Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 04.08.99 N 10 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 4 августа 1999 г. N 10

                     О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ
                ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
         ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" <*>

       В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях
   обеспечения  единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  на  основании статьи 13
   Федерального  конституционного  закона  "Об  арбитражных  судах  в
   Российской    Федерации"   постановляет   дать   судам   следующие
   разъяснения.
       --------------------------------
       <*> Далее  -  Закон.

       1.  Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1
   "О   применении  контрольно  - кассовых  машин  при  осуществлении
   денежных   расчетов   с населением"  на  всех  юридических  лиц  и
   индивидуальных    предпринимателей   возложена   обязанность   при
   осуществлении  денежных расчетов с населением применять контрольно
   - кассовые машины.
       При    рассмотрении    споров,    связанных    с   применением
   ответственности  за  невыдачу  чека  или  выдачу  чека с указанием
   суммы,  менее  уплаченной,  судам  необходимо иметь в виду,  что в
   соответствии   с  абзацем   6  части   1  статьи   7 Закона  такая
   ответственность   применяется   к  лицу,   обязанному  выдать  чек
   покупателю  (клиенту).  По  смыслу  данной нормы таким лицом может
   быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель),  либо
   физическое   (продавец,    кассир   и  т.д.)   в  зависимости   от
   обстоятельств совершения правонарушения.
       За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона,
   ответственность    несет    юридическое    лицо    (индивидуальный
   предприниматель), а не конкретный работник.
       2.  Судам при рассмотрении споров необходимо иметь в виду, что
   ответственность,   предусмотренная   абзацем  6 части  1 статьи  7
   Закона,  применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно
   -  кассовой  машиной,  но  не  выдан покупателю (клиенту) вместе с
   покупкой  (после  оказания  услуги)  либо выдан с указанием суммы,
   менее уплаченной.
       3.  Исходя из смысла Закона сферой его регулирования  являются
   денежные  расчеты  с участием  граждан,   покупающих  товары  либо
   заказывающих  услуги,  независимо от того,  в каких целях граждане
   совершают покупки (заказывают услуги).
       В связи с этим судам следует иметь в виду,  что Закон подлежит
   применению и в тех случаях,  когда денежные расчеты осуществлялись
   с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
       4.   При   разрешении   споров,   связанных  с привлечением  к
   ответственности за использование неисправной контрольно - кассовой
   машины   (абзац   3  части   1  статьи   7 Закона),   судам  нужно
   руководствоваться  Положением  по применению контрольно - кассовых
   машин  при  осуществлении  денежных  расчетов с населением <*>,  в
   пункте  8 которого  перечислены  признаки неисправной контрольно -
   кассовой машины.
       --------------------------------
       <*> Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства
   Российской Федерации от 30.07.93 N 745  (с изм.  и доп.).  Далее -
   Положение.

       Вместе   с  тем   отсутствие   пломбы   либо  ее  повреждение,
   свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной)
   памяти,  влечет  ответственность  за  осуществление  расчетов  без
   применения  контрольно  - кассовой  машины,  а не за использование
   неисправной  контрольно  - кассовой  машины,  поскольку наличие на
   контрольно   -  кассовой   машине   пломбы   центра   технического
   обслуживания  является  обязательным условием допуска контрольно -
   кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).
       5.  Разрешая споры, связанные с привлечением к ответственности
   за  осуществление  денежных  расчетов  с населением без применения
   контрольно  - кассовых  машин  (абзац  2 части 1 статьи 7 Закона),
   следует иметь в виду,  что в соответствии со статьями 2 и 4 Закона
   контрольно  - кассовые  машины,  используемые  юридическими лицами
   (индивидуальными   предпринимателями)   для  денежных  расчетов  с
   населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
   В  силу  пункта  1,  а  также подпункта "е" пункта 7 Положения при
   осуществлении    денежных   расчетов   с  населением   допускается
   применение    только   зарегистрированных   в  налоговых   органах
   контрольно - кассовых машин.
       Поэтому   использование   контрольно  - кассовой  машины,   не
   зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как
   осуществление   денежных   расчетов  с населением  без  применения
   контрольно - кассовой машины.
       6. Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать
   в  доступном  покупателю  (клиенту)  месте  ценники на продаваемые
   товары (прейскуранты на оказываемые услуги).
       При  разрешении споров судам следует иметь в виду,  что данное
   требование Закона распространяется и на предприятия,  включенные в
   Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
   своей   деятельности   либо   особенностей  местонахождения  могут
   осуществлять   денежные   расчеты   с  населением  без  применения
   контрольно - кассовых машин <*>.
       --------------------------------
       <*>  Утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства
   Российской   Федерации   от   30.07.93  N 745  (с  изм. и доп.)  в
   соответствии со статьей 1 Закона. Далее - Перечень.

