.
6. Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать
в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые
товары (прейскуранты на оказываемые услуги).
При разрешении споров судам следует иметь в виду, что данное
требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в
Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
своей деятельности либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин <*>.
--------------------------------
<*> Утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изм. и доп.) в
соответствии со статьей 1 Закона. Далее - Перечень.
В связи с этим в случае нарушения указанными предприятиями
такой обязанности к ним могут быть применены штрафные санкции,
установленные абзацем 5 части 1 статьи 7 Закона <*>.
--------------------------------
<*> При определении размера штрафных санкций необходимо
учитывать определение Конституционного Суда Российской Федерации
от 01.04.99 N 29-О.
7. В соответствии с пунктом 1 Перечня юридические лица
(индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при
оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без
применения контрольно - кассовых машин, обязаны выдавать клиентам
документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам,
утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по
согласованию с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица
(индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов
строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов
Российской Федерации, несут ответственность за осуществление
денежных расчетов с населением без применения контрольно -
кассовых машин.
8. При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без
применения контрольно - кассовых машин государственными органами,
которым в соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях <*> предоставлено право рассматривать дела по
данному административному правонарушению, индивидуальный
предприниматель привлекается к ответственности на основании
статьи 146.5 КоАП.
--------------------------------
<*> Далее - КоАП.
Споры, возникающие в связи с наложением указанными органами
штрафных санкций на индивидуальных предпринимателей,
подведомственны арбитражным судам.
9. Поскольку Закон не регламентирует порядка осуществления
производства по делам о нарушениях правил применения контрольно -
кассовых машин, арбитражным судам при рассмотрении споров,
связанных с применением штрафных санкций, следует
руководствоваться содержащимися в КоАП нормами о сроках наложения
взыскания (статья 38) и сроках давности исполнения постановлений о
наложении административных взысканий (статья 282).
При этом необходимо исходить из того, что в срок,
установленный статьей 38 КоАП, должно быть вынесено налоговым
органом решение о наложении взыскания, а в срок, определенный
статьей 282 КоАП, должно быть предъявлено в установленном порядке
(в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих
санкций.
10. Поскольку в силу статьи 33 КоАП при наложении взыскания
необходимо учитывать характер совершенного правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 34
и 35 КоАП), в случае возникновения спора о применении
ответственности за нарушение правил применения контрольно -
кассовых машин судам надлежит оценивать соответствующие
обстоятельства, независимо от того, каким государственным органом
наложен указанный штраф.
По результатам такой оценки суд может снизить размер штрафных
санкций по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении
государственного органа.
11. В соответствии со статьей 6 Закона налоговые органы
обязаны обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц,
повторно нарушивших требования Закона и Положения.
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что
после вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации
юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в
случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 названного Кодекса.
Следовательно, неисполнение указанным лицом требований,
содержащихся в иных законах, может служить основанием для
ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует
соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или
грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
12. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы осуществлять
контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых
машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.
Поскольку Закон не содержит специальных требований к форме и
порядку составления документа, фиксирующего совершение
правонарушения, судам следует иметь в виду, что факт нарушения
требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте,
при составлении которого должны учитываться требования статьи 235
КоАП.
При возникновении спора о наличии или отсутствии факта
нарушения и его характере судам необходимо оценивать и другие
представленные сторонами доказательства.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА
|