       В  связи  с этим  в случае  нарушения указанными предприятиями
   такой  обязанности  к ним  могут  быть применены штрафные санкции,
   установленные абзацем 5 части 1 статьи 7 Закона <*>.
       --------------------------------
       <*>   При  определении  размера  штрафных  санкций  необходимо
   учитывать  определение  Конституционного Суда Российской Федерации
   от 01.04.99 N 29-О.

       7.   В   соответствии  с пунктом  1 Перечня  юридические  лица
   (индивидуальные предприниматели),  которым предоставлено право при
   оказании  услуг  осуществлять  денежные  расчеты  с населением без
   применения контрольно - кассовых машин,  обязаны выдавать клиентам
   документы строгой отчетности,  приравниваемые к чекам,  по формам,
   утвержденным   Министерством   финансов  Российской  Федерации  по
   согласованию    с  Государственной   межведомственной   экспертной
   комиссией по контрольно - кассовым машинам.
       Поэтому   указанные   в  пункте   1 Перечня  юридические  лица
   (индивидуальные   предприниматели)  в случае  невыдачи  документов
   строгой отчетности по формам,  утвержденным Министерством финансов
   Российской  Федерации,   несут  ответственность  за  осуществление
   денежных   расчетов   с населением  без  применения  контрольно  -
   кассовых машин.
       8.  При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без
   применения  контрольно - кассовых машин государственными органами,
   которым   в  соответствии  с Кодексом  РСФСР  об  административных
   правонарушениях  <*>  предоставлено  право  рассматривать  дела по
   данному    административному    правонарушению,     индивидуальный
   предприниматель  привлекается   к   ответственности  на  основании
   статьи 146.5 КоАП.
       --------------------------------
       <*> Далее - КоАП.

       Споры,  возникающие  в связи  с наложением указанными органами
   штрафных     санкций     на    индивидуальных    предпринимателей,
   подведомственны арбитражным судам.
       9.  Поскольку  Закон  не  регламентирует порядка осуществления
   производства  по делам о нарушениях правил применения контрольно -
   кассовых   машин,   арбитражным  судам  при  рассмотрении  споров,
   связанных     с    применением    штрафных    санкций,     следует
   руководствоваться  содержащимися в КоАП нормами о сроках наложения
   взыскания (статья 38) и сроках давности исполнения постановлений о
   наложении административных взысканий (статья 282).
       При   этом   необходимо   исходить   из   того,   что  в срок,
   установленный  статьей  38  КоАП,  должно  быть вынесено налоговым
   органом  решение  о наложении  взыскания,  а в срок,  определенный
   статьей 282 КоАП,  должно быть предъявлено в установленном порядке
   (в  том  числе  судебном)  требование  о взыскании соответствующих
   санкций.
       10.  Поскольку  в силу  статьи 33 КоАП при наложении взыскания
   необходимо   учитывать   характер   совершенного   правонарушения,
   личность  нарушителя,  степень его вины,  имущественное положение,
   обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 34
   и   35   КоАП),   в   случае   возникновения   спора  о применении
   ответственности   за  нарушение  правил  применения  контрольно  -
   кассовых    машин   судам   надлежит   оценивать   соответствующие
   обстоятельства,  независимо от того, каким государственным органом
   наложен указанный штраф.
       По  результатам такой оценки суд может снизить размер штрафных
   санкций  по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении
   государственного органа.
       11.  В  соответствии  со  статьей  6 Закона  налоговые  органы
   обязаны  обращаться  в суд  с исками о ликвидации юридических лиц,
   повторно нарушивших требования Закона и Положения.
       При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что
   после  вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации
   юридическое  лицо  может  быть  ликвидировано  по  решению  суда в
   случаях,  предусмотренных  пунктом 2 статьи 61 названного Кодекса.
   Следовательно,    неисполнение    указанным    лицом   требований,
   содержащихся   в  иных  законах,   может  служить  основанием  для
   ликвидации    юридического    лица,    если    суд   квалифицирует
   соответствующие   действия  (бездействие)  как  неоднократные  или
   грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.
       12.  Статья  6 Закона  обязывает налоговые органы осуществлять
   контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых
   машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.
   Поскольку  Закон  не  содержит  специальных  требований  к форме и
   порядку    составления    документа,    фиксирующего    совершение
   правонарушения,  судам  следует  иметь в виду,  что факт нарушения
   требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте,
   при  составлении которого должны учитываться требования статьи 235
   КоАП.
       При   возникновении   спора  о наличии  или  отсутствии  факта
   нарушения  и его  характере  судам  необходимо  оценивать и другие
   представленные сторонами доказательства.

                                                 Председатель Высшего
                                                    Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ

                                                   Секретарь Пленума,
                                      судья Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          А.С.КОЗЛОВА



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